К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Москва слезает с бюджетной диеты

фото РИА Новости
фото РИА Новости
Рост социальных расходов на фоне снижения доходов заставит регионы в 2013 году вернуться на долговой рынок

Сейчас в самом разгаре сезон обсуждения и одобрения региональных бюджетов на 2013 год, а также бюджетных прогнозов на 2014-2015 годы. Естественно, что ситуация в каждом регионе уникальна, но общие тенденции уже видны.

Во-первых, практически все регионы активно наращивают социальные расходы. На них легла тяжесть выполнения обещаний, данных на федеральном уровне — прежде всего, в ходе президентской кампании — по повышению зарплат учителям и медикам до средних по региону, повышению других социальных выплат. Понятно, что часть из этих обещаний будет выполнена за счет сокращения количества ставок, ремонтов, закупок нового оборудования, но в целом занятость в бюджетном секторе и так доведена в большинстве регионов до минимально приемлемых уровней. На укрупнении и централизации образовательных и медицинских услуг сэкономить не получится — это требует существенных разовых расходов. Расходы на содержание госаппарата во многих регионах стабилизируются при сокращении персонала, но все равно большого потенциала для экономии нет.

Во-вторых, практически у всех регионов сокращается доля безвозмездных перечислений (трансфертов) из федерального бюджета. Связано это с ужесточением политики центра и сокращением программ, по которым регионы получают трансферты.

 

В-третьих, дефициты бюджетов планируется покрывать преимущественно рыночными инструментами, банковскими кредитами и выпуском облигаций, часть регионов собирается активнее развивать программы гарантий. Остатки бюджетных кредитов, выданных в кризис, подлежат погашению в 2013-14 годах, и их рефинансирование также требует внимания региональных администраций.

Для некоторых регионов (Москва, Нижегородская и Белгородская области) проблемой стали изменения в порядке начисления налога на прибыль — в результате в этом и следующем году прогнозируется снижение сборов в абсолютных величинах. Доля налога на прибыль в налоговых доходах Москвы должна упасть с 43% до 37%, а доля доходов физических лиц вырасти с 38% до 45% с 2011-го по 2015 год.  Особенно сильно снижается доля доходов от нефтегазовых предприятий, зарегистрированных в Москве: с 17% в 2011-м до 5,4% через три года. Если в этом году сборы от налога на прибыль росли двузначными темпами, особенно в сырьевых регионах, то следующий год вряд ли будет настолько урожайным. Опорой бюджетов все больше и больше становятся менее подвижные налоги на доходы физических лиц и разного рода акцизы и пошлины.

 

По сравнению с другими регионами Москва, пожалуй, переживает наибольшую трансформацию. Два года назад новая администрация получила профицитный бюджет, раздутые доходы, остатки на счетах почти в полтриллиона рублей. На время аудита и ревизии инвестиционных программ были сокращены как капитальные расходы, так и заимствования, столичный долг сокращался. Фактически Москва была посажена на строгую бюджетную диету с целью сократить расходы без потери качества социальных программ, в том числе за счет накоплений. Но на следующие три года запланированы амбициозные программы развития транспорта при существенном дефиците бюджета (запланирован дефицит порядка 200 млрд рублей в ближайшие три года). Ежегодно планируется привлекать 115-117 млрд рублей, а остатки на счетах должны упасть до 70 млрд рублей.

Возобновление заимствований и их формат может оказать существенное влияние на рынок облигаций. Москва не выходит на него с 2010 года, а когда-то была крупнейшим заемщиком. Московская область — пример другого типа трансформации: за счет роста доходов долговая нагрузка сокращается уже третий год, но, когда доходы затормозятся, можно ожидать нового и более аккуратного появления региона на долговом рынке.

В целом бюджеты следующего года оставляют местным властям мало пространства для маневра. Федеральное правительство должно быть готово к увеличению помощи регионам в случае ухудшения экономической ситуации (как это происходило в 2008-2009-х), а рынок — к росту предложения региональных облигаций, а также выходу на рынок крупнейших городов, дотации которым из региональных бюджетов также урезаются.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+