К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Владимир Евтушенков — Forbes: «Динозавры вымерли, а хамелеоны остались»

Владимир Евтушенков (Фото Александра Левинского)
Владимир Евтушенков (Фото Александра Левинского)
Санкции не принесли пользы ни одному человеку, но для экономики России они оказались полезны, считает основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков. В интервью Forbes он рассказывает о том, как формировался портфель активов АФК «Система», какова роль высоких технологий в этом портфеле, как в компании назначают руководителей и какой, по его мнению, будет ключевая ставка в конце 2025 года

5 марта в пространстве «Кибердом» прошла закрытая встреча Forbes Club с Владимиром Евтушенковым. Встречу модерировал директор по развитию Forbes Russia, президент Forbes Club Дмитрий Озман. Владимир Евтушенков, занимающий 78-е место в рейтинге «125 миллиардеров России. Рейтинг Forbes — 2024», отвечает на вопросы Forbes Russia.

— Владимир Петрович, современники  находят что-то общее между девяностыми годами и нынешним временем. Вы согласны с такой аналогией?

— Сегодня интересное время. 90-е тоже были интересные. Но глупо сравнивать 90-е с сегодняшним временем. 90-е — это наша молодость. А когда человек молод — ему любая задача по плечу. Я не испытываю ностальгию по девяностым, но время было хорошее: мы все время двигались вперед, рисковали.

 

— Как вы двигались тогда? Как строили менеджмент?

— В то время все действовали по наитию. Собиралась куча друзей. Организовывали какой-то бизнес. Как правило, начиналось с торговли. Потом в зависимости от возможностей переходили к более серьезным вещам. Многие из тех, кто тогда начинал бизнес, уже сошли с круга. Остались единицы. История любой компании проходит несколько этапов, об этом в книжках много написано: рост, расцвет, стабилизация, увядание, ликвидация... Весь вопрос в том, чтобы быть стайером, а не спринтером — уметь бежать на длинную дистанцию, уметь сохранять то, чего ты добился…

 
Дмитрий Озман и Владимир Евтушенков во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Дмитрий Озман и Владимир Евтушенков·Александр Деркач
Владимир Евтушенков во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
На встрече Forbes Club·Александр Деркач
Владимир Евтушенков во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Олег Бойко во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Владимир Евтушенков во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Олег Бойко во время встречи Forbes Club·Александр Деркач
Дмитрий Озман и Владимир Евтушенков во время встречи Forbes Club·Александр Деркач

— А вам удавалось сохранить?

— У нас было много ярких побед, но было также  большое количество провалов — из-за непродуманности, из-за неправильных решений. Однако, если мы существуем, значит, заработали мы больше, чем потеряли.

— У вас большой аппетит к риску?

 

— Рисковать нужно всегда. Я боюсь бизнесменов, у которых нет желания рисковать, которые готовы дуть на холодную воду. В бизнесе нужно обязательно рисковать. Но в разумных пределах, естественно. Только тогда ты можешь двигаться дальше.

— Кто устанавливает эти пределы? Как эти ограничения вписаны в менеджмент?

— Это интересный вопрос. Всех интересует, как строится менеджмент в успешных компаниях. Но однозначного ответа не существует. Возьмите мировые компании — Google, Microsoft, еще десяток других. Везде все по-разному: где-то жесткая диктатура, где-то абсолютная демократия со свободным графиком посещения, где-то, так сказать, микс… Общее между ними только то, что они успешны, значит, менеджмент в этих компаниях построен правильно. А стандартных моделей нет.

— А у вас в компании диктатура или демократия?

— Это не у меня надо спрашивать. Спросите у менеджеров.

 

— Вы жесткий руководитель?

— Я сейчас вообще не руководитель. Я иногда консультирую компанию. Когда ко мне обращаются, я даю совет.

— И все же вернемся к теме рисков. Как в компании строится риск-менеджмент?

— Нет здесь готовых рецептов, поверьте. Все наше движение происходит методом проб и ошибок. Экспериментируем, от чего-то отказываемся. От чего-то отказываемся позже, чем надо было… Но компания — это постоянно развивающийся живой организм.

 

— Вспомним, например, финансовый кризис 2008 года. Как действовал тогда менеджмент компании? Как действовали вы? Что было главным тогда?

— В бизнесе главное не впадать в панику. Самое страшное начинается, когда человек паникует. Если руководитель не впадает в панику, он шаг за шагом пытается ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, которые есть в жизни каждой компании. Не бывает компаний без подобных ситуаций.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

— АФК «Система» активно развивает высокие технологии. Как сложился этот вектор и какие риски существуют в этой области?

