К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сколько еще пенсионных реформ нас ожидает

фото Diomedia
фото Diomedia
Расчеты чиновников, что граждане начнут добровольно копить на пенсию, вряд ли оправдаются

Это продолжение серии публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), о стратегических проблемах развития страны

Не прошло и двух лет после последней пенсионной реформы, проведенной в 2010 году, а правительство уже готовит новые серьезные изменения в пенсионном хозяйстве. Они действительно необходимы, прежде всего потому, что нас, как и все без исключения страны мира, ожидает старение населения. Если сегодня на 100 работников, уплачивающих взносы, приходится 87 пенсионеров, то уже к 2030 году их число сравняется, и затем соотношение продолжит расти. К 2050 году на 100 работников будет приходиться уже 135 пенсионеров. Без реформ доходы пенсионеров начнут падать по сравнению с зарплатой (хотя по покупательной способности они и будут увеличиваться). Другая опасность — правительство решит поддержать уровень пенсий, просто направляя в Пенсионный фонд все новые средства. Но тогда деньги будут отвлекаться от других не менее важных задач — таких как развитие здравоохранения или образования.

В проекте новой реформы, подготовленном Министерством труда и социальной защиты, признается серьезность демографической угрозы. Но, к сожалению, анализ показывает, что предлагаемые меры недостаточны для решения проблемы старения. Более того, некоторые из них создают дополнительные риски. Это касается, например, реформы накопительной части пенсий. Здесь предлагается, во-первых, передать часть взносов в распределительную систему, а во-вторых, предоставить работникам выбор, направлять оставшуюся часть средств либо в накопительную либо в распределительную систему. Причем в первом случае, вероятно, потребуется дополнительно вносить еще 2% заработка. В результате накопительная система окажется если не свернута, то серьезно сокращена. Что это означает для пенсионеров и что значит для экономики в целом?

 

Пенсионеры теряют серьезный дополнительный источник доходов. Накопленные на индивидуальных счетах средства с учетом ежегодных поступлений от инвестирования могли бы компенсировать будущее ухудшение баланса между числом работников и пенсионеров. Экономика теряет источник «длинных денег», на нехватку которых так часто жалуется бизнес. Минтруда объясняет свое предложение тем, что доходность пенсионных накоплений была низкой, заметно отставала от темпов инфляции. Можно согласиться с тем, что такая ситуация делает накопления бессмысленными, однако сначала нужно разобраться, почему она сложилась и не может ли быть изменена? Опыт других стран показывает, что в среднем за длительный срок практически во всех странах доходность пенсионных накоплений существенно превышала инфляцию. Скажем, в Бразилии превышение составляло 6% годовых, Казахстане — 8%, Польше — 9%, Аргентине — 10%. Судя по этим данным, проблемы не в накопительной системе, а в способах управления средствами, которые установило наше правительство. Притом это не самая сложная задача из тех, которые нужно решить для создания у нас успешной экономики, ведь с ней справились все, даже не самые продвинутые страны.

Логично предположить, что сейчас, когда не отработаны новые правила игры и доходность накоплений низка, немногие выберут участие в накопительной системе. Соответственно ПФР получит дополнительные средства, облегчив себе жизнь сегодня, но увеличатся и пенсионные обязательства перед будущими пенсионерами. Однако по мере развития финансовых рынков и расширения круга инструментов для инвестирования пенсионных денег, все большее число граждан будет проявлять интерес к накоплениям (как постепенно все большее их число переводило свои деньги из государственной управляющей компании ВЭБ в негосударственные). Тем самым к моменту, когда придет время расплачиваться по увеличившимся пенсионным обязательствам, средств для этого у ПФР окажется не больше, а меньше.

 

Позиция правительства по накопительным пенсиям вызывает много вопросов. Нужны ли нашей экономике инвестиции? Есть ли сферы применения, где они могут окупаться и приносить ощутимую прибыль? Если такие места есть, то почему правительство добровольно отказывается от серьезного источника особо ценных — долгосрочных — инвестиционных ресурсов? Если капиталу в нашей экономике нет приложений, то каким образом мы намерены (в соответствии с указом президента от 7 мая) наращивать уровень инвестиций, доведя его до 27% ВВП к 2018 году? И как будут решаться все другие поставленные задачи: создание к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличение за семь лет производительности труда в 1,5 раза, повышение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей?

Министерство труда предполагает, что место обязательных накоплений займет добровольное частное и корпоративное пенсионное страхование. Думаю, здесь желаемое выдается за действительное: даже среди наиболее развитых стран, имеющих значительно более зрелые финансовые рынки и несопоставимо более высокую финансовую грамотность населения, лишь в единичных случаях добровольные пенсии играют заметную роль.

Иногда можно услышать: «Зачем нам беспокоиться о том, какими будут пенсии через два или три десятилетия, когда у нас и сегодня немало серьезнейших проблем». Это глубоко ошибочная позиция. Во-первых, получателями пенсий в это время будут сегодняшние пенсионеры и работники и  правительство обязано думать, как обеспечить им достойную пенсию. А во-вторых, если мы не будем заботиться о своих перспективах, то негативные последствия почувствуем очень быстро. Уход от решения пенсионных проблем в условиях старения населения означает, что с большой вероятностью правительству придется решать их самым «простым» способом — за счет увеличения налогов. Собственно, это уже было продемонстрировано, когда в 2011 году были резко повышены ставки социальных взносов. Дружные протесты бизнеса заставили правительство частично смягчить это решение, но прецедент создан. И теперь «дыры» в будущем пенсионном бюджете, как и опасный разрыв между пенсиями и зарплатой, будут восприниматься инвесторами как предвестник  повышения налогов, снижающего доходность инвестиционных проектов. Меньше инвестиций — медленнее рост экономики: в проигрыше окажутся и пенсионеры, и остальные граждане.

 

Так что если правительство не решится на более серьезные меры в пенсионной сфере, нам придется снова и снова возвращаться к реформе. До тех пор пока мы не займемся ей с полной ответственностью и политической волей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+