Российские власти продолжают искать способы ограничить рост тарифов естественных монополий. На этом фоне растет интерес к инфраструктурным облигациям — недавно такие облигации разместило ОАО «РЖД», сейчас обсуждается их выпуск «Российскими сетями». Несмотря на существующие риски, это крайне интересный инструмент решения целого ряда проблем. Он позволяет обеспечить долгосрочное финансирование проектов с большими сроками окупаемости, на которые сложно занять деньги на рынке.
Обычно эти проекты финансируются за счет включения «инвестиционной составляющей» в текущие тарифы, подстегивая их рост. В этом плане ситуация в России тяжелая: например, суммарная ежегодная выручка электросетевых компаний, вошедших в «Российские сети», выросла с около 200 млрд рублей в 2007 году почти до 600 млрд рублей сегодня, что внесло не последний вклад в рост тарифов на электроэнергию в стране. Тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей уже приблизились к уровню 7 центов за кВт/ч, что соответствует уровню промышленных тарифов на электричество в США, которые держатся на таком уровне уже много лет.
Если бы такие цифры были озвучены тогда, когда затевалась реформа электроэнергетики, возможно, ей не дали бы ходу.
В любом случае, процесс роста тарифов нужно останавливать — они являются серьезным ограничителем роста экономики и подстегивают инфляцию.
Плюс инфраструктурных облигаций в том, что их погашение будет осуществляться уже за счет выручки, формируемой за счет вновь сооружаемых объектов. Вы построите новую железнодорожную ветку или линию электропередачи, ее услугами начнут пользоваться новые потребители, и так сформируется новая выручка, позволяющая компенсировать затраты. Повышения тарифов для сегодняшних потребителей не потребуется. Есть и еще один существенный плюс: появляются инструменты для долгосрочного инвестирования, которых крайне недоставало на российском рынке. Например, дефицит таких инструментов был одним из тормозов на пути создания накопительной пенсионной системы (сегодняшние инфраструктурные облигации будут покупаться в том числе и на пенсионные деньги, что позитивно).
Поэтому властям нужно как можно активнее внедрять такие инструменты, в том числе и в отношении «Российских сетей». Электросетевые компании критикуют за чрезмерно раздутые инвестиционные аппетиты – с другой стороны, никто не отменял необходимость расшивки сетевых ограничений, которых у нас огромное количество.
Это большой миф, что у нас с советского времени существовала Единая энергосистема — скорее то, что мы имели и имеем, есть всего лишь единая система резервных перетоков.
Например, суммарное потребление электрической мощности в расширенном Московском регионе, зоне действия бывшего вертикально интегрированного «Мосэнерго» (Москва, Московская область и ряд близлежащих районов), — около 18 ГВт, в то время как максимально допустимый внешний переток составляет всего 10% от этого объема мощности. В целом в России существует примерно 60 относительно изолированных друг от друга территориальных энергоузлов, связанных в основном резервными линиями электропередачи.
Расшивать эти ограничения необходимо — это, кстати, даст и интегральный системный эффект и, возможно, снизит тарифы для потребителей электроэнергии, так как во многих районах существуют запертые генерирующие мощности с низким коэффициентом использования.
Разумеется, есть большая проблема слабого контроля за эффективностью и исполнением инвестиционных программ сетевых монополий. Технику такого контроля нужно совершенствовать — существует реальный риск, что привлеченные сегодня за счет выпуска инфраструктурных бондов миллиарды будут потрачены неэффективно, а сметы в процессе реализации проектов окажутся раздутыми и привлеченных средств не хватит.
Тогда мы получим рост незавершенного строительства вместо ожидаемых вводов новых сетевых мощностей.
Но в целом это очень правильное направление действий — переходить на выпуск долгосрочных инфраструктурных облигаций сетевых компаний, вместо того чтобы просто, как по старинке, раздувать «инвестиционную составляющую» в тарифах. Финансировать сетевые проекты придется, а вот дальнейший рост инфраструктурных тарифов наша экономика в ее нынешнем неуверенном состоянии может и не переварить.