Деньги из космоса: как миллиардер Евтушенков монетизирует ГЛОНАСС
Всего через полтора года навигаторами ГЛОНАСС оснастят все новые автомобили в России, а с 2017 года их обяжут установить вообще на все машины в стране. Такой законопроект в мае должна рассмотреть в первом чтении Госдума.
ГЛОНАСС — российский аналог и конкурент американской GPS, завоевавшей всемирную популярность системы ориентации на земной поверхности по сигналам размещенных на стационарных орбитах спутников. Как стало известно Forbes, одним из основных бенефициаров коммерческой эксплуатации ГЛОНАСС собирается стать АФК «Система», подконтрольная Владимиру Евтушенкову (с состоянием $6,7 млрд занимает 23-ю позицию в списке миллиардеров Forbes). Собственно, он уже давно участвует в финансировании проекта ГЛОНАСС, а теперь дело дошло до практического применения системы.
Компания «Навигационно-информационные системы» (НИС), на 70% принадлежащая «Системе» и на 30% — ОАО «Российские космические системы» (РКС), строит платформу для сбора информации с навигаторов ГЛОНАСС, «ее обработки и последующей передачи ведомствам, организациям, частным лицам», а также для обслуживания сотен тысяч будущих абонентов, рассказал Forbes гендиректор НИС Александр Чуб.
Минувшей зимой НИС и региональные власти уже создали 20 совместных ОАО (доля НИС — 51%, регионов — 49%). В перспективе все предприятия можно будет «легко объединить в единого оператора», отметил Чуб. Инвестиции «Системы» составят 1,2 млрд рублей, а каналы связи и сеть продаж предоставит принадлежащая ей сотовая компания МТС. Сколько предполагается заработать?
К 2015 году «Навигационно-информационные системы» планируют увеличить выручку до 8,2 млрд рублей с 5 млрд рублей в 2012 году. В концепции развития НИС, имеющейся в распоряжении Forbes, говорится, что уже в этом году компания хочет обслужить 98 000 абонентов и получить доход 144 млн рублей (сейчас она лишь создает инфраструктуру для использования системы ГЛОНАСС Минтрансом, МЧС, МВД и пр.).
Базовая услуга экстренного реагирования при авариях будет бесплатной. Речь идет о допуслугах — поиске угнанных машин, техпомощи — это, по расчетам «Системы», может принести 300–1200 рублей в месяц с машины. «Затраты, связанные с эксплуатацией, удалось снизить на 10%, уменьшилось время доставки почтовых отправлений, сократились простои», — рассказывает о преимуществах ГЛОНАСС Елена Диденко, представитель «Почты России».
Еще один потенциальный клиент— страховые компании. «Обеспечение клиентов передатчиками позволит удешевить каско за счет контроля местонахождения автомобиля, частоты и времени суток его использования, интенсивности ускорения и торможения и таким образом привлечь новых клиентов», — утверждает Павел Башнин, первый заместитель гендиректора ОСАО «Россия». Однако он сомневается, что крупные страховые компании захотят пользоваться услугами единого оператора, раскрывая данные своих клиентов.
А риски? Их фактически нет, ведь микрочипы, которыми будут оборудовать навигаторы ГЛОНАСС (одним из поставщиков является, кстати, та же АФК «Система»), способны одновременно работать и со спутниками российской космической группировки, и со спутниками GPS. Так что даже если российская система позиционирования будет иногда барахлить, работе НИС ничто
не помешает.