— Вся моя жизнь связана с наукой — я руководил Московским городским комитетом по науке и технике. Мне научная деятельность близка и интересна. И сейчас у нас в компании высокотехнологичных проектов гораздо больше, чем проектов «приземленных», без научной составляющей. Но надо понимать, что высокотехнологичные проекты — это черная дыра. Ты здесь можешь и выиграть, и проиграть. И второй сюжет вероятнее первого. Поэтому риски здесь очень высоки. И с этим ничего нельзя поделать.

 

— В компании есть специалисты, которые занимаются будущим, которые решают, в какие направления стоит инвестировать?

— Это действительно так. Если ты не определяешь, каким будет будущее, в бизнесе наступает застой. Здесь я хотел бы напомнить строчку Владимира Маяковского «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Компании тоже нужно переворачивать горы различных проектов, стартапов, чтобы выбрать перспективные, которые можно раскрутить — с использованием лоббистского, административного ресурса, с использованием и имени… А есть мертвые проекты, которые раскрутить невозможно, которые не взлетят ни при каких условиях. Поэтому приходится из всего многообразия проектов выбирать два-три интересных.

— Как организован этот процесс в компании?

— Этим занимаются несколько подразделений, которые рассматривают все стартапы и вносят их в банк данных. По каждому проекту делается заключение — стоит ли работать с ним сегодня или имеет смысл вернуться к нему позже. Многие проекты, которые есть у нас в стране, не потеряли актуальность со времен 1960-х годов. Просто у них не было своего «сумасшедшего» — лидера, способного их раскрутить. Или не было финансового, административного ресурса.

 

— Какие проекты находятся в банке данных АФК «Система»? Какие отрасли там представлены?

— Корпорация занимается самыми разными отраслями — от сельского хозяйства до космоса. У нас есть медицина, фармацевтика, электрокорабли, самолеты. Мы инвестируем в водородные технологии, в микроэлектронику, в беспилотный транспорт…

— Сколько у вас спутников на орбите?

— 80 штук — большинство уже на орбите, остальные запустим в этом году. Это самая большая группировка спутников среди частных компаний России. Сегодня мы в топе мировых лидеров малого спутникостроения и хотим, чтобы максимальное количество министерств, ведомств и коммерческих заказчиков покупали наши данные, потому что почти все сервисы иностранных спутников сегодня закрыты для России, а те, что открыты, предоставляют информацию не в полном виде. Если карта ляжет, если все получится, как задумано, мы будем компанией, у которой есть крупнейшая сеть спутников, свой центр управления группировкой и которая может предоставлять спутниковую информацию в режиме реального времени, не только на территории России, но и во всем мире.

 

— Откуда у вас такая любовь к космосу?

— Любви никакой нет. Я не собираюсь лететь ни на Луну, ни на Марс. Просто в свое время мы увидели компанию «Спутникс», она тогда была стартапом, но в ней были талантливые люди. Мы поверили, что они смогут сделать то, что хотят. И пока мы не ошиблись.

— А другие проекты в вашем портфеле, помимо космоса, — по какому принципу они собраны?

— По многим направлениям мы являемся или компаний номер один, или компанией номер два в стране. В крайнем случае, мы являемся третьими. Если ты номер пятнадцатый, тебя никто не видит на местном рынке, и ты точно не можешь мечтать о выходе за рубеж. Планировать экспансию на мировые рынке может только лидер. А как стать номером один? Много работать и попадать в точку с принятием решений.

 

Например, АФК «Система» — крупный акционер в «Озоне». Но десять лет назад «Озон» был скромной компанией, на которую никто не обращал внимание. Но там был менеджмент, который сделал из нее нынешний «Озон», одного из лидеров рынка. Значит, инвестиции, которые мы сделали тогда в развитие «Озона», были правильными.

И таких примеров много. Например, у нас есть «Национальная газовая компания», которая производит сложные газы, нужные для самых разных отраслей экономики — для медицины, микроэлектроники… Раньше мы покупали газы у иностранцев. Когда иностранцы ушли, нужно было срочно начать производить газы самостоятельно. Мы взяли на проект доктора наук, бывшего ректора университета. Честно говоря, были сомнения — сможет ли он работать в тяжелой бизнес-среде. Оказалось, смог. Проект развивается успешно, уверенно занимает ниши, оставленные иностранцами.

— Почему вы назвали бизнес-среду тяжелой?

— Любая бизнес-среда тяжелая. Это высококонкурентная среда, где собираются люди с очень хорошим интеллектом, но с разными характерами.

 

— Как в этих условиях АФК «Система» назначает топ-менеджеров? Растит их или приглашает «варягов»?

