К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Война по всем фронтам»: почему производитель пульсоксиметров Masimo судится с Apple

Генеральный директор Masimo Джо Киани признается, почему борется с Apple: «Я не смогу спокойно спать, если позволю им вытирать о нас ноги». (Фото Business Wire / Masimo)
Генеральный директор Masimo Джо Киани признается, почему борется с Apple: «Я не смогу спокойно спать, если позволю им вытирать о нас ноги». (Фото Business Wire / Masimo)
Основатель и генеральный директор Masimo Джо Киани потратил $60 млн на судебные тяжбы из-за Apple Watch с техногигантом стоимостью $3 трлн. Но это не все: 58-летнему Киани еще предстоит выиграть битву с советом директоров собственной компании

В мае 2013 года Джо Киани, основатель и генеральный директор медицинской IT-компании Masimo, отправился в Купертино на встречу в штаб-квартире Apple, чтобы обсудить потенциальное сотрудничество. Легендарный производитель смартфонов находился в процессе разработки Apple Watch и рассматривал способы внедрения в продукт различных медицинских датчиков. Фирма Киани основана в 1989 году и известна своими пульсоксиметрами (медицинскими устройствами, которые крепятся на кончик пальца для измерения уровня кислорода в крови пациента). «Я не хотел заходить на потребительский рынок сам по себе, ― рассказывает предприниматель. ― Мне казалось, что отличным партнером для освоения и продвижения нашей технологии в массы станет Apple».

Джо Киани на обложке Forbes USA

Masimo была одной из 28 организаций, с которыми корпорация вела переговоры по поводу участия в проекте Apple Watch. Внутренние источники говорят, что руководство Apple подумывало о потенциальном поглощении бизнеса, но в конечном счете от затеи решили отказаться, так как продукция Masimo для медицинских учреждений выходит за рамки ключевого приоритета Apple в сфере потребительской электроники. «Поглощения такого масштаба не в нашем стиле», ― писал тогда по электронной почте гендиректору Тиму Куку вице-президент по корпоративному развитию Эдриан Перика.

Десять лет спустя Apple и отвергнутая компания нещадно судятся друг с другом за технологии в Apple Watch. Согласно данным исследования маркетингового агентства IDC, корпорация из Купертино контролирует 56% мирового рынка умных часов, обороты которого в этом году достигнут $33 млрд. В агентстве также прогнозируют, что объем более обширной категории носимых устройств вырастет до отметки почти $63 млрд.

 

Судебные тяжбы происходят на фоне того как Киани, чье состояние Forbes оценивает в $1,2 млрд, заходит на потребительский рынок с «часами здоровья», продажи которых начались в августе прошлого года по цене $499, умными часами за $999, которые планируется запустить в продажу осенью, а также с рядом других носимых устройств. Миллиардер заявляет, что Apple переманивала его сотрудников, крала коммерческие тайны и нарушала патенты Masimo на пульсоксиметрию и неинвазивные способы измерения жизненных показателей. В корпорации обвинения отрицают, и в мае по иску о коммерческих тайнах присяжные никаких нарушений не нашли, хотя Киани пообещал, что добьется пересмотра дела.

Более актуальным поводом для беспокойства как Apple, так и Masimo является ожидаемое в середине июля решение со стороны Комиссии по международной торговле США, которое может стать поворотным моментом всего противостояния. Орган рассматривает вынесенное ранее постановление суда о том, что IT-гигант нарушил два патента Masimo. Если Комиссия признает правоту Киани, это может потенциально вылиться в запрет на импорт определенных моделей Apple Watch. В свою очередь, адвокаты из Купертино заявляют, что Masimo пытается «оказывать на бизнес и судебные органы давление» с целью выжить Apple Watch с американского рынка, а подобный запрет навредит потребителям и, возможно, даже затормозит ход медицинских исследований.

