В июле 2013 года украинские конфеты, произведенные известным кондитерским концерном «Рошен», стали своеобразным символом нарастающих проблем в российско-украинских отношениях. В начале августа вслед за конфетами Роспотребнадзор взялся за проверку украинского печенья. Глава ведомства Геннадий Онищенко усилиями украинских СМИ превратился в зловещий символ административного давления России на украинских экспортеров.
Проблемы украинских кондитеров — лишь одна из вершин огромного айсберга.
Торгово-экономические отношения между двумя странами представляют собой пересечение критически важных для каждой из них проблемных зон. Это и вопросы поставки российского газа на украинский рынок, и газового транзита, взаимного доступа российских и украинских инвесторов к интересующим их активам, поставки украинской сельхозпродукции на российский рынок, кооперация в военно-промышленном комплексе, доступ украинских производителей к российскому трубному рынку и т. д.
Проблемы в любой из этих зон немедленно сказываются на политико-экономической ситуации в России или на Украине. К примеру, нерешенность газового вопроса наносит огромный ущерб украинской экономике, которая вынуждена импортировать российский газ по одной из самых высоких в Восточной Европе цен (около $400 за тыс. куб. м). Ну а Россия вынуждена строить очередной обходной газопровод «Южный поток», стоимость сооружения которого должна превысить $15 млрд. Наиболее ярким примером традиции смешивать политику и экономику является подписанное в апреле 2010 года в Харькове соглашение, которое увязывало условия пребывания российского Черноморского флота в Крыму с ценой на газ.
При всей важности российского и украинского рынка для производителей двух стран надо помнить, что солидная часть украинских предприятий являются конкурентами российских. Борьба охватывает как рынки трубной продукции, так и аграрной. Постоянные напряжения испытывают сахарный, молочный, мясной рынки или рынок кондитерской продукции.
Зачастую украинские экспортеры прибегают на российском рынке к демпингу, периодически мы можем наблюдать полномасштабные торговые войны.
По итогам прошлого года товарооборот между двумя странами снизился с $57 млрд до $45 млрд. Это индикатор нарастания проблем в украинской экономике. Спрос на украинский металл — основной экспортный продукт — продолжает падать. Снизить важнейшие для металлургии энергетические издержки Киев может только за счет помощи России.
Украина, стремясь остаться на российском рынке и получать максимально дешевые энергоносители, в то же время хотела бы участвовать и в европейском интеграционном проекте. Москва же, являясь инициатором евразийской интеграции, с 2011 года активно приглашала Киев вступить в Таможенный союз, который с 2015 года должен быть преобразован в Евразийский экономический союз.
Действительно, будущий союз, имея в своем составе Украину — экспортера промышленной продукции, был бы более устойчив на мировом рынке, где Россия и Казахстан пока в основном предлагают углеводороды.
Однако в ноябре на саммите в Вильнюсе Киев должен получить статус ассоциированного партнера с Евросоюзом, что открывает ей дорогу в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. В украинской элите и частично в экспертном сообществе считается почти аксиомой, что вхождение республики в ЗСТ принесет ощутимые результаты уже в краткосрочной перспективе. В частности, ожидается, что будет облегчен доступ украинских товаров на рынок ЕС. Украина должна сэкономить на ввозных пошлинах до $500 млн. Киев рассчитывает на увеличение экспорта продовольствия в страны ЕС. Кроме того, Киев считает, что в рамках ЗСТ Украина станет более привлекательна для инвестиций из ЕС, начнется модернизация украинской экономики, появятся новые технологии, будут внедряться более высокие европейские стандарты.
В то же время возможные экономические выгоды явно не превышают те, которые уже имеют украинские производители на рынке Таможенного союза. Без российского рынка польза для Украины от вступления в ЗСТ с Европой может оказаться сомнительной.
До мая этого года Украина могла себе позволить определенное лавирование между Брюсселем и Москвой, но летом, когда стало окончательно ясно, что в Таможенный союз Киев не пойдет, Россия приступила к постепенному переформированию российско-украинских экономических отношений. Киев, в том числе и с помощью Роспотребнадзора, будет постепенно лишен разного рода традиционных или стихийно сформировавшихся преимуществ для украинских экспортеров на российском рынке. Так что история с конфетами «Рошен» — только начало.