Если экологии крупных городов посвящено немало работ, то малые города изучают, прежде всего, с точки зрения социально-экономических проблем. Малые города (МГ) чаще рассматриваются как наиболее уязвимое звено системы расселения и как индикатор социально-экономического «здоровья» территории. Считается, что экологические проблемы для них не столь существенны.
Однако это не совсем так.
В малых городах России проживает примерно 17% городского населения, то есть почти 12 млн человек. К этой категории принято относить все населенные пункты со статусом города, в которых проживает менее 50 000 жителей. Но малые города очень разные. Большинство городов с численностью населения 5—10 тысяч человек — центры низовых сельских районов с предприятиями, ориентирующимися на добычу и переработку местного сырья и местное потребление. Города с населением 30—50 тысяч человек – чаще всего промышленно-транспортные центры с несколькими предприятиями различной величины или с главным градообразующим предприятием. С ними, как правило, и связаны основные экологические проблемы. В малых городах образуется четверть всех промышленных выбросов, то есть их вклад в загрязнение больше, чем в численность населения. И хозяйственно-бытовых, и производственных стоков тоже больше - примерно 19%.
Еще от плана ГОЭЛРО у нас сохранилось такое название, как ГРЭС — государственные районные теплоэлектростанции. Это крупнейшие станции, которые обслуживают не конкретный город, а входят в опорный каркас энергосистемы страны. Эти станции очень большие, но расположены в основном в маленьких городках. Например, Волгореченск в Костромской области. В Московской области на все малые города приходится 51% загрязнения области в целом, но около 87% загрязнения приходится на три центра, в которых расположены крупные ГРЭС (Кашира, Дзержинский, Шатура). В Ставропольском крае 95% выбросов малых городов приходится на город Изобильный, где расположена Ставропольская ГРЭС, и на Нефтекумск с газокомпрессорной станцией (ГКС). Причем доля их постоянно увеличивается за счет сокращения в других городах, прежде всего в крупных.
Газокомпрессорные станции, которые поддерживают давление в наших магистральных трубопроводах, не менее мощный источник загрязнений, чем электростанции. Такие станции есть в городе Сосногорск в Республике Коми, в городе Мышкин в Ярославской области.
По выбросам они сопоставимы со всей тепловой энергетикой Москвы.
Среди МГ большое число моноструктурных центров, распространенность которых является типичной чертой российской урбанизации. Их отличает жесткая зависимость от состояния ключевого предприятия. Динамику выбросов фактически определяет один достаточно крупный источник.
Существует шесть особенностей, характерных для малых городов:
1) В малых городах экологические проблемы более стабильны, чем в целом по стране. Это связано с повышенной долей загрязнения от ЖКХ. В условиях роста цен на нефть возобновилась и даже немного выросла добыча нефти в малых городах Поволжья, например в Волгоградской области (Фролово и Котово). Перевод ЖКХ на газ резко сократил бы загрязнения, но газификация почти не затронула малые города.
2) Производство в малых городах отличается меньшей экологической эффективностью. В больших городах, как правило, создаются промышленные зоны, когда вокруг одной тепловой электростанции работает несколько предприятий. А в малых городах есть один маленький сырзавод со своей котельной, а еще может быть завод по выплавке черновой меди со своей тепловой электростанцией. И в этом смысле удельное загрязнение в малых городах в 2-3 раза выше, чем в больших.
3) Малые города часто находятся в пределах городских агломераций. Добавляется еще и внешнее загрязнение. Следовательно, рассчитывая уровень выбросов для малых городов, необходимо вносить поправку на агломерационный эффект.
4) Как ни странно, в малых городах выше транспортное загрязнение. Уровень автомобилизации там низкий, но автомобили хуже и старше, чем в малых городах. Дороги, как правило, не профилированы, то есть они повторяют все формы рельефа, а автомобили на спуске и подъеме дают значительно больший выброс. Несмотря на ничтожность объема выбросов от автотранспорта, доля его в структуре загрязнения воздушного бассейна МГ, как правило, выше 50%. И если в больших городах проблемой загрязнения среды от автотранспорта занимаются серьезно, то в малых городах такая статистика либо отсутствует, либо не ведется должным образом.
5) Повсеместная изношенность ЖКХ. В малых городах практически нет возможности конструировать котельные, они, как правило, старые и работают на угле, причем часто низкого качества - у муниципалитета заканчиваются деньги и он пытается экономить. Недостаточный уровень развития инфраструктуры приводит к использованию печного топлива. В районах с высокой плотностью населения этот вид загрязнения может производить до 30% общего загрязнения воздуха, главным образом угарным газом и тонкой пылью (пеплом и сажей) из печей.
ЖКХ является ключевым фактором загрязнения водоемов в малых городах, причем его роль усиливается. Из-за нехватки средств очистные сооружения не ремонтируются, а степень очистки воды традиционно низкая. Характерной проблемой МГ остается отсутствие ливневой канализации и системы вывоза снега с улиц. В результате неочищенные дождевые и талые воды сбрасываются непосредственно в водные источники, нередко в уникальные природные объекты. Переславль-Залесский сбрасывает стоки в Плещеево озеро, в Тутаеве большую опасность представляют пруды-накопители кислого гудрона на предприятии ОАО «ЯНПЗ им. Менделеева», основанном в 1879 году. Общее количество накопленного в водоохранных зонах рек Печегды и Волги кислого гудрона (отход 2 класса опасности) оценивается приблизительно в 473 000 т.
Наверное, одна из самых главных проблем связана со свалками. В малых городах обычно не существует каких-то оборудованных полигонов. Свалки нуждаются в гидроизоляции, в том, чтобы они были обвалованы, а это дополнительные средства. Муниципалитеты нередко сбрасывают бытовые отходы в ближайший овраг. Если свалка становится слишком большой, ее поджигают, а когда сжигаются бытовые отходы, в воздух выбрасываются такие высокотоксичные вещества, как диоксины.
6) Последняя особенность малых городов заключается в том, что они очень хорошо вписаны в природный ландшафт. С одной стороны, это их плюс — повышается привлекательность для туристов. Но, с другой стороны, сохранение рельефа способствует застаиванию загрязнения. Последнее наиболее ярко проявляется в заводских городах Урала с обязательным прудом и старым заводом при плотине в «гнезде» межгорной котловины. Все это затрудняет рассеивание вредных веществ от сохранившихся в городе предприятий.
Экологические проблемы малых городов объединяет неспособность городских властей решить проблемы своими силами.
Как правило, у них дефицитный бюджет и большая часть расходов — социальные, а на экологические нужды практически никогда не хватает денег. Помочь могло бы объединение нескольких малых городов, особенно расположенных достаточно близко, для решения своих экологических проблем. В частности, для постройки общих очистных сооружений, если они замкнуты на один водный бассейн, или для создания одного общего полигона. И такие примеры уже появляются. Например, в Нижегородской области в районе города Городец и соседних малых городов уже планируется создание общего полигона для отходов. То есть осознание проблемы приведет к тому, что даже в условиях дефицита средств, ее можно начать решать.
Задача-максимум в том, чтобы, сохранив привлекательные черты и близость к природе, помочь малым городам избавиться от экономических, социальных и градостроительных изъянов. Но для этого нужно время, большие инвестиции и переход экономики от конъюнктурного к долгосрочному росту.