Под конец новогодних каникул Росавиация потребовала от аэропортовых служб безопасности не пускать в самолеты пассажиров с любыми жидкостями и гелями, кроме необходимых лекарств. Мотивация, изложенная в сообщении ведомства, выглядит вполне бесчеловечно:
«Наибольшую уязвимость представляют собой воздушные суда, т. к. на их бортах нанесены государственные регистрационные и опознавательные знаки Российской Федерации. Таким образом в случае совершения террористического акта террористы демонстрируют возможность нанесения ущерба не только отдельным гражданам или организациям, а всему государству».
Звучит это так, будто Росавиация защищает не никому не нужных «отдельных граждан», а «государственные регистрационные и опознавательные знаки». Мол, медийная картинка изуродованного самолета с российским флагом желаннее для террористов и опаснее для государства, чем человеческие жертвы.
Даже если у чиновников в голове действительно такая каша, осмысленность самого запрета на жидкости не стоит сразу отрицать.
Для начала есть смысл вспомнить о его корнях.
В августе 2006 года британские власти арестовали восьмерых мужчин, якобы планировавших взорвать семь самолетов в пути из лондонского аэропорта Хитроу в США и Канаду. Впоследствии одного из них оправдали, а остальные семеро получили разные сроки заключения, вплоть до пожизненного. Террористы собирались пронести на борт по три элемента бомб, которые должны были собрать в туалетах самолетов: бутылку с концентрированной перекисью водорода, смешанной с порошковым напитком Tang (смесь закачивали шприцем в тару из-под сладкой воды Lucozade); выпотрошенные «пальчиковые» батарейки, наполненные гексаметилентрипероксиддиамином (ГМТД); дешевую камеру со вспышкой, которую предполагалось использовать для детонации.
А еще они планировали взять с собой порнографические журналы и презервативы, чтобы секьюрити в аэропорту не заподозрили в них мусульманских фанатиков.
Все элементы бомбы можно изготовить дома. Инструкция, как синтезировать ГМТД, есть, например, на сайте Массачусетского технологического института. Террористы описывали план в своих дневниках, а на процессе демонстрировали необходимые познания в химии. Прокуроры крутили присяжным видео, в которых взрывались самодельные бомбы, сделанные по рецепту подсудимых. А телекомпания BBC наняла эксперта-взрывника, чтобы устроить собственную демонстрацию – надо сказать, весьма впечатляющую: самодельная бомба проделала в обшивке самолета большую дыру, с которой он вряд ли куда-нибудь долетел бы.
По словам прокуроров, в случае успеха терактов было бы больше 1500 жертв.
После арестов аэропортовые службы безопасности по всему миру перестали пропускать на борт любые жидкости. Через два месяца ввели нынешний лимит – каждая упаковка не больше 100 мл, совокупный объем не более литра. Казалось бы, ерунда: ничто ведь не мешает террористу слить вместе содержимое нескольких упаковок. Но ограничение все же логично: в своем официальном блоге американское Управление транспортной безопасности (TSA) объясняет, что сделать «жидкую» бомбу так, чтобы она сработала, и без того трудно (вот русское описание неудачного опыта), а уж химичить в туалете с несколькими флакончиками – это практически гарантия неудачи. TSA открыто признает, что оно не может полностью гарантировать безуспешность теракта, но делает все возможное, чтобы максимально его усложнить.
Как любое противостояние типа «казаки-разбойники», предотвращение терактов в самолетах – это гонка вооружений. В прошлом году сообщалось, к примеру, что «Аль-Каида» разработала взрывчатую смесь, которой можно пропитывать одежду. Если ее потом поджечь – бум! Правда, пока ни один случай использования не зафиксирован, но террористы, очевидно, работают над способами обойти запрет на пронос жидкостей. А эксперты по авиационной безопасности – над способами сделать эти способы неэффективными.
Запрет на пронос жидкостей тем временем постепенно устаревает. Еще в 2012 году прошли сертификацию аппараты, позволяющие за несколько секунд сканировать бутылки любого размера на наличие взрывчатых веществ. Такие, правда, есть далеко не в каждом воздушном терминале. Но те, кто в последнее время бывал в израильском аэропорту Бен Гуриона, наверняка видели подобные устройства в действии. Беда в том, что через них надо пропускать каждую бутылочку или тюбик, и если все станут возить много жидкостей в ручной клади и сканеры будут применять без разбора, очереди на досмотр удлинятся.
Запрет возить любые жидкости – самый грубый и простой способ снизить вероятность взрывов, не увеличивая время ожидания.
Вероятно, поэтому к нему прибегли у нас во время Олимпиады, которая, конечно, представляет собой гораздо более желанную мишень для террористов, чем волгоградский общественный транспорт. Ведь их цель – добиться максимального резонанса, в том числе и увеличивая число жертв.
Я часто летаю и ненавижу сдавать вещи в багаж. Много раз я отказывался от покупки редкой бутылки вина, зная, что с ней меня не пустят в самолет. Зато я ни разу не видел – думаю, и не увижу, – чтобы в самолет не пропустили с лекарствами, назначение которых путешественник мог внятно объяснить, или с детским питанием. Запреты вводят для всех, чтобы не проверять каждого и сосредоточиться только на особых случаях. А в каждом из них интенсивность – и эффективность – досмотра зависит от работника службы безопасности, от его настроения, от того, насколько он добродушен или равнодушен.
Конечно, эксперты по авиационной безопасности это понимают. И говорят себе: ну да, зато мы снижаем риск.
Не знаю, как вы, а я готов играть по таким правилам: чем больше летаешь, тем больше задумываешься о вероятностях.