— Мы прошли через огромное количество экспериментов. Раньше мы приглашали «варягов» на первую линейку, полагая, что они умнее, талантливее тех, кто уже есть в команде. Теперь мы считаем, что будем растить своих. Пусть человек поработает на третьей или второй позиции. Мы к нему присмотримся. Он к нам присмотрится. Потом мы можем его выдвинуть на первую роль. В ином случае есть риск того, что мы поверим обещаниям незнакомого человека, а он наделает столько ошибок, что будет исправлять их всю оставшуюся жизнь.

— Вы сказали, что в момент кризисов важно не впадать в панику. Как вы сами боретесь со стрессом?

— Нужно обладать бычьими нервами. Иначе ты со стрессом не справишься. Стресс происходит каждый божий день. Причем в больших количествах. Нужно просто не реагировать на него и жить по принципу: все пройдет, и это тоже. Если стрессовать, паниковать, можно выгореть очень быстро.

 

— Как вы ведете себя, когда получаете плохие новости?

— Я их каждый день получаю. Я к ним привык. Когда получаю хорошие, я настораживаюсь: есть повод призадуматься — может быть, что-то идет не так.

— А из каких источников вы получаете плохие новости?

— У плохих новостей источников очень много. Куда ни ткни пальцем — везде источник.

 

— А Forbes вы читаете?

— Да, но за своим рейтингом не слежу.

— А за рейтингами других предпринимателей?

— Нет. Я вообще к этому отношусь с большой долей пофигизма. Есть бизнесмены, которые действуют креативно и движутся вперед. Как Олег Бойко, например (Олег Бойко, председатель правления инвестиционного холдинга Finstar, №109 в рейтинге «125 миллиардеров России. Рейтинг Forbes — 2024». — Forbes), который трансформирует, видоизменяет бизнес. А есть пенсионеры, которые давно сошли с дистанции.

 

— Назовете фамилии пенсионеров?

— Нет, конечно.

— А вы — креативный человек?

— Если бы я был не креативным, мы как компания не существовали бы.

 

— А вы можете привести примеры проявления вашего креативного потенциала, поделиться кейсами, приемами?

— Никаких рецептов, стереотипов в этой области не существует. Ты каждый день сталкиваешься с новыми ситуациями, и если ты думаешь что можешь для решения новых проблем применять алгоритмы из прошлой жизни, то это ошибка. Нужно постоянно перестраиваться, адаптироваться к меняющейся ситуации. Динозавры вымерли, а хамелеоны остались.

— К вопросу о меняющейся ситуации. Как вы полагаете, с какими результатами экономика России закончит 2025 год?

— Это очень сложный вопрос. Мы в глобальной системе. Многое зависит от наших отношений с Европой, Китаем, Америкой. Мы не можем жить изолированно, как Северная Корея. Несмотря на санкции, мы связаны с остальным миром. Темп развития экономики будет определяться изменениями геополитической ситуации. Такова реальность.

 

— Как вы считаете, санкции, введенные против России, пошли нам больше во вред или на пользу?

— Если вы покажете мне человека, который скажет, что санкции пошли ему на пользу, я скажу, что он лукавит. Никакому конкретному человеку они на пользу не пошли. Но для страны, как это ни странно, они были полезны: уход иностранных компаний позволил активизировать высокие технологии, причем в самых разных областях, включая промышленность, электронику, космос, авиацию, сельское хозяйство, туризм… Да, этот процесс идет трудно, но в стране восстанавливается целый ряд критических технологий, которые мы утратили в прошлые годы.

— А как изменится ситуация, если иностранные компании вернутся на российский рынок?

— Пусть это будет сюрпризом. Вишенкой на торте. Вернутся или не вернутся, и если вернутся, то по какому сценарию, — это никто сегодня не может сказать.

 

— Как вы полагаете, какой будет ключевая ставка в декабре 2025 года?

— Наверное, она будет ниже, чем сейчас (в день проведения интервью, 5 марта 2025 года, ставка составляла 21%. — Forbes), но неизвестно насколько. Ключевая ставка, как и прогноз экономического роста зависит от геополитической ситуации. Центральный банк России понимает, что стагнацию экономики допускать нельзя и позволять расти инфляции тоже нельзя. Сейчас идет поиск различных механизмов для регулирования ситуации. Уверен, такие механизмы скоро появятся. Не только мы столкнулись с подобной проблемой. В Китае похожая ситуация, только у нас банки «в шоколаде», а у них банки вынуждены принять на баланс активы, которые не приносят денег. Та же проблема у американцев с их $36 трлн долга, та же и в Европе.

Владимир Евтушенков — российский предприниматель. Основатель АФК «Система». Капитал: АФК «Система» (49,2% акций с апреля 2022 года), которая владеет крупными пакетами акций в МТС, маркетплейсе «Озон», ГК «Элемент», сетью клиник «Медси», «Биннофарм Групп» и другими активами.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

29.07.2025