На срочных и чрезвычайных переговорах в Берлине по газовым проблемам энергокомиссар Гюнтер Эттингер по существу занял сторону «Газпрома». Отчасти его позицию можно, наверное, объяснить его предстоящим уходом с комиссарского поста (помните, куда в свое время ушел работать германский канцлер Герхард Шредер?), но если говорить серьезно, то можно убедиться в том, что интересы представителя Евросоюза совпали здесь с интересами российского газового гиганта.
Эттингер фактически озвучил позицию Москвы. Он предложил Украине выплатить $3,1 млрд долга, чтобы иметь возможность в течение шести холодных месяцев получить 5 млрд кубометров российского газа по предложенной «Газпромом» цене $385 за тысячу кубометров.
Ранее украинцы категорически не соглашались ни с этой ценой, ни с продолжением работы по старому контракту 2009 года, которые они не без основания считают не соответствующими рыночной конъюнктуре.
Ситуация для «Газпрома» и европейских потребителей сложилась критическая.
Когда российское руководство прекратило поставки газа на Украину, оно нанесло удар не только по режиму в Киеве, но и по своему «национальному достоянию». Компания технически не в силах выполнить свои контрактные обязательства по снабжению европейских потребителей газом в зимний период пикового спроса без покупки дополнительных объемов из украинских подземных хранилищ, а объемы эти украинцам придется оставить себе, чтобы не замерзнуть зимой. Российского газа в них нет.
Между тем расчеты показывают, что Украина даже суровую зиму протянет, хотя и с большим трудом. Накопленный под землей газ, собственная добыча, закупка газа у европейских соседей, суровый режим энергосбережения должны ей в этом помочь. Она может по-прежнему пропускать через свою территорию транзитом весь газ, который способен отправить на Запад «Газпром», и выжидать, пока замерзающие страны Европы начнут обвинять российского монополиста в срыве поставок и разжигании «газовой войны».
Понимая, что на карту поставлена репутация «Газпрома» как надежного поставщика и что в случае нарушения контрактов компанию ждут штрафные санкции, российская сторона делает все, чтобы обеспечить себе хотя бы временную поддержку европейцев на переговорах. Дело дошло до прямого шантажа в виде резкого сокращения поставок газа в Европу и угроз прекратить поставки вообще в случае «реэкспорта». Шантаж грубый и совершенно безосновательный, поскольку Евросоюз уже давно положил конец таким пунктам в контрактах, которые запрещали перепродажу газа: они нарушают правила свободного рынка и законы конкуренции, да и вообще юридически бессмысленны.
На полученный на пункте сдачи и смешанный с газом других поставщиков товар не повесишь этикетку «сделано в...».
Европа отвечает публикацией гипотетических сценариев «газовой войны» с Россией и предупреждениями, что такие сценарии могут дорого обойтись кремлевскому руководству. Неопознанные «высокопоставленные чиновники ЕС» уже заявляют: «Ответ на российское газовое эмбарго будет жестким». Нервишки пошаливают и в Москве, и в Брюсселе.
Рациональным выходом из положения стало бы подписание нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» на условиях, аналогичных положениям контрактов российской компании с другими европейскими клиентами. Настойчивое желание Москвы действовать по старому штопаному-перештопанному контракту можно объяснить лишь политическими причинам, не позволяющими относиться к украинским партнерам как к другим европейцам.
Украинские переговорщики, столкнувшиеся с давлением со стороны как «Газпрома», так и еврокомиссара, готовы, судя по всему, согласиться с предложенной временной схемой получения газа из России в течение шести критических месяцев. Однако решить проблему в целом такой компромисс не поможет. Без нового контракта, заключенного с учетом цен на свободном европейском газовом рынке, нормализации отношений двух хозяйствующих субъектов ожидать не приходится. Политики будут по-прежнему мешать цивилизованному обмену товара на деньги.