В интернет на ракете: почему успех SpaceX зависит от Starlink

Колонизация других планет будет недешевой. Поэтому, начав проектировать в SpaceX ракеты по более низкой стоимости, Илон Маск решил заработать на них путем запуска спутниковой сети под названием Starlink, чтобы продавать широкополосный доступ в интернет жителям сельской местности. «Starlink — это плата за то, чтобы отправить человечество на Марс», ― писал миллиардер в своей социальной сети X (заблокирована в России) в прошлом году.
Успехи у спутникового оператора просто поразительные. В марте, менее чем через пять лет после запуска сервиса, в системе насчитывалось уже 5 млн пользователей, то есть в два с лишним раза больше, чем было на пике популярности у других крупнейших игроков рынка спутниковой связи вроде Viasat и Hughes. Радужные перспективы Starlink ― одна из главных причин, по которой инвесторы охотно вкладываются в SpaceX. При продаже акций держателями в декабре капитализация компании перевалила за $350 млрд, из-за чего она стала самой дорогой частной фирмой в мире.
В текущем году стоимость бизнеса на вторичном рынке преимущественно стабильна, не мешает даже обвал котировок Tesla на 55% по сравнению с рекордными значениями в середине декабря. Спад биржевого курса производителя электромобилей обусловлен снижением выручки и массовым недовольством ролью Маска в администрации Трампа и его сближения с правыми националистами в Европе.
Но некоторые опасаются, что достаться может и SpaceX, ведь верхняя планка стоимости активов Starlink не столь высока, как того хотелось бы инвесторам. Как и в случае с Tesla, вопрос отчасти в том, насколько их самих подкупает общее видение Маска и насколько они готовы закрывать глаза на финансовые показатели.
«Он по-прежнему показывает чудеса — причем неважно, верят ему или нет ― со своими роботами, самоуправляемыми автомобилями, городами на Марсе или планами в сфере ИИ, ― рассуждает независимый консультант в области коммуникаций Тим Фаррар. ― Но вряд ли подобную стоимость бизнеса обеспечит Starlink сам по себе в том виде, в котором он существует сегодня».
Внезапное ускорение
Ракеты хоть и отличная штука, но отрасль доставки грузов в космос большими масштабами похвастаться не может ― речь о $10–15 млрд в год, прибыль тоже неважная. Зато телекоммуникации ― совсем другое дело. С помощью Starlink компания SpaceX нацелилась на долю рынка, годовой оборот которого превышает $1 трлн.
Инженеры SpaceX быстрыми темпами развернули группировку из 7100 спутников на низкой околоземной орбите. По расчетам астронома Джонатана Макдауэлла из Гарвардского университета, это 62% всех действующих космических аппаратов, вращающихся вокруг Земли. Деньги Starlink зарабатывает, предоставляя интернет-доступ воздушным и морским судам, а также продвигая военную версию сервиса под названием Starshield, которая отличается усиленной защитой каналов коммуникаций и функциями отслеживания. Кроме того, обеспечивая экстренную мобильную связь в отдаленных районах без покрытия обычной сети, оператор конкурирует с игроками вроде AST SpaceMobile и Globalstar. Но главным двигателем компании определенно является высокоскоростной интернет-доступ в жилых домах ― судя по прогнозам аналитического агентства Quilty Space, в этом году на данный рынок у Starlink придется 63% совокупного дохода.
SpaceX свои финансовые показатели не раскрывает, однако Крис Куилти, учредитель Quilty Space, полагает, что в 2025 году Starlink увеличит выручку на 58% до отметки $12,3 млрд и таким образом станет одним из предприятий, быстрее всех преодолевших одиннадцатизначную планку доходности. «Цифры умопомрачительные», ― говорит эксперт. В конце прошлого года президент SpaceX Гвинн Шотвелл заявила, что Starlink вышел на точку окупаемости.
Аналитики из Morgan Stanley во главе с давно ставящим на Tesla Адамом Джонасом в дальнейшем ожидают рост и того круче: они прогнозируют, что в 2030-м выручка SpaceX составит $65 млрд, чистая прибыль ― $16 млрд, а на Starlink при этом придется 72% и 92% соответственно.
