К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Иллюзия поражения: почему Nokia выиграет от сделки с Microsoft

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
От покупки финской компании пострадают только акционеры Microsoft

Никогда больше продажи Nokia не будут равняться 20% ВВП Финляндии, как в 2011 году. Безвозвратно ушли и времена (1998-2007), когда, по данным Исследовательского института финской экономики, компания обеспечила стране четверть ее экономического роста, 30% расходов на НИОКР и пятую часть экспорта. Nokia добровольно уполовинила себя, продав корпорации Microsoft подразделение, выпускающее мобильные телефоны.

Однако и Nokia, и Финляндия в краткосрочной перспективе только выиграют от сделки. Потеряют разве что акционеры Microsoft.

Той же дорогой, что и Nokia, уже ходила одна североевропейская компания – Ericsson. Мало кто сейчас помнит мобильные телефоны этой марки, но в 1990-е шведы были среди пионеров рынка. Впрочем, экспертами по части потребительских товаров они себя не чувствовали и в 2001 году создали совместное предприятие с Sony, которая как раз с конечным потребителем работала лучше всего.

 

После 10 лет мучений и метаний между операционными системами Sony Ericsson полностью перешла на Android, и Sony выкупила долю шведов за $1,5 млрд. Покупали японцы компанию с 7500 сотрудников и четырехпроцентной долей рынка смартфонов. В 2013 финансовом году Sony Mobile – так теперь называется бывшее СП – понесла операционный убыток $1 млрд при выручке $12,7 млрд.

Подразделение Nokia, выкупленное Microsoft, – это почти то же самое с точки зрения результатов, только в полтора раза больше: выручка-2012 на уровне $21 млрд, операционный убыток – $1,5 млрд. Но дело в том, что почти три четверти выручки компании приносит продажа устаревших, дешевых кнопочных телефонов, продажи которых в штуках быстро падают, только в прошлом году — на 20%. Доля рынка смартфонов у Nokia – всего 3,3%, а сотрудников в «телефонном» подразделении – аж 32 000. Microsoft заплатила почти впятеро больше денег, чем Sony, за намного более проблемный бизнес.

 

В отличие от Sony Microsoft – не специалист по потребительским товарам.

Разве что игровая приставка X-box у нее «пошла»; в остальном же самые успешные проекты редмондской компании нацелены были на оптовые и корпоративные продажи. И если Sony приняла для своей линейки Xperia доминирующую на рынке операционку Android, то сверхзадача Microsoft – завоевывать рынок для своей системы, которая сейчас мало кого интересует.

Но для Nokia все эти проблемы позади. Она вполне может вдохновляться примером Ericsson, мирового лидера по выпуску оборудования для мобильных сетей, получившего в прошлом году $900 млн прибыли. Шведы хотят забыть о потребительском рынке как о ночном кошмаре, и у них есть для этого все возможности. У финнов – тоже. Они недавно выкупили у Siemens ее долю в Nokia Siemens Network, работающей на том же рынке, что и Ericsson. Это подразделение в прошлом году принесло Nokia $18 млрд выручки – почти столько же, сколько мобильные телефоны, – и понесло убыток только из-за больших расходов на реструктуризацию. В этом году оно уже прибыльно: плюс $10 млн во втором квартале.

 

На первый взгляд может показаться, что бывший сотрудник Microsoft, а ныне глава Nokia Стивен Илоп поработал этаким «двойным агентом» для своего прежнего работодателя. На самом деле он спас финскую компанию, избавив ее от огромных убытков и переложив все проблемы на плечи Microsoft. Правда, скоро он сам за все ответит – он ведь и возглавит новое подразделение американской корпорации. А вот глава корпорации Стив Балмер, совершивший сделку, ни за что отвечать не будет – он уйдет со своего поста прежде, чем станет понятно, выживет ли бывшая половина Nokia в составе Microsoft.

А пока она жива, финские власти могут радоваться. Microsoft берет к себе всех 4700 местных сотрудников «телефонной» части Nokia и не собирается куда-либо переводить ее научно-исследовательские подразделения. Вряд ли американцы будут так же ретиво резать расходы, особенно на первых порах, как это пришлось бы делать Илопу, если бы компания сохранилась в прежнем виде. Наоборот, Microsoft, вполне возможно, увеличит инвестиции – ей ведь надо спешно наращивать долю рынка. Вместо одной гигантской, но убыточной компании финны получают на своей территории две – свою прибыльную и глобальную сказочно богатую: даже после покупки Nokia у Microsoft осталось $70 млрд кэша.

Сделка Балмера и Илопа расставила все по местам.

Спокойная нордическая компания Nokia будет продавать невидимые потребителю, но полезные операторам связи высокотехнологичные штуковины. Финляндия окончательно перестанет быть зависимой от одной глобальной компании, невзначай произросшей на ее скудных почвах. А Microsoft продолжит серию дорогих попыток пробиться на потребительский рынок, где ей, как показали предыдущие опыты, делать нечего.

Вся Финляндия должна молиться, чтобы бог даровал американцам побольше упрямства.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+