К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фарнборо-2014: политики больше, чем самолетов

Фото РИА Новости
Фото РИА Новости
Международный авиасалон состоялся на фоне визовых и санкционных скандалов и гибели пассажирского В777 в небе над Донбассом. Чем еще запомнился Фарнборо-2014?

Под Лондоном завершил работу международный аэрокосмический салон Фарнборо. Редчайший случай для шоу такого калибра: ни одной премьеры! А из-за событий, которые случились во время мероприятия, и вовсе было порой не до авиации с космосом.

Визовый скандал

В день открытия, 14 июля, стало известно, что половина российской делегации не получила визы. На одной из крупнейших в мире авиационных «ярмарок тщеславия» практически не было первых лиц. Выставочные стенды обходили заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь и посол России в Великобритании Александр Яковенко; они же пытались объяснить неприятную ситуацию.

Те руководители, которые оказались на авиашоу, постарались не задерживаться и свести к минимуму общение с журналистами — больше кулуарно, выборочно, из лояльных СМИ. Так, в последний момент отменил брифинг руководитель Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Не было традиционной большой пресс-конференции президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев еще накануне Фарнборо дал интервью Reuters про «Добролет», затем на салоне получил награду Skytrax, заглянул на тренажер МС-21 от ОАК — и улетел. На тренажере еще не существующего самолета красовался логотип «Аэрофлота» как стартового заказчика, а рядом стояли стюардессы компании в форме цвета «красный мандарин».

 

Зато на Фарнборо было целых два самолета Sukhoi Superjet 100 — в раскраске «Ютэйра» и мексиканского перевозчика Interjet. Они просто стояли — в летной программе не участвовали. Но как стояли! На самых видных площадках, в одном ряду с Boeing 787 Dreamliner. Припасены были и «домашние заготовки»: на салоне подписано два соглашения на поставку SSJ 100 — c казахстанским перевозчиком Bek Air (7 самолетов) и российской авиализинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (8 самолетов; переговоры о передаче их в лизинг ведутся как минимум с четырьмя европейскими авиакомпаниями, заверил гендиректор ИФК Александр Рубцов).

Военную технику Россия привезла только в виде макетов.

 

«Мы в прошлом году в Ле Бурже демонстрировали и Су-35 [была его международная премьера — Forbes.], и Як-130. Те потенциальные заказчики, которые у нас есть, хорошо знают нашу технику, потому мы сочли, что везти ее в этом году в Фарнборо нецелесообразно, — объяснил Погосян. — К тому же основной рынок для поставок российской боевой авиатехники сегодня — внутренний. И хотя мы сохраняем экспортные поставки боевых самолетов, но в этом году больше 90 машин будет поставлено ВВС России».

Слюсарь на вопрос, где теперь Россия будет представлять военную технику — в связи с претензиями по Крыму и Украине, ответил вполне жизнеутверждающе: «Кроме Фарнборо и Ле Бурже есть и другие авиасалоны, в частности китайский. Если мы что-то не можем привезти, предложить здесь, то можем в других странах».

Ни одной новинки

Не добрался до Фарнборо и истребитель F-35. Самолет очень ждали — он единственный мог стать полноценной новинкой авиашоу. Прилет F-35 на Фарнборо преподносился как долгожданный международный дебют. Увы, он не состоялся. Меньше чем за месяц до открытия салона у F-35 загорелся двигатель. Уже тогда было ясно: столь серьезный инцидент отменяет любую публичность. Но анонс F-35 висел на сайте салона «до упора». Поэтому даже в первый день все вокруг только и говорили о том, что F-35 может прилететь — как будто речь шла о воздушном шаре, который просто вовремя не закачали гелием.

