FT сообщила о тайных переговорах по украинским детям с участием Анкары и Эр-Рияда
Саудовская Аравия и Турция стали посредниками в тайных переговорах о возвращении украинских детей, перемещенных в Россию после начала ее «спецоперации»* на Украине, сообщила Financial Times со ссылкой на четыре источника, знакомых с ходом этого процесса. В переговоры, по данным двух осведомленных источников газеты, вовлечен миллиардер Роман Абрамович.
Переговоры, о которых ранее не сообщалось, продолжаются при посредничестве Эр-Рияда и Анкары уже несколько месяцев, указывает газета.
Газета отмечает, что процесс настолько сложный, что украинские и российские официальные лица «отказываются разговаривать друг с другом напрямую», в отличие от некоторых предыдущих обменов пленными или переговоров о прекращении огня. «[Прямого] общения с российской стороной нет», — подтвердила изданию Дарья Герасимчук, уполномоченный по правам ребенка при президенте Украины. «Более того, мы убеждены, что никаких переговоров в этом направлении быть не может, потому что речь идет не об обмене военнопленными, это гражданские лица, это дети», — заявила она.
Представители президентов России и Украины, правительств Турции и Саудовской Аравии, а также Абрамовича не ответили на запросы о комментариях Financial Times. Forbes направил запрос представителю Абрамовича.
По данным дипломата, знакомого с переговорным процессом, вопрос о возвращении украинских детей из России поднял Эр-Рияд в июне на встрече G20 в Копенгагене по Украине. Страны Запада одобрили посредничество Саудовской Аравии, пишет издание.
По информации источников FT, ни одна из сторон не подсчитывала централизованно, сколько украинских детей было перевезено в Россию. По их словам, эту оценку и решение, куда этих детей направить, усложняет то, что их вывозили при различных обстоятельствах. Один из собеседников газеты, знакомый с ходом переговоров, объяснил, что бывают ситуации, когда мама и папа ребенка находятся на территории Украины, а бывают, когда родителей совсем нет, но есть, например, тетя в Воронеже. «Задача в том, чтобы сосчитать всех детей, чтобы понять, сколько их, а затем найти лучшее решение для каждого ребенка», — объяснил источник FT. Еще один фактор, осложняющий переговоры, — это разные пути прибытия детей в Россию, пишет FT.
В марте Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой. Суд решил, что они несут «ответственность за военное преступление, связанное с незаконной депортацией населения (детей)» с территории Украины в Россию. Кремль прокомментировал это решение, заявив, что спокойно относится к нему, но фиксирует все «откровенно враждебные проявления». В ноябре 2022 года пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил, что Кремль не согласен со сравнением «эвакуации» детей с Украины с депортацией. Россия не является участником Римского статута и не несет по нему обязательств, отмечал российский МИД.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.