К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Доктор Илон и мистер Маск»: странная история роботакси Tesla

Илон Маск (Фото Toby Melville / Getty Images)
Илон Маск (Фото Toby Melville / Getty Images)
Эксцентричный миллиардер успокоил инвесторов планами по созданию бюджетных моделей электрокаров, которые он анонсировал годами ранее. Однако затем Маск открыл ящик Пандоры, сократив команду по обслуживанию сети станций быстрой подзарядки для электрокаров, поскольку его приоритеты сместились в сторону расширения бизнеса беспилотных такси, который находится лишь на ранней стадии развития

Гендиректора Tesla Илона Маска можно назвать доктором Джекилом и мистером Хайдом наших дней. Трудно сказать, кто перед нами — фанат технологий, полный грандиозных идей, или меркантильный миллиардер, принимающий противоречивые решения в бизнесе. «Доктор Илон» успешно сажает многоразовые ракеты на посадочные платформы и обещает подарить миру электрокар стоимостью до $30 000 для помощи в борьбе с изменением климата. «Мистер Маск» же сталкивается с осуждением со стороны Белого дома за распространение антисемитских теорий заговора в своей соцсети X (бывший Twitter; соцсеть заблокирована в России), доставшейся ему по немыслимой цене, и выпускает Tesla Cybertruck стоимостью $100 000, который снимает с продажи через пять месяцев после запуска.

Еще в начале мая гендиректор Tesla успокаивал взволнованных инвесторов и подбадривал аналитиков, рассказывая о планах по созданию более бюджетных версий электрокаров, выпустить которые он обещал еще в 2006 году. Затем Маск совершил неожиданную поездку в Пекин, чтобы получить разрешение на продажу функций помощи водителю компании китайским потребителям. Вслед за тем, после сокращения 10% сотрудников компании, включая ключевых руководителей, Маск необъяснимым образом расширил список кандидатов на увольнение: сократил команду, управляющую сетью станций быстрой подзарядки для электрокаров Supercharger, выручка которой положительно выделялась на фоне удручающих результатов компании за I квартал, а также уволил руководителя отдела разработки новых продуктов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Противоречивые решения, принятые Маском, похоже, подчеркивают его цель — превратить эталонный мировой бренд электрокаров в производителя роботакси. Этот рискованный тактический ход привлек к себе внимание мировой общественности, поскольку неясно, сможет ли Tesla осуществить свои планы и принесет ли это финансовую выгоду, которую ожидает гендиректор компании, учитывая, что Tesla не проводила испытаний полностью автономного вождения, в отличие от своих конкурентов Waymo и Cruise.

 

«Мои планы в отношении Tesla почти полностью сводятся к решению проблемы автономного вождения и созданию автопарка беспилотных автомобилей, — сказал Маск 23 апреля во время отчета о доходах компании. — Нельзя оценивать Tesla только как производителя автомобилей. Это в корне неверная концепция. Если кто-то не верит, что Tesla решит проблему автономного вождения, то я считаю, что они не должны инвестировать в нашу компанию. Но мы решим эту проблему. Мы уже занимаемся этим».

Однако все факты говорят об обратном. Нынешние функции «автопилота» (Autopilot) и «полного автономного вождения» (Full Self-Driving; FSD) Tesla привели к 13 ДТП со смертельным исходом. Компания предупреждает клиентов о необходимости постоянно следить за своими автомобилями, поскольку они не предоставляют полного автономного вождения. В начале мая Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) упрекнуло Tesla за «недостаточные» меры, принятые для обеспечения внимательности водителей при использовании ПО Tesla для автономного вождения. По сравнению с ПО конкурирующих автопроизводителей, Tesla является белой вороной из-за своего подхода. «В электрокарах компании наблюдается несоответствие слабой системы вовлечения водителя и разрешительных возможностей ПО Autopilot», — говорится в сообщении NHTSA.

 

Создание беспилотного такси является еще более сложной задачей. Компания Waymo, принадлежащая Alphabet Inc., уже более 10 лет вкладывает миллиарды в разработку технологий автономного вождения и только сейчас, после успешных запусков в Фениксе, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, начинает коммерческую экспансию в четвертый город США. Также в этом году подразделение Amazon Zoox планирует начать коммерческую эксплуатацию роботакси в Лас-Вегасе. Без подобных тестовых программ Tesla, несомненно, сильно отстает от своих конкурентов.