 

Разумеется, F-35 было важно заявиться именно на Фарнборо, ведь Великобритания — один из партнеров проекта, а на открытии авиашоу прогуливался вдоль экспонатов премьер-министр Дэвид Кэмерон. Да и геополитическая обстановка, что называется, способствует: агрессивные полеты новейшего истребителя показали бы, кто в доме хозяин. F-35 — совместный продукт нескольких стран, из которых все, кроме Австралии, являются членами НАТО (США, Канада, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Турция). Плюс среди потенциальных покупателей самолета — Израиль, Япония, Южная Корея.

Но жажду публичной демонстрации мускулов победил страх публичного провала.

Тем более что Lockheed Martin, производитель F-35, и так постоянно подвергается критике. Компания выиграла тендер на создание истребителя в 2001 году, пообещав самолет через 10 лет. Проект уже опаздывает на насколько лет из-за технических проблем. А попытки найти решения делают F-35 все дороже: затраты на каждый самолет планировались в пределах $30-35 млн, но теперь поднялись выше $100 млн. К 2019 году Lockheed Martin, правда, обещает снизить планку до $80 млн.

Впрочем, и техническое задание по F-35 не из простых. Пентагон заказал истребитель для трех разных родов войск — ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты. Если в первых двух случаях речь идет об обычном взлете, то в третьем — о вертикальном/укороченном. Вот здесь-то Lockheed Martin совместно с производителем двигателей Pratt & Whitney пришлось помучиться: с одной стороны, двигатель должен хорошо охлаждаться, и тут нужен дополнительный вентилятор, с другой, для самолета такое решение означает лишний вес, который и без того на пределе. Собственно, это главная проблема. Есть и другие претензии: сходит «невидимое» покрытие с фюзеляжа, огрехи в управлении и программном обеспечении. Тем не менее, США собираются закупить более 2400 F-35 на $400 млрд, а в серийном производстве сейчас находится уже сотня самолетов. На нынешнем Фарнборо F-35 был представлен полномасштабным макетом и флешкой, которую раздаривали участникам салона улыбчивые девушки.

На авиашоу могла появиться еще одна новинка — региональный самолет CSeriers от Bombardier (конкурент SSJ 100). Но и его дебют было сорван — опять подвел двигатель, и опять от Pratt & Whitney.

 

Битва гигантов

Airbus и Boeing не приготовили для Фарнборо премьер, но это не ослабило конкуренцию между ними. Европейский авиапроизводитель буквально в последний момент стал спонсором Фарнборо, а еще купил рекламу не только в отраслевых СМИ, но и в Financial Times с The Wall Street Journal — так что картинки с А330, А350, А380 были везде и всюду. Boeing, как всегда, выступил спонсором медиацентра. Сидишь в душной комнате с компьютерами и взбудораженными журналистами (им надо новости срочно отправить, интернет же не спешит), а на тебя летит самолет Boeing. И с правой стены летит, и с левой. Симпатично, ничего не скажешь. Но быстрый провайдер был бы полезнее.

Airbus привез свой самый новый лайнер А350 (впервые на публике появился в прошлом году на Ле Бурже), экспериментальный самолет с электродвигателями Е-Fan, военно-транспортный А400 и, разумеется, двухэтажный A380. «Гвоздем программы» Airbus сделал презентацию дальнемагистрального самолета А330neo. Это все тот же А330, но с новыми экономичными двигателями, улучшенной аэродинамикой (например, будет больший размах крыла и модные, как у А350, законцовки); что позволит сократить на 14% расход топлива на «кресло» по сравнению с прежним А330, уверяет Airbus. А еще — обновленный дизайн салона с мобильной связью и интернетом. На разработку нового А330 было потрачено €2 млрд. Первые самолеты пойдут в эксплуатацию в конце 2017 года. A330neo собирается конкурировать с B787 Dreamliner (хотя изначально эта роль отводилась А350). Прежде всего, за счет цены — Airbus обещает сделать свою новинку дешевле. И ничего, что на B787 больше тысячи заказов. Европейцы уверены, что догонят.

