Неделя миллиардера: арест Кузьмичева, ошибка Авена, не олигарх Фридман
На прошедшей неделе яркую новостную повестку создавали события, связанные с основателями «Альфа-Групп». Так во Франции по обвинению в мошенничестве и отмывании денег был задержан Алексей Кузьмичев, позже его отпустили под залог в €8 млн с запретом на выезд, Петр Авен признал, что он и его партнеры вложили свои миллиарды на Западе по ошибке, в Москве пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Михаила Фридмана, который вернулся из Лондона в российскую столицу, нельзя считать олигархом. В дайджесте Forbes — о самых важных событиях недели с участием крупнейших российских бизнесменов
Дайджест охватывает события с 27 октября по 3 ноября.
Под санкциями
- Суд Франкфурта-на-Майне потребовал вернуть имущество, изъятое в ходе обысков на виллах на озере Тегернзе, в квартире недалеко от Франкфурта-на-Майне и на яхте Dilbar в порту Бремена, которые немецкие власти считают связанными с Алишерм Усмановым. Обыски были проведены осенью 2022 года в рамках следственных действий об отмывании денег и уклонении от санкций. «Обыски проводились с привлечением крупных сил полиции, в том числе вооруженного спецназа, и широко освещались в СМИ», — отмечается в заявлении представителя миллиардера. В мае суд признал эти обыски незаконными, доводы прокуратуры ФРГ в суде были признаны «смутными подозрениями» и «голословными предположениями».
- Судебные приставы Финляндии провели обыск на финском острове Котасаари, который принадлежит Игорю Кесаеву, сообщает финская газета Ilta-Sanomat. По данным издания, приставы искали имущество, подлежащее аресту, а также «материалы для следствия». Местные жители рассказали Ilta-Sanomat, что людей на острове не видели ни зимой, ни весной 2023 года. Кесаев купил остров в 2020 году за €700 000, для совершения сделки он воспользовался «золотым паспортом» Кипра, полученным за инвестиции. На острове располагаются несколько жилых зданий и вертолетная площадка.
- АФК «Система», основанная Владимиром Евтушенковым, попала под санкции США. Блокирующие санкции распространяются на все компании, в которых прямая или косвенная доля АФК «Система» превышает 50%, даже если они не включены в SDN-list. Новые санкции Вашингтона также затронули СПБ Биржу, «Арктик СПГ 2», «Абсолют банк», «ХКФ банк», «Почта банк», ВБРР, «Русский Стандарт».
- Михаил Фридман и Петр Авен назвали свои инвестиции в страны Запада ошибкой, пишет Bloomberg. Авен рассказал, что в июле 2022 года при вылете из Великобритании в Прибалтику полиция допрашивала его в аэропорту в течение трех часов. Один из дознавателей решил поинтересоваться у бизнесмена, почему он вложил миллиарды в Запад и разместил головной офис в Англии. Авен, как пишет агентство, ответил: «По ошибке!». Bloomberg приводит также комментарий Михаила Фридмана, принявшего решение покинуть Великобританию: «Мне не дали выбора, меня выдавили». «Сегодня тот факт, что мы вложили деньги в Англию, выглядит колоссальной ошибкой», — признался миллиардер. По словам Авена, он, как и Фридман, не понимает, почему против него ввели санкции и заявил, что политики и бизнесмены на Западе несут ответственность за нынешнюю ситуацию «определенно не меньше, чем так называемые российские олигархи».
В бизнесе и в жизни
- Миллиардер Владимир Потанин попросил Верховный суд Великобритании отказать его бывшей жене Наталье в подаче к бизнесмену нового иска о разделе имущества. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на выступление адвокатов Потанина на судебном заседании. Защита Потаниной заявляла, что размер ее доли потенциально может достигнуть $9 млрд. Она претендует на 50% от стоимости пакета Потанина в «Норникеле» и дивиденды от нее. В 2019 году Высокий суд отказал Потаниной в подаче иска к бывшему мужу в Великобритании, однако она оспорила это решение и выиграла апелляцию. На судебный процесс к январю 2022 года Владимир Потанин потратил около 8,4 млн фунтов стерлингов (около $10,2 млн), а его бывшая жена — 1,4 млн фунтов.
- Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Михаила Фридмана нельзя называть олигархом: «Это не олигарх, это совершенно неправильная трактовка: это предприниматель, бизнесмен, крупный бизнесмен». Возвращение в Россию крупных бизнесменов Песков считает нормальным, потому что граждане России «ездят по всему миру, но Родина у них одна». «Есть и бизнесмены меньше, которые тоже то уезжают за границу, то возвращаются», — добавил Песков. Михаил Фридман вернулся в Россию в начале октября.