Илон Маск стремится запустить программное обеспечение компании в Китае (Фото Getty Images)

Никогда не говори «никогда»

«Нельзя полностью отрицать такую возможность. При наличии необходимых ресурсов и достаточных усилий Tesla могла бы, по крайней мере, сравняться с Waymo, — считает эксперт в области ИИ Мисси Каммингс, профессор Университета Джорджа Мейсона, которая недавно стала консультантом NHTSA по вопросам в отрасли беспилотных автомобилей. — Тем не менее я не вижу никакого прогресса в настоящее время. В ближайшем будущем нам не следует ожидать подобного прорыва».

Маска уже давно называют технопровидцем, который произвел переворот в автомобильной и аэрокосмической промышленности, создав коммерчески успешные электрокары и многоразовые ракеты. Однако на каждый такой прорыв, как самая продаваемая модель электрокара Tesla Model Y или спутниковая интернет-система Starlink компании SpaceX, приходятся неудачи и провалы, включая планы по созданию станций по замене аккумуляторов электрокаров, солнечных панелей для крыш, вакуумного поезда Hyperloop и автономного робота, который в итоге оказался обычным танцором в костюме. К сожалению, Tesla Cybertruck, похоже, стал очередным провалом.

 

Роковое приобретение Twitter за $44 млрд, в ходе которого Fidelity снизила оценку своей доли на 71%, — лишь один пример из ряда необоснованных бизнес-решений, принятых Маском за последний год. Второй — вливание миллиардов в проект по созданию Tesla Cybertruck вместо того, чтобы отдать предпочтение бюджетному и коммерчески выгодному электрокару, который Маск обещал инвесторам в течение многих лет. Мало того что запуск Tesla Cybertruck оказался не слишком удачным — все экземпляры были полностью отозваны из-за дефекта педали газа, — шансы на то, что электрокар сможет поднять падающие продажи Tesla, крайне малы. Tesla заявила, что пока не планирует представлять пикап за пределами США, поскольку его вес и дизайн не позволяют вывести его на европейский и китайский рынки.

Сокращение команды Supercharger — еще одно непонятное решение в копилке Маска. Согласно данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США, в этом году подразделение расширило услуги на электрокары, не принадлежащие Tesla, что помогло увеличить сервисную выручку компании в I квартале на 25%, до $451 млн. Сеть станций рассматривалась как краеугольный камень плана развития инфраструктуры электрокаров в США, что позволило Маску, несмотря на его ярую критику администрации Байдена, получить федеральный грант в размере $17 млн.

«Tesla по-прежнему планирует развивать сеть Supercharger, только в более медленном темпе. Открытие новых точек замедлится, однако мы уделим больше внимания обеспечению 100%-ной работоспособности и расширению существующих станций», — писал Маск в своем аккаунте в X после сообщения о сокращении команды.

Сотрудники Tesla были ошеломлены решением Маска. «@elonmusk распустил всю нашу команду. Я не знаю, как это повлияет на сеть станций и NACS (североамериканский стандарт зарядки. — Forbes) и что случится со всей той захватывающей работой, которую мы провели для улучшения всей отрасли, — опубликовал в X Уилл Джеймсон, ранее возглавлявший стратегические программы зарядных станций в подразделении. — Это был безумный опыт». Новость о сокращениях также вызвала падение акций Tesla на 5,6%, до $183,28.

Решение Маска объявить Tesla компанией, специализирующейся на развитии ИИ-технологий и производстве роботакси, усложняет восприятие потребителями бренда Tesla и электрокаров, которые являются основой ее текущего бизнеса.

 

«Шокирующее заявление, — сказал Грег Сильверман, международный директор компании Interbrand, которая отслеживает и оценивает общественное восприятие ведущих корпоративных брендов. — Время, труд и экономические затраты на создание решения, которое позволит вам стать производителем роботакси, просто огромны. Пожалуй, это даже сложнее, чем усовершенствование электрокаров».