Но и в Boeing не сидят сложа руки, а выводят на рынок B777x и отбивают богатого клиента. В июне авиакомпания Emirates отказалась от 70 самолетов A350 каталожной стоимостью $16 млрд. А уже в канун Фарнборо заключила сделку с Boeing на 150 В777Х за рекордные $56 млрд. Это крупнейший заказ в истории авиации, подсчитало агентство Bloomberg. Emirates купит два типа самолетов: 115 Boeing 777-9X вместимостью 400 пассажиров и 35 Boeing 777-8X вместимостью 350 пассажиров. Поставки ожидаются с 2020 года. «Сюрпризом» от Boeing на нынешнем салоне был В787-9, одна из разновидностей «лайнера мечты». Он участвовал в летной программе, но, в отличие от самолетов Airbus, в гости не приглашал.

По итогам Фарнборо больше заказов получил Airbus — 496 самолетов ($75,3 млрд) против 201 ($40,2 млрд) от Boeing.

 

Лепту внесла и авиакомпания «Трансаэро», заключив соглашение на 20 А330. Правда, так и осталось загадкой, кто же подписал столь серьезный финансовый документ со стороны перевозчика. Обычно это делают первые лица компании, в пресс-релизе же была цитата исполнительного директора. Вопрос, были ли на Фарнборо гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова и ее муж — председатель совета директоров Александр Плешаков, авиакомпания оставила без ответа. Может быть, политическая ситуация не способствует публичности?

Санкции и авиакатастрофа

Санкции в отношении России были не менее обсуждаемы, чем не прилетевший F-35. Топ-менеджеры повторяли, как мантру: «Нас многое связывает. Мы не можем друг без друга». И это не дань хорошему тону — на кону многомиллиардные контракты: Airbus и Boeing почти половину титана покупают у компании «ВСМПО Ависма». «Россия стала основным партнером Boeing по титановым изделиям для гражданской авиации. «В ближайшие годы планируется потратить $18 млрд на закупки титановой продукции, $5 млрд — на приобретение услуг по проектированию и $4 млрд — на приобретение других товаров и услуг, — сообщил руководитель Boeing в России и странах СНГ Сергей Кравченко. — Каждый самолет В787 имеет около 60 изделий из российского титана. И мы производим десять таких самолетов в месяц. На нашем бизнесе в России, многомиллиардном, долгосрочном и прозрачном для обоих правительств, пока, к счастью, это не отражается. Но нервозность присутствует. Когда есть неопределенность и есть ощущение, что санкции могут быть расширены, появляются риски. Скорее бы политические разногласия закончились и мы смогли вернуться к тому, что мы называем обычным бизнесом».

Поздно вечером 16 июля Министерство финансов США объявило об очередных санкциях в отношении физических лиц и компаний. В «черный список» попал Внешэкономбанк, который в том числе занимается авиационным лизингом и контрактом на поставку самолетов Boeing. Главный редактор avia.ru Роман Гусаров в сердцах заметил: «Истерика Госдепа продолжается. С нетерпением жду санкций против «Ростеха» и запрета продавать нам Boeing». Сам Boeing предпочел молчать.

А день спустя, 17 июля, случилось то, что перекрыло абсолютно все темы, — авиакатастрофа B777 Malaysia Airlines.

 

Самолет был сбит над Украиной. Журналисты еще отписывали бизнес-новости из Фарнборо, но параллельно уже изучали подробности трагедии и задавали другие вопросы. По сути, с середины авиасалона интерес к нему пропал. Boeing разместил на сайте обращение в связи с авиакатастрофой (указав предусмотрительно номер рейса, а не тип самолета). И спешно свернул летную программу — на публичные дни американские лайнеры не остались.

Зато в Фарнборо расположен британский Отдел по расследованию авиационных происшествий — одно из двух учреждений в Европе, где есть оборудование для прослушивания «черных ящиков». Туда и отвезут самописцы рухнувшего В777 Malaysia Airlines на расшифровку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+