Глядя на коэффициенты, которые инвесторы применяют в случае с крупными быстрорастущими публичными компаниями типа Adobe и Intuitive Surgical, специалисты Morgan Stanley также утверждают, что перспективы роста SpaceX до конца 2026 года дают основания говорить о капитализации на уровне в два раза выше нынешних $350 млрд.
Но со всеми этими восторгами из внимания упускаются жесткие ограничения, с которыми оператор обязательно столкнется. Фирменные спутники попросту не рассчитаны на обслуживание множества интернет-клиентов в густонаселенных районах, а в сельской местности число тех, кому высокие цены Starlink по карману, довольно ограниченно. Сервис пока не работает во многих странах Африки и Азии, однако там неравенство в плане доходов еще заметнее, нежели на рынках, которые уже обслуживаются. Более того, в странах побогаче, где цены можно ставить выше, свободных ниш на рынке зачастую почти не осталось. А тем временем на стартовую площадку прибывают сервисы конкурентов, включая оператора от Amazon миллиардера Джеффа Безоса.
«Подобная оценка не соответствует техническим реалиям системы в том виде, в котором мы знаем ее сегодня», ― рассказывает редакции Forbes Пьер Лионне, экономист европейской отраслевой ассоциации Eurospace.
Луч прогресса
Взять, к примеру, сигналы, которые спутники Starlink посылают клиентам в виде световых лучей: чем ближе аппарат к Земле, тем ýже направляемый поток, и это позволяет большему числу лучей сосредоточиться на конкретном районе. Сейчас крупными их группировками оператор управлять не в состоянии.
Как предполагает Тим Фаррар, данные по зонам, где сервис ставит новых клиентов в очередь на ожидание, свидетельствуют о том, что обслуживать можно не более одного-двух пользователей на квадратный километр (по максимуму мощности Starlink задействованы в ряде регионов, включая Лондон с окрестностями и район от Сиэтла до Портленда). Представители SpaceX подали регуляторам заявку на снижение высотности эксплуатации фирменных спутников и разрешение пользоваться более широким диапазоном радиочастот, но, скорее всего, эти запросы не будут одобрены. Кроме того, в SpaceX обещают улучшение производительности благодаря готовящимся к запуску более крупногабаритным спутникам V3. На орбиту они выйдут вместе с проектируемой до сих пор мегаракетой Starship. Компания утверждает, что новые аппараты смогут посылать пользователям на Землю в десять раз больше информации, чем мини-спутники V2. Но даже если таким образом потенциальная плотность сети повысится до десяти пользователей на квадратный километр, в городских зонах клиентов будет все равно немного. Например, в Нью-Йорке с населением около 8 млн жителей Starlink сможет обслуживать около 7000 домохозяйств.
Конечно, основные деньги водятся именно в городах. Согласно оценке Лионне с учетом расселения людей, которым спутниковая связь по карману, для Starlink и конкурентов максимальный объем целевого рынка в 125 странах и на прочих территориях, где сервис в настоящее время доступен, составляет 15–20 млн пользователей.
При этом SpaceX еще не добилась разрешения на запуск системы в целом ряде стран, прежде всего в Индии. Однако, по словам экономиста, даже несмотря на огромное население в 1,4 млрд человек, возможности роста там куда более ограничены, чем многим кажется. Специалист отмечает, что доход свыше $35 000 в год получают лишь 3% местных домохозяйств.
«Вся возможность Starlink расширить охваты рынка в Индии держится на 3%, у которых выхода в интернет пока еще нет, а это, вполне вероятно, лишь малая толика из их числа, ― рассуждает Лионне, оценивая численность потенциальных клиентов в стране в пару миллионов домохозяйств. ― Прилично, хотя в целом положения дел не меняет».
И, скорее всего, много денег оператор на них не заработает. Стоимость тарифных планов широкополосного доступа в интернет в Индии начинается с $12 в месяц. В Соединенных же Штатах стандартная месячная плата за пользование сервисом Starlink в обычном жилом доме доходит до $120. Чтобы заполучить хоть какую-то долю на местном рынке, компании придется делать огромные скидки, как она делает на многих других развивающихся рынках.