 

После тридцати с лишним лет продажи технологии больницам Киани идет ради будущего всего бизнеса Masimo на огромные риски. На Уолл-стрит это приводит в восторг далеко не каждого: когда в прошлом году предприниматель решил купить производителя аудиооборудования Sound United за $1 млрд и таким образом обзавестись собственными каналами сбыта потребительской продукции, это в один миг спровоцировало сокращение капитализации родительской компании на $5 млрд, так как после новости начался спад котировок. Нынешний уровень капитализации Masimo составляет $8,7 млрд. Сделка привлекла внимание активистского инвестиционного фонда Politan Capital Management под началом Квентина Коффея, выкупившего 9%-ную долю Masimo приблизительно за $800 млн. В письме акционерам Коффей заявил, что текущий состав попечителей не смог усмирить Киани на должности генерального директора и председателя совета директоров, позволив ему реализовать «непродуманную стратегию», далеко ушедшую от профильного бизнеса Masimo.

По всей видимости, большинство акционеров компании это опасение разделяют. Так, на прошлой неделе после ожесточенной борьбы за право голоса, когда в письме акционерам Коффей охарактеризовал потребительскую стратегию Киани как «все везде и сразу», они проголосовали за введение в совет правления самого Коффея и еще одного кандидата из Politan Capital Management, бывшей руководительницы Johnson & Johnson Мишель Бреннан.

При этом и обновленный совет директоров, и Киани, кажется, единодушны в отношении судебных разбирательств с Apple. В майской презентации Politan Capital Management заявил, что расходы на судопроизводство неизвестны, но «победа ожидается за Masimo». Коффей давать комментарии отказался. Киани в недавнем интервью с Forbes признавал, что будущее бизнеса компании в сфере потребительской электроники целиком зависит от исхода суда с калифорнийским IT-гигантом: «Нельзя позволить [Apple] пользоваться моей технологией и устанавливать правила игры, пока мой бизнес не вырастет в достаточной мере, пока не появится достаточно времени, чтобы построить коммерческий движок, полноценный бренд».

 

Представители Apple, в свою очередь, утверждают, что на самом деле это Masimo копирует их технологии, и попутно пытаются расчистить дорогу для собственных деловых амбиций. «В Apple наши команды неустанно работают над созданием продуктов и сервисов, дающих пользователям первоклассный функционал для мониторинга здоровья, ухода за собой и обеспечения безопасности, ― сообщает в официальном заявлении пресс-секретарь корпорации Фред Сейнз. ― Masimo пытается воспользоваться  нашими многочисленными инновациями, чтобы вывести на рынок устройство, которое копирует Apple Watch и нарушает наши права на интеллектуальную собственность, стремясь при этом устранить всякую конкуренцию».

Apple приложила огромные усилия к продвижению функций мониторинга здоровья на своих фирменных умных часах, например, ЭКГ. (Фото Karl Mondon·The Mercury News via Getty Images)

«Война по всем фронтам»

Схватка за патенты между Apple и Masimo разгорелась в январе 2020 года, когда детище Киани и его дочерняя компания Cercacor Laboratories подали против корпорации иск о незаконном присвоении коммерческих тайн и нарушении патентов в федеральный окружной суд Калифорнии. С тех пор ожесточенная борьба организаций прошла через целую череду судов и федеральных агентств. «Я абсолютно уверен, что у нас есть возможность одержать верх, ― не теряет оптимизма Киани. ― Это не пустые мечты».

Отчасти его уверенность опирается на предыдущие успехи Masimo в зале суда во время борьбы с более крупными компаниями из-за нарушения патентов. Например, в 2006 году фирма Киани добилась финансового урегулирования иска против Nellcor (подразделения Medtronic) ― общая сумма выплат с учетом возмещения ущерба и авторских отчислений составила около $800 млн, а продукт-нарушитель был отозван с рынка. В 2016-м Masimo пришла к соглашению с Philips на $300 млн. Бизнесмен говорит, что эти жалобы обошлись его компании в $43 млн на юридическое сопровождение, зато принесли ей свыше $1,1 млрд. «Деньги на судопроизводство мы тратим не просто так, ― поясняет предприниматель. ― У нас отличная история в плане получения прибыли по издержкам на судебные разбирательства».

В текущей кампании против Apple миллиардер борется сразу на нескольких направлениях. После подачи иска в окружной суд корпорация направила ходатайство на проверку нескольких патентов Masimo Советом по патентному судопроизводству и апелляциям при Ведомстве по патентам и товарным знакам США, который оценивает действительность патентов. Затем представители Masimo подали прошение назначить слушание при Комиссии по международной торговле, у которой есть полномочия запрещать импорт продуктов-нарушителей. В ответ Apple начала контрнаступление, подав против Masimo два иска в федеральный суд штата Делавэр с обвинениями в нарушении патентов Apple. Masimo направила встречные жалобы с обвинениями в нарушении антимонопольного и патентного законодательства.

