Очередной газовый маневр позади. На прошлой неделе Россия и Украина подписали обязывающий протокол об условиях поставок газа до конца марта 2015 года. Первый платеж уже поступил, и можно ожидать, что напряженность в вопросе снабжения Европы российским газом теперь заметно спадет.
О чем же договорились стороны и какими могут быть дальнейшие события?
Сейчас каждая сторона «газового треугольника» — Россия, Украина и ЕС — может считать себя выигравшей. Россия после пяти месяцев переговоров не пошла на дальнейшие уступки в отношении условий поставок газа для Украины и фактически добилась практически всех изначально выдвинутых требований. «Газпром» предоставляет Украине временную скидку за счет снижения экспортной пошлины. Поставка новых объемов природного газа будет производиться только на условиях полной предоплаты и только в случае первоначального погашения Украиной части накопленного долга за поставки природного газа в 2013-2014 годах. Чтобы поставки природного газа осуществлялись и в следующем году, Украина должна выплатить до конца года $3,1 млрд.
Сам факт подписания обязывающего протокола стал подтверждением более взвешенной позиции России, демонстрацией готовности обеспечивать энергобезопасность стран ЕС. При этом официальные лица Украины, в частности министр иностранных дел Павел Климкин, до последнего момента продолжали утверждать, что Украина сможет пройти отопительный сезон без дополнительных поставок российского газа.
Украина также может чувствовать себя вполне уверенно. Долг в $3,1 млрд, который она должна выплатить в этом году, предполагает оценку стоимости всего поставленного ей газа из расчета $268,5 за тысячу куб. м. На этом Украина будет считать свои обязательства перед Россией исполненными, и дальнейшее разбирательство о фактической стоимости этих поставок ($5,1 млрд по оценке «Газпрома» за примерно 11,6 млрд куб. м.) будет проводиться в рамках Стокгольмского арбитража, т. е. явно после окончания текущего отопительного периода. В нынешних условиях подвешивание вопроса ценой около $2 млрд как нельзя кстати.
ЕС также сделал важный шаг, причем с минимальными прямыми затратами, для решения проблемы своей энергобезопасности. Хотя российская сторона заявляла, что условием подписания протокола будет предоставление финансовых гарантий оплаты со стороны ЕС, какого-либо формального отражения в протоколе участия ЕС вообще нет. Лишь подпись еврокомиссара в качестве свидетеля процесса. Не предоставил ЕС Украине и какой-либо дополнительной финансовой помощи для оплаты поставок газа. Европейцы позаботились о себе — на начало отопительного периода хранилища были заполнены на 94% (на 19% в объемном выражении выше, чем годом ранее).
Единственным источником средств для оплаты долга и новых закупок для Украины остаются только ее золото-валютные резервы, ранее усиленные вторым траншем кредита от МВФ. В октябре ЗВР Украины понизились до $15 млрд (-25% г/г), из которых наиболее ликвидная часть (золото, валюта, депозиты) — около $6 млрд. Выплата первой части долга и закупка дополнительных 4 млрд куб. м. газа (еще $1,5 млрд) ополовинят эту ликвидную часть. Какое это будет иметь последствие для валютного рынка и курса гривны — открытый вопрос.
Реальная потребность Украины в природном газе может заметно превысить заявляемые оценки в 4 млрд куб. м. За прошлый отопительный сезон (ноябрь-март) Украина потребила 29,7 млрд куб. м. природного газа, за вычетом собственной добычи спрос на газ составил 21,3 млрд куб. м.
Даже с учетом ограничений по поставкам газа и слабому спросу со стороны предприятий на фоне двукратного падения добычи угля спрос на газ за вычетом добычи может составить порядка 17 млрд куб. м. Эта величина немногим уступает текущему заявляемому объему активного газа в ПХГ Украины (15,9 млрд куб. м. на 4 ноября). Но все последние годы объем активного газа не снижался ниже 5 млрд куб. м, и, по оценкам российской стороны, эти последние пять млрд куб. м являются буферным газом, который нужен для поддержания давления в хранилище. С уменьшением доли активного объема газа в ПХГ подъем каждого дополнительного кубометра происходит медленнее, что в случае, например, резкого похолодания может привести как минимум к суточным перебоям в снабжении европейских потребителей (украинские потребители получают газ, поступающий из магистральных газопроводов из России, а на границе недостающий объем замещается подъемом газа из ПХГ). В итоге для минимизации рисков снабжения европейских потребителей и удовлетворения внутреннего спроса Украине может потребоваться закупка не менее 6 млрд куб. м природного газа.
Но реализация протокола может и не состояться в полной мере.
Если Украина найдет средства для закупки газа до конца этого года (на что может быть использован третий транш кредита МВФ, если не произойдет задержка с его выдачей), ее интерес к закупкам газа в первом квартале 2015 года вновь снизится, и тогда второго платежа (на $1,64 млрд) «Газпром» может и не дождаться. А достижение нового соглашения опять займет не один месяц, поскольку с апреля по сентябрь Украина сможет обходиться газом собственной добычи и минимальным объемом реверса.