В погоне за автономией

Маск загорелся идеей автономного вождения в 2016 году, когда он заявил, что все модели Tesla имеют встроенные камеры, датчики и вычислительные мощности, необходимые для беспилотного вождения. Однако его надежды не сбылись: после восьми лет модификаций программного и аппаратного обеспечения компания добилась лишь «контролируемого режима автопилота», который подразумевает, что водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя.

Возобновление усилий Маска по превращению Tesla в производителя робототакси совпадает с резким падением продаж электрокаров в I квартале и проблематичным запуском пикапов Cybertruck. Глобальная ценовая конкуренция на рынке электрокаров усиливается, особенно со стороны более бюджетных моделей китайской компании BYD, что оказывает давление на показатели рентабельности Tesla. В то же время экономика бизнеса роботакси, требующего относительно небольшой автопарк для перевозки огромного количества пассажиров, выглядит более привлекательной — один завод Tesla способен произвести нужное количество электрокаров для автопарка. 

Однако наряду с огромными техническими проблемами потенциал получения прибыли от бизнеса роботакси Tesla в ближайшем будущем остается туманным. «Мы рассматриваем роботакси как хорошую возможность обеспечить значительный потенциал роста акций. Тем не менее это только возможный план, который мы не включаем в нашу модель в настоящее время, поскольку учитываем большую неопределенность в отношении нормативных, операционных и технических проблем», — указал в аналитической записке Эмманюэль Роснер, аналитик Deutsche Bank по вопросам акций.

 

Дополнительный доход Tesla от появления системы FSD на китайском рынке, благодаря которому акции компании недавно выросли на 15%, не даст значительных результатов. В США компания снизила цену на ПО до $8000 и установила ежемесячную абонентскую плату в размере $99. Если предположить, что цены в Китае будут аналогичными, то, по мнению аналитика Bank of America Джона Мерфи, к 2030 году доход от продаж ПО может составить $2 млрд в год — меньше десятой части всех продаж Tesla в I квартале 2024 года.

Autopilot и FSD ≠ Автономность

Tesla также столкнулась с юридическими проблемами, связанными с презентацией так называемых полностью автономных функций электрокаров. Несмотря на заявления Маска о превосходстве ИИ Tesla, регулирующие органы, включая Департамент транспортных средств (DMV) Калифорнии, подали на компанию в суд из-за его решения назвать эти функции FSD и Autopilot. DMV утверждает, что Tesla преувеличивает возможности своих электрокаров в ущерб безопасности. Компания уже не первый год сталкивается с аналогичными обвинениями в Германии.

«DMV возбудило судебный иск в целях отозвать лицензии производителя и дилера Tesla за предполагаемое введение в заблуждение и ложный маркетинг в отношении использования компанией терминов FSD и Autopilot, — сообщили Forbes USA в департаменте. — Обеспечение должной безопасности требует, чтобы водители были проинформированы о настоящих возможностях ПО».

В DMV сообщили, отказавшись предоставить более подробную информацию, что Департамент юстиции Калифорнии ведет судебное разбирательство, а первое слушание назначено на 9 сентября 2024 года. 

 

Tesla, как и десятки других компаний, имеет разрешение на проведение тестирования автономного вождения с присутствием водителя в салоне в Калифорнии. Однако, согласно данным DMV, компания не предоставляет отчет штату о пройденных милях в ходе тест-драйвов с 2019 года. Чтобы перейти от тестирования к коммерческому обслуживанию в Калифорнии, Tesla потребуется разрешение DMV на эксплуатацию (на получение которого, как подтвердил департамент, она еще не подавала заявку) и одобрение от Калифорнийской комиссии по общественным инфраструктурам (CPUC).

Департаменты транспортных средств Аризоны и Невады — других ключевых полигонов для испытаний автономных автомобилей — также заявили, что Tesla с ними не связывалась.

Штат Техас, где базируется Tesla, не требует от производителей автономных автомобилей предварительного разрешения на их эксплуатацию. «Разрешено тестирование и эксплуатация на техасских дорогах при условии, что они отвечают тем же требованиям безопасности и страхования, что и все остальные автомобили», — объяснил Адам Хаммонс, представитель Департамента транспортных средств Техаса.

