Подгузники, баскетбол и доставка еды: как миллиардер Лори превращает все в сенсацию

53-летний Марк Лори любит переделывать старые пословицы на свой предпринимательский лад. «Скажи «гоп», пока не перепрыгнул» или «цыплят до осени считай» — лишь малая часть его творчества, которая говорит о пытливом уме. Любознательность Лори принесла свои плоды: по оценкам Forbes USA, состояние предпринимателя, который успел попробовать себя в самых разных сферах — от электронной коммерции до коллекционных бейсбольных карточек, на сегодня составляет $2,8 млрд.
Лори родился в Статен-Айленде, штат Нью-Йорк. В юности он изучал бизнес и экономику в Бакнеллском университете, а следующие шесть лет проработал в трех разных банках, после чего уволился, чтобы основать собственную компанию — неважно какую. Вместе с двумя друзьями детства он создал фирму The Pit — онлайн-платформу для продажи и покупки бейсбольных карточек. В 2001 году компания была продана за $6 млн.
После рождения первого ребенка Лори бросил учебу в Уортонской школе бизнеса, чтобы посвятить время новой компании — Diapers.com, которую в 2010 году приобрела Amazon за $500 млн, а в 2017 году закрыла. Следующим начинанием Лори стала компания электронной коммерции Jet.com, которая должна была составить конкуренцию Costco. В 2016 году Walmart выкупил компанию за $3,3 млрд, однако в 2020 году закрыл ее: Лори занимал пост руководителя онлайн-подразделения розничного гиганта до 2021 года.
Позже, в 2021 году, Лори объединился с бывшей звездой бейсбольного клуба «Нью-Йорк Янкис» Алексом Родригесом для приобретения баскетбольного клуба «Миннесота Тимбервулвз» и женского баскетбольного клуба (WNBA) «Миннесота Линкс» за $1,5 млрд, которые, согласно условиям сделки, должны были быть выплачены четырьмя частями до конца 2024 года. Лори и Родригес совершили первые две трансакции, выплатив около $550 млн за долю в размере 40% (доля Лори — 25%). Однако совершение третьей выплаты было приостановлено из-за начала арбитражного разбирательства, возникшего из-за сомнений, что Лори и Родригес смогут уложиться в срок до марта 2024 года. В понедельник, 10 февраля, суд вынес решение, одобрив возобновление передачи прав на клуб. По оценкам Forbes USA, стоимость «Миннесоты Тимбервулвз» удвоилась с момента подписания соглашения.
Несмотря на злоключения в суде, Лори не теряет авантюристский настрой. Его последнее детище — Wonder, «новый вид продуктового маркета». Компания была основана в 2018 году после ухода предпринимателя из Walmart. Первоначально он планировал приобретать рецепты и разрешение на использования бренда у модных ресторанов и знаменитых шеф-поваров, включая Бобби Флэя и члена совета директоров Wonder Хосе Андреса, за наличные и акции. Повара Wonder должны были заниматься готовкой на централизованных кухнях, а блюда позже доставлялись в фургонах с компактными духовыми шкафами по адресам.
Wonder смогла привлечь $350 млн при оценке в $3,5 млрд, однако в начале 2023 года Лори избавился от 450 фургонов-курьеров, отдав предпочтение небольшим лавкам, где клиенты могли заказать еду на вынос или доставку, выбрав из гигантского ассортимента 30 уникальных меню. Это был радикальный и рискованный шаг. Компания быстро начала нести убытки, которые в итоге достигли $80 млн. «Наша выручка равнялась нулю, поэтому нам пришлось начать все с чистого листа», — объясняет Лори, которому принадлежит около половины компании. На сегодня он вложил собственные $300 млн в Wonder, а позже планирует привлечь еще около $1,5 млрд от инвесторов.
В Wonder по-прежнему продолжают готовить еду на трех централизованных кухнях, однако доставка теперь доступна лишь в 37 точках в пяти штатах. По словам Лори, подобная модель ведения бизнеса позволяет лавкам обойтись без полноценной кухни — нужны лишь компактные духовые шкафы для завершения приготовления блюда. В лавках предлагается широкий ассортимент самых разных блюд — от тайского пад-тая до американского бургера. Wonder планирует расширить свою сеть, открывая по одной новой лавке в неделю, — к концу года общее число точек составит около 100 (в основном в Нью-Йорке и Нью-Джерси).
В настоящее время компания не приносит прибыли, однако, по словам источника, доход Wonder в расчете на единицу продукции выше, чем у ее конкурентов — Chipotle и Cava.
В ноябре 2023 года стартап приобрел компанию Blue Apron, специализирующуюся на создании продуктовых наборов, за $100 млн, а в январе — платформу для доставки еды Grubhub за $650 млн (обе покупки прошли с дисконтом 90% к пиковой оценке компаний). Планы по интеграции новых приобретений в основной бизнес Wonder остаются загадкой для всех. «Возможно, это попытка привлечь дополнительные источники спроса. Самое сложное в этом бизнесе — привлечь клиентов и удержать их», — предположил Мэтт Ньюберг, руководитель медиакомпании HNGRY, специализирующейся на пищевых технологиях. Он не имеет никакого отношения к Wonder, однако с интересом продолжает следить за ее развитием.
Согласно полученным от источника данным, в 2024 году выручка Wonder составила $470 млн — в 2023 году показатель достиг лишь $50 млн. Данные за 2024 год не включают продажи GrubHub, но учитывают показатели Blue Apron, выручка которой за год до приобретения Wonder составила около $400 млн. Компания также получает доход от 29 предприятий, которые имеют постоянные заказы на оптовую закупку еды, в том числе от коворкинг-центров, нескольких офисов и даже начальной школы. Более того, дочерняя компания Wonder Works продает собственное кухонное оборудование (включая компактные духовые шкафы) и оригинальные методики приготовления пищи кинотеатрам, спортивным стадионам, включая «Янки-стэдиум», и круизным лайнерам, помогая предприятиям готовить блюда быстрее и дешевле. По словам бывшего главного инженера Wonder Стивена Тоубса, «бизнес в этом сегменте может быстро набрать популярность».
Лори поставил перед собой цель достигнуть продаж в размере $2 млрд в этом году, а также достигнуть рыночной оценки в $40 млрд в 2028 году. Однако до желаемого результата компании еще далеко. Ньюберг настроен скептически и считает, что Лори «преждевременно масштабирует [Wonder], еще полностью не освоив новую бизнес-модель». Для сравнения следует обратить внимание на конкурента компании: Chipotle потребовалось 30 лет, чтобы достичь рыночной оценки в $30 млрд.
«Он рвется в бой с желанием создать сильную публичную компанию, — высказал свое мнение о Лори управляющий партнер Google Ventures (GV) Дэйв Муничиелло, добавив, что инвестиции GV на сумму более $100 млн в Wonder стали вторыми по величине в истории компании после Uber. — Он знает, что этот рынок еще не сталкивался с такими бесстрашными и неудержимыми предпринимателями, как он».
Учитывая прошлые предпринимательские начинания Лори, сложно не поверить в его будущий успех.
Перевод Ксении Лычагиной