«Больше всего Starlink зарабатывает в странах вроде США, Канады и Австралии, где за услуги взимается довольно много, ― объясняет Фаррар. ― Ждать, что ситуация вдруг перевернется с ног на голову и весь свой доход Starlink будет получать с десятков или сотен миллионов жителей развивающихся государств, просто бессмысленно».
С учетом высокой стоимости строительства и запуска спутников ключевым аспектом для SpaceX является ценообразование. В прошлом году президент корпорации Гвинн Шотвелл сообщила, что предприятие потратило на Starlink свыше $10 млрд. К тому же, чтобы пользоваться фирменными услугами связи, клиенты должны приобретать специальные терминалы, которые, по мнению большинства аналитиков, SpaceX продает по себестоимости в диапазоне от $350 до $600.
В богатых странах возможностей для роста пусть и больше, но ненамного.
Фаррар не исключает, что, если новейшее поколение спутников Starlink оправдает ожидания SpaceX, это позволит компании полноценно конкурировать с кабельными интернет-провайдерами в пригородах и, возможно, заполучить на рынке широкополосного доступа в интернет «долю чуть ниже двузначного уровня», но только при существенном удешевлении тарифов. Согласно данным новостного портала CNET, медианная сумма счета за домашний интернет в Соединенных Штатах равна $78 в месяц. И большинство наземных линий обеспечивают скорости выше, чем у Starlink. В прошлом месяце SpaceX сделала первый шаг к снижению цен в Америке, представив в 14 штатах «облегченный» план с более медленной скоростью за $80 в месяц.
Аналитики из Quilty Space рассчитали, что ежемесячный доход Starlink с каждого пользователя в 2024 году составил в среднем $95, и ожидают, что в 2025-м по мере расширения покрытия в Азии и Африке показатель опустится до $91.
Сам Маск никогда не говорил, что оператор будет заниматься чем-либо, кроме обеспечения связи в отдаленных и малонаселенных районах, куда обычный оптоволоконный кабель проводить слишком дорого. «Starlink не представляет большой угрозы телекомам. Я хочу заявить предельно четко — такого не будет», ― подчеркнул миллиардер на конференции по спутниковой связи в 2020-м. Совокупный оборот бизнеса он привязал к отметке «примерно $30 млрд в год».
В Morgan Stanley прогнозируют, что в 2030-м выручка сервиса дойдет до $48 млрд. Фаррар в своих оценках сдержаннее и более вероятным результатом называет $20 млрд.
Вашингтон и остальной мир
При администрации Трампа бизнесу SpaceX светят новые контракты с федеральными властями на миллиарды долларов. Сюда могут войти аналогичного масштаба федеральные субсидии на расширение интернет-доступа в сельской местности, в которых компании в свое время отказала администрация Байдена. Судя по расчетам Quilty Space, в 2024 году на средства от правительства США пришлось около четверти совокупного заработка оператора.
Однако вдобавок к этому Starlink рискует понести по всему миру миллиардные убытки из-за широкого неприятия связей Маска с Трампом и курса нынешней администрации на изоляционизм в плане обороны и международной торговли. Так, в ответ на введенные Соединенными Штатами пошлины контракт со Starlink стоимостью $68 млн по подключению отдаленных жилищ и предприятий к высокоскоростному интернету расторгла канадская провинция Онтарио, а Италия на фоне возмущения из-за угроз отрезать доступ к сети Starlink Украине приостановила переговоры касательно потенциального соглашения по обеспечению правительственных каналов связи на сумму $1,5 млрд.
Напряженность может обернуться огромной удачей для конкурентов, без особых успехов пытающихся угнаться за Starlink, и подтолкнуть другие государства к запуску собственных спутниковых группировок, как это уже делают Тайвань и Евросоюз, чтобы не слишком зависеть от Маска и США. В текущем году, когда в качестве возможной замены Starlink на Украине ЕС стал присматриваться к спутниковой системе OneWeb, заметно подросли котировки владельца сети в лице французской компании Eutelsat. Ей же, а не Starlink, в итоге может достаться и итальянский контракт. Как сообщает ряд источников, переговоры с европейскими правительствами по поводу замены американской системы ведут и организации старой гвардии вроде SES и Viasat, управляющие спутниками геостационарного типа.