Долгий путь роботакси

Waymo только сейчас начинает переводить свои технологии автономного вождения в более широкую коммерческую фазу после 15 лет тщательных исследований и испытаний, на которые были потрачены миллиарды долларов. По словам компании, в ее автопарке значатся сотни электрокаров, которые предоставляют услуги автономного вождения без присутствия водителя, в Финиксе, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Автопарк компании обеспечивает «десятки тысяч» поездок в неделю. В конце этого года компания планирует расширить свою коммерческую деятельность, открыв филиал в Остине.

 

Waymo не разглашает данные о доходах, однако, если предположить, что в 2024 году компания будет совершать в среднем 50 000 поездок в неделю по цене в $20, то годовой доход сервиса при его нынешнем масштабе превысит $50 млн. Если компания продолжит улучшать работу сервиса, расширит свой автопарк до десятков или сотен тысяч электрокаров и выйдет на рынок еще десятков городов, эта цифра может быстро вырасти до миллиардов долларов в год — именно на это рассчитывает Alphabet и именно таких результатов жаждет Маск.

Автономный беспилотный робот-такси Waymo Jaguar едет по Венис-Бич в Лос-Анджелесе (Фото Getty Images)

Тем не менее размер доходов напрямую связан с безопасностью роботакси. В прошлом году компания Cruise, основной конкурент Waymo, финансируемая General Motors, приостановила работу всего своего автопарка в Сан-Франциско и лишилась лицензии на предоставление услуг роботакси в Калифорнии после того, как один из электрокаров компании сбил пешехода, которого несколькими мгновениями ранее сбила другая машина. Waymo также сталкивалась с аналогичными проблемами на дорогах: в Финиксе электрокар въехал в буксируемый автомобиль, а в Сан-Франциско роботакси наехало на велосипедиста, вид на которого заслонил грузовик. Однако до сих пор электрокары, оперирующие без присутствия водителя в салоне, не попадали в аварии, которые приводили к серьезным травмам или смертельным случаям.

Специалистов отрасли беспокоят показатели безопасности ПО Tesla, которое требует присутствия водителя за рулем. Они не разделяют уверенности Маска в том, что электрокары Tesla могут перейти в полностью автономный режим вождения, используя только ИИ, усиленный нейросетью, и компьютерное зрение на основе камер, полностью отказавшись от лазерного лидара и радара.

«В первую очередь меня беспокоит то, что Tesla не хватает терпения и технического подхода, необходимого для безопасного запуска полностью автономных технологий на дорогах, — поделился Джон Крафчик, бывший гендиректор Waymo и глава американского филиала Hyundai Motor. — Его действия ставят под угрозу всю отрасль беспилотных автомобилей».

 

Нейросети, камеры, галлюцинации

Эксперт в области ИИ Каммингс также ставит под сомнение способность нейронных сетей и камер обеспечить полностью безопасное автономное управление.

«Ни один автомобиль не сможет справиться с вождением в любых дорожных условиях, полагаясь только на компьютерное зрение. Это просто невозможно, — говорит она, ссылаясь на опубликованное ею научное исследование. — Подобная технология не способна правильно воспринимать окружающий мир. Из всех систем беспилотного автомобиля компьютерное зрение является наименее точным. Радар и лидар способны лучше справиться с поставленной задачей. Если автомобиль будет полагаться только на компьютерное зрение, это может привести к ДТП со смертельным исходом».

Несмотря на то, что Waymo является несомненным лидером в области автономного вождения, Каммингс уверена, что даже она не сможет освоить технологию беспилотного вождения, которая опиралась бы только на компьютерное зрение, поскольку системы ИИ сталкиваются со множеством проблем при интерпретации данных о вождении.

«Одна из главных проблем — галлюцинации, — объясняет она. — Все знают о больших языковых моделях и возникающих у них галлюцинациях, однако системы компьютерного зрения буквально галлюцинируют. Они видят то, чего нет. Эта проблема до сих пор остается нерешенной».

 

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+