Неделя миллиардера: гонорары Гуцериева, Мордашов против ЦБ, разоблачение Бакальчука
Дайджест охватывает события с 22 по 29 ноября.
В бизнесе и в жизни
- Холдинг USM Алишера Усманова вышел из состава учредителей ООО «Оператор-ЦРПТ», который является оператором системы цифровой маркировки «Честный знак», сообщил «Ведомостям» представитель USM. По его словам, миллиардер «давно и последовательно выходит из своих бизнес-активов в пользу работников группы». Маркировка товаров в России начала вводиться в 2018 году с алкогольной продукции, в 2019-м ее распространили на табак, лекарственные средства и меховые изделия, через год — на обувь. Сейчас в стране маркируется 17 категорий товаров, в том числе молочная продукция, бутилированная вода, пиво и икра.
- Задержание основателя Telegram Павла Дурова в Париже и расследование против него во Франции не оказали «существенного влияния» на приложение: в первой половине текущего года стоимость его цифровых активов выросла более чем в три раза, примерно с $400 млн в конце 2023-го до $1,3 млрд на конец июня, пишет The Finanical Times. Издание считает, что свой вклад в это внесли продажи криптовалюты Toncoin. Выручка Telegram в январе-июне 2024-го составила $525 млн — почти на 200% больше, чем за такой же период прошлого года; $225 млн из них были выручены в ходе сделки с неназванной стороной — Telegram «получил вознаграждение» от того, что Toncoin стал в приложении эксклюзивным способом покупки рекламы для бизнеса.
- Объединенная компания Wildberries Татьяны Ким и Russ запустила на маркетплейсе продажи услуг. Клиентам доступен пока только один пакет — «Помощь на дороге», который стоит 1500 рублей за полгода. Он включает в себя в том числе юридические консультации, круглосуточную дистанционную помощь по вопросам технических неисправностей и эвакуацию автомобиля. Сейчас платформа работает в тестовом режиме.
- Суд в Москве удовлетворил иск Федеральной службы судебных приставов о национализации торговых комплексов «Филион» и «Горбушкин двор», которые, по мнению властей, ранее принадлежали бывшему участнику списка Forbes Алексею Хотину. Также среди объектов, которые суд постановил обратить в доход государства, бизнес-центр Cherry Tower, офисные комплексы «Красный богатырь», Loft Ville и «Фаворит». По данным источников РБК, всего истец попросил национализировать 27 объектов недвижимости, в том числе бизнес-центры, торговые комплексы и земельные участки общей площадью более 1,5 млн кв. м. Адвокат бизнесмена заявил, что Хотин не является собственником этих активов. 4 марта Замоскворецкий суд по делу о растрате 23 млрд рублей приговорил Алексея Хотина к девяти годам колонии общего режима.
- Чистая прибыль НЛМК Владимира Лисина по РСБУ за девять месяцев 2024 года сократилась на 77%, до 42,392 млрд рублей, выручка компании при этом за год выросла на 6,7%, до 560,113 млрд рублей.
В центре внимания
Михаил Гуцериев в интервью Forbes рассказал о своей работе в российском шоу-бизнесе: «Я пишу для Михайлова, для Лепса последние песни. Ани Лорак написал хорошую песню, «Мужчина мой». Лепсу написал «Дайте надежду», Михайлову вот хорошая песня. Я пишу для многих, где-то до 25–30 песен в год. Не только тексты и музыку, и совместно с композиторами музыку, и отдельно сам». По словам миллиардера, это приносит ему около $300 000 в год.
Гуцериев также владеет несколькими крупными российскими радиостанциями, которые, как он говорит, также приносят ему неплохой доход. «Это реклама, это продажа рекламы, это доходный бизнес. Ни один бизнес радио не дотируется, радио развивается, все больше уже охватывают некоторые станции, как «Шансон» более 1000 городов, это выручка и не один миллиард рублей», — сказал Гуцериев.
Кроме того, в интервью он высказался об изоляции России. «Если мы займемся оголтелой пропагандой, что Запад — это плохо, что Запад — это все геи («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено. — Forbes), и сами себя запрем — что наше образование лучшее, что мы лучшие — так запрем себя, тогда у нас будут большие проблемы в будущем. А если мы, не обращая внимания на санкции, свою молодежь будем отправлять по тем направлениям промышленности, науки, технологий, в которых мы нуждаемся, — а мы нуждаемся во многом, начиная от электроники, космоса и многого другого. Да, рубашки шить мы научились и научимся — это не трудно, и булки печь не трудно, но все остальное трудно, поэтому молодежь надо отправлять за границу — они обучатся, приедут сюда и будут здесь. Часть останется [там], но основная часть вернется», — считает миллиардер.
Прямая речь
Алексей Мордашов назвал ставку Центрального банка России «неслыханной цифрой»: «Сегодняшние ставки Центрального банка являются очень серьезным вызовом для развития экономики, промышленности… Нам нужны серьезные дискуссии на эту тему. Какова природа инфляции? Насколько принятая ставка Центрального банка может ее в принципе сдержать? Мы видим, что ставка высокая, а инфляцию не победить. Ставка в два раза выше инфляции — неслыханная цифра. Мы чемпионы в мире. Наверное, это беспрецедентная ситуация в современной мировой истории, когда ставка Центрального банка в 2,5 раза выше инфляции, а она не тормозится. Правильное ли это лекарство? Как бы лекарство не оказалось вреднее болезни».
В социальных сетях
Супруг Татьяны Ким Владислав Бакальчук опубликовал выдержки из документа, который он назвал уставом ООО «РВБ», объединенной компании Wildberries и группы Russ. По его мнению, документ свидетельствует о том, что Ким потеряла реальный контроль в маркетплейсе. «Мирзояны фактически «обнулили» Татьяну в управлении Wildberries. <…> В июле, буквально за считанные недели, все настоящие дочерние компании Wildberries были переданы под контроль «РВБ». Раньше учредителем и гендиректором этих компаний был Wildberries, теперь же — это «РВБ». А кто гендиректор «РВБ»? Конечно, Роберт Мирзоян. <...> Устав написан так, что Роберт Мирзоян получил расширенные полномочия на три года. Он может распоряжаться средствами: заключать сделки до 500 млн и выдавать кредиты до 1 млрд рублей. Финансовая «вилка» для вывода средств просто идеальная, не так ли? <...> Формально ее доля в 65% кажется большой, но по факту она ничего не значит. Почему? Потому что сменить генерального директора можно только при наличии 2/3 голосов. У Татьяны их нет. Все оперативное управление и деньги компании находятся в руках Мирзоянов. <...> В Уставе прямо прописано, что при ликвидации материнского лица (Wildberries), участники материнского лица, то есть я и Татьяна, которые обладают вещными правами на РВБ, можем получить эти доли только с согласия других участников общества — Мирзоянов, которое они конечно же никогда не дадут…», — написал Бакальчук (орфография автора сохранена).