Не менее чем над тремя альтернативными группировками активно работает Китай. Самый продвинутый оператор в КНР ― сеть SpaceSail в собственности государства. К сегодняшнему дню она успела запустить 90 спутников, и к 2030 году масштабы системы планируется увеличить до 15 000 аппаратов, причем фирма изо всех сил старается выбиться на общемировой рынок. В последнее время компания подписала контракты на оказание своих услуг связи в трех странах, где Маск и Starlink столкнулись со сложностями политического характера — Бразилии, Казахстане и Малайзии.
Но самая серьезная угроза для бизнеса исходит, пожалуй, от Amazon, ведь розничный интернет-гигант намерен развернуть группировку из 3200 спутников под названием Kuiper. Вторая по величине корпорация в мире может выделить на проект ни с чем не сопоставимые финансовые ресурсы, а также воспользоваться в качестве наземной инфраструктуры собственной платформой для хранения данных Amazon Web Services и продавать услуги уже имеющимся государственным и коммерческим заказчикам. Запуск первых 27 аппаратов запланирован на этой неделе вместе с ракетой United Launch Alliance.
Курс на Марс
Для успеха Starlink в частности и SpaceX в целом крайне важен вывод Starship на околоземную орбиту. Гигантская ракета имеет в четыре раза бóльшую грузоподъемность, чем Falcon 9, и два ее последних испытательных запуска закончились взрывами на этапе взлета. Чтобы реализовать потенциал Starship на полную, инженеры SpaceX спроектировали спутник V3. Он в три раза тяжелее предыдущей мини-версии V2 и сможет передавать на Землю в 10 раз больше данных со скоростью 1 терабит в секунду. На борту Starship компания собирается запустить в космос 60 аппаратов V3. Это позволит выводить на орбиту при каждом запуске в 20 раз больше пропускной способности, чем с Falcon 9 и мини-спутниками V2. И поскольку фирменные станции связи рассчитаны на пять лет работы, скоро компания начнет заменять старое оборудование.
Однако, по мнению некоторых, если Starship действительно обеспечит гораздо более дешевый запуск и бóльшую вместимость, о которых говорит Маск, это подстегнет безудержный рост всей космической экономики ― будут активно развиваться такие сферы, как туризм, производство на орбите и сооружение временных космических станций. Шотвелл на волне энтузиазма инвесторов по отношению к предприятию стала миллиардершей и считает, что Starship увеличит капитализацию бизнеса еще больше.
«В общем я думаю, что Starship поможет нам выбиться на вершину и стать самой дорогой компанией, ― признавалась руководительница на одной инвестиционной конференции в ноябре. ― Мы даже представить не можем, насколько Starship изменит мир и жизнь людей, и, мне кажется, в SpaceX это будет самое ценное достижение».
В краткосрочной перспективе экономист Лионне никаких признаков спроса, который подкрепил бы столь восторженные прогнозы, пока не наблюдает. Если отвлечься от Starlink, уровень спроса на запуск спутников связи остается почти неизменным. SpaceSail свои аппараты отправляет, конечно, не на ракетах SpaceX, и Amazon использует Falcon 9 для отправки лишь трех запусков из запланированных 80. Для наблюдения за поверхностью Земли много спутников не требуется. А как обстоят дела с туризмом? Даже если снизить стоимость запуска до $100 за килограмм, цена билета на одного пассажира с учетом систем жизнеобеспечения превысит $100 000. «Кому такое по карману?» ― задается вопросом эксперт.
В целом, по словам Куилти, капиталовложения в организации Маска держатся на вере в успех. Аналитик вспоминает беседу с одним ведущим финансовым менеджером, который по сути махнул рукой и решил инвестировать в SpaceX, когда оценка фирмы в раунде привлечения средств перевалила за $100 млрд. «Он сказал: «Я сюда не капитализацию пришел высчитывать», ― смеясь, цитирует его слова учредитель Quilty Space. ― Традиционными метриками такого не добиться».
Перевод оригинального текста Forbes USA