Экономическая ситуация в России давно не была такой напряженной, как сегодня. Полностью исчерпана модель экономического роста, основанная на высоких ценах на нефть. Проблемы, которые тормозили развитие экономики до обострения геополитической ситуации, остались нерешенными. К этому добавляется угроза новых санкций и ответных российских мер, негативные последствия которых для экономики трудно переоценить.
В таких условиях экспертное сообщество с тревожным нетерпением ожидает появления проекта бюджета на 2015—2017 годы.
Чем обусловлена эта тревога? Во-первых, в новый бюджетный цикл мы входим практически с нулевым ростом и высокой инфляцией. Во-вторых, нам стоит ожидать существенного недобора доходов. Конечно, увеличившийся курс доллара отчасти компенсирует выпадение доходов в номинале, но нельзя не понимать, что снижение темпов роста экономики и повышение инфляции приведут к существенному выпадению доходов в реальном выражении.
Наряду с уменьшением доходов, вероятно, последует рост бюджетных расходов. В текущих условиях вполне реальным может стать повышение расходов на оборону. Скорее всего, вырастут и расходы по статье «национальная экономика», при этом количественное увеличение будет сопряжено с ухудшением качества — относительно эффективные проекты могут быть вытеснены более затратными направлениями расходов, такими, как вынужденная поддержка предприятий и банков, попавших под санкции. Расходы на социальную политику, традиционно индексируемые на инфляцию, также могут вырасти вследствие роста внутренних цен.
Одновременное снижение доходов, повышение расходов и крайне неблагоприятные условия для государственных заимствований поставят правительство перед задачей срочного поиска источников дополнительных доходов. Вероятнее всего, правительство будет решать эту проблему самым быстрым и простым способом — повышением налогов. И хотя такое решение является губительным для и без того затухающего экономического роста, необходимость срочного латания бюджетных дыр вынудит правительство пойти на этот экономически вредный шаг.
Есть ли альтернатива? В сложившихся условиях боюсь, что нет.
Однако, если уж нам предстоит столкнуться с повышением налоговой нагрузки, то целесообразно следовать принципу наименьшего зла.
Среди вариантов повышения налогов наиболее активно обсуждается введение регионального налога с продаж. Однако в отношении этой меры сегодня сложилась уникальная ситуация, когда и аналитики, и представители бизнеса, и даже экономический блок правительства сходятся во мнении, что введение налога с продаж было бы ошибкой.
Основные доводы «против» введения налога с продаж следующие:
— во-первых, его введение не решит проблему дефицита региональных бюджетов — по оценкам Минфина, сумма, которую рассчитывает получить правительство с помощью налога с продаж, составляет порядка 200 млрд рублей в год. Для бюджетной системы в целом — это капля в море, для региональных бюджетов — это капля «в пруду» (меньше 1% всех доходов бюджетной системы и около 3% всех собственных доходов региональных бюджетов);
— во-вторых, введение налога с продаж не снизит степень дифференциации субъектов по доходам и не повысит самостоятельность регионов. Вводить новый налог будет выгодно только «богатым» регионам с крупными торговыми сетями. Дотационные регионы на этом фоне, напротив, станут еще беднее, а значит, усилится их зависимость от федеральных субсидий;
— в-третьих, введение налога с продаж будет стимулировать серые схемы и торговлю «из-под» кассы — российский опыт налога с продаж доказал его низкую собираемость и большой масштаб уклонений;
— в-четвертых, введение любого нового налога в принципе требует больших административных затрат на организацию его сборов и контроль над уплатой, а для налога с продаж эти издержки будут особенно высоки вследствие специфики этого налога;
— в-пятых, налог с продаж уже был признан антиконституционным, и причины, по которым это судебное решение было принято, до сих пор не устранены.
И вот тут мы наблюдаем еще более необъяснимый феномен: вариант, предложенный когда-то Минфином, — повышение НДС — даже не рассматривается, зато по какой-то невероятной причине первые лица государства и их советники постоянно возвращаются к теме налога с продаж, как будто не обращая внимания на все приводимые аргументы против такого решения. Притом что вариант повышения НДС дал бы бюджетной системе существенно больше дополнительных доходов в казну — по оценкам Минфина, около 500 млрд рублей в год.
К тому же повышение НДС не было бы связано с ростом издержек на введение и администрирование нового налога.
Поэтому экспертное сообщество ждет с тревогой неприятного сюрприза — что вместе с проектом закона о бюджете на следующую трехлетку в российскую налоговую систему вернется налог с продаж — этот искусственный и ненужный для российской экономики, но почему-то любимый первыми лицами налоговый инструмент.
Хотя пока закон о бюджете не принят, еще теплится надежда, что от идеи возврата налога с продаж все-таки откажутся. Пусть и в последнюю минуту.