- Гособвинение запросило семь с половиной лет колонии для Виктора Батурина, брата одной из богатейших женщин России Елены Батуриной, по делу о покушении на мошенничество. Его арестовали в июле 2021 года в ходе разбирательства по выплате компенсации за 25% акций компании «Интеко». Батурин обратился в суд с требованием о возврате ему прав на долю в «Интеко» и представил договор с сестрой, который ее представители назвали поддельным. Судебная тяжба по этому делу между родственниками длится с 2007 года. Батурина, в свою очередь, представила суду доказательства, что все расчеты с братом были проведены. Примечательно, что документ Батурина, который российское следствие сочло фальсифицированным, австрийский суд признал подлинным, писал «Коммерсантъ».
- Минцифры рассчитывает в конце 2023 года либо в начале 2024-го получить материалы по разделению на российские и международные активы «Яндекса», основанного Аркадием Воложем. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на главу министерства Максута Шадаева. Ранее компания получила разрешение на реструктуризацию от правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
- Основатель Freedom Holding Тимур Турлов назвал расследование Hindenburg Research о его холдинге «очень дорогим и качественным уроком», приводит Bloomberg слова предпринимателя в своем материале. Расследователи обвинили компанию в «наглом уклонении от санкций», фальсификации выручки, рискованных операциях со средствами клиентов и манипулировании рынком. В Hindenburg Research также заявили, что Freedom Holding продолжает вести бизнес на российском рынке и «открыто пренебрегает санкциями». Расследование неожиданно привело к росту стоимости компании, за две недели ее капитализация выросла на $2 млрд — до $6 млрд. Произошедшее Турлов называет «коротким сжатием» — трейдерам, которые делали ставки против его компании, пришлось закрыть свои позиции по более высокой цене, что привело к восстановлению стоимости акций. Турлов признается, что не хотел бы, чтобы «капитализация росла таким образом», потому что к росту стоимости акций привела «не наша сила, а чья-то ошибка».
- Владимир Лисин продал «Первую грузовую компанию», крупнейшего в стране железнодорожного оператора. По данным «Коммерсантъ», покупателем стала компания «Аврора Инвест», совладельцами которой на рынке называют братьев Тимура и Руслана Бабаевых. Сумма сделки, по оценкам источников издания на рынке, превысила 200 млрд рублей. Лисину покупку актива в несколько этапов обошлась в 175,5 млрд рублей.
- Основанная Олегом Дерипаской UC Rusal планирует построить портовый терминал на Дальнем Востоке. Его мощность может составить 1,5 млн т в год, эксперты оценивают проект в 12 млрд рублей, срок строительства составит до трех лет. Ранее «Русал» приобрел долю в китайском производителе глинозема.
В центре внимания
- Совладельца «Альфа-Групп» Алексея Кузьмичева задержали в департаменте Вар на юге Франции, сообщает Reuters. Российскому миллиардеру были предъявлены обвинения в налоговом мошенничестве, предполагаемом отмывании денег и уклонении от международных санкций. На принадлежащих ему объектах недвижимости, включая виллу на Лазурном Берегу и парижскую квартиру, прошли обыски, в них участвовали 60 человек, в том числе бойцы спецназа. В ходе обыска на вилле в Сан-Тропе обнаружили пачки наличных денег, утверждает Le Monde. Финансовая прокуратура Франции требовала заключить Кузьмичева под стражу, но в итоге его отпустили под залог $8 млн с запретом на выезд из страны. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что власти готовы помочь ему, если он изъявит соответствующее желание.
Прямая речь
- Михаил Гуцериев после беспорядков в Дагестане с захватом аэропорта в Махачкале написал колонку, в которой высказал свое мнение о произошедшем: «Невозможно без боли в сердце следить за новостями из зоны израильско-палестинской трагедии, читать о гибели тысяч мирных людей, в том числе ни в чем не повинных женщин и детей, ставших жертвами политических разборок с той и другой стороны. Я разделяю эту боль, но не могу найти ни одного оправдания произошедшему 29 октября в Дагестане. Более того, я глубоко убежден, что зло, позорно прикрывающееся благородными лозунгами справедливости и защиты ближних, заслуживает еще большего порицания и сурового наказания. Толпа нарушителей закона, устроившая штурм махачкалинского аэропорта, не имеет права говорить от лица всего дагестанского народа так же, как экстремисты — от лица мусульманского мира, а радикальные иудеи — от лица всех евреев или граждан Израиля. Нового всплеска этой болезни нельзя допускать ни в одной точке мира, а на Северном Кавказе тем более. Именно последнее вызывает у меня особую печаль. Я сам рос в Грозном, где были целые еврейские кварталы. Мы, представители самых разных народов, росли вместе и никогда не оценивали друг друга по национальному или религиозному признаку. Симпатии и антипатии рождались к людям, но не к нации или вероисповеданию».