«У них идет какая-то война по всем фронтам», ― отмечает Джон Преспер, консультант в юридической фирме Foster, Murphy, Altman & Nickel, не представляющий в тяжбах ни одну из сторон. По его словам, происходящее совсем не удивительно, поскольку оба участника процесса пытаются использовать разные юрисдикции в собственных интересах. Преимущество подачи жалобы в государственные структуры заключается в том, что такие дела обычно продвигаются быстрее рассмотрения в окружных судах. А еще это удовольствие не из дешевых. Киани полагает, что на данный момент Masimo потратила на суды с Apple порядка $60 млн, и прогнозирует, что затраты могут перевалить за $100 млн. Преспер заявляет, что патентное судопроизводство неспроста называют «спортом королей», ведь «на это нужна куча времени и денег».

 

Пока что победы и поражения имеются у обеих сторон. В мае калифорнийский иск о незаконном присвоении коммерческих тайн признали несостоятельным, присяжные проголосовали в соотношении 6:1 в пользу Apple. Корпорация заявляет, что будет ходатайствовать перед судом и об отклонении остальных жалоб. Киани пообещал добиться пересмотра дела, списав принятое решение на «необычную динамику среди присяжных», и в следующий раз надеется, что судья согласится исключить из состава присяжных заседателей клиентов Apple.

Далее ожидается решение Комиссии по международной торговле о потенциальном запрете на импорт определенных моделей Apple Watch ― вердикт будет вынесен к 17 июля. Комиссия рассматривает решение административного суда, в январе 2023 года постановившего, что IT-гигант нарушил два патента Masimo из изначально заявленных девяти. С уверенностью сказать, чью именно сторону примет теперь Комиссия, крайне сложно, но Преспер говорит, что с решениями административных судей орган соглашается полностью либо частично «довольно часто». Такой исход благоприятствует Киани, хотя если Комиссия все-таки рекомендует наложить запрет на ввоз, то в силу решение вступит не сразу. Следующим этапом будет 60-дневный срок, в течение которого в процесс имеет право вмешаться президент Джо Байден.

В декабре Комиссия ввела запрет на импорт некоторых модификаций Apple Watch, нарушающих патенты компании AliveCor касательно мониторинга частоты сердечных сокращений. В силу запрет еще не вступил, потому что Apple предъявила патенты на рассмотрение Совету по патентному судопроизводству и апелляциям, который признал их недействительными. Представители AliveCor подали апелляцию в окружной суд, а Apple в отдельном порядке подает в суд того же уровня апелляцию по решению Комиссии.

Преспер отмечает, что если запрет на импорт вступит в силу, то дальнейшие события могут разворачиваться по разным сценариям. Стороны могут в конечном счете достичь урегулирования, заключить лицензионное соглашение или партнерскую сделку, хотя в некоторых случаях нарушитель патента может пойти на переработку конструктивных решений или отключение спорного функционала. «Возможно, они пойдут на мировую, ― не исключает консультант. ― Многое зависит от личностей участников процесса».

 
«Порой мне казалось, что я со своими решениями останусь совсем без денег, ― рассказывает Киани. ― Но в итоге все это мне очень помогло». (Фото Masimo)

Борьба за совет правления

По мнению Преспера, авантюра Киани на рынке потребительской электроники основывается на видении того, как больницу и дом можно объединить при помощи технологий. Приборы Masimo точно измеряют жизненные показатели пациентов в больницах, и бизнесмен хочет, чтобы люди с хроническими заболеваниями могли производить сопоставимые по точности замеры через умные часы. Masimo захватила рынок в отделениях интенсивной терапии, поскольку умеет снимать показания с беспокойных новорожденных, и Киани стремится помочь родителям производить аналогичные измерения малышей прямо в колыбели с помощью крошечного башмачка. Кроме того, для отслеживания состояния пациентов, принимающих опиоидные препараты, предприниматель хочет использовать датчики отпечатков пальцев, чтобы сигнализировать о передозировке, и электроды, которые крепятся на ухо такого пациента и помогают при абстинентном синдроме. Устройства для работы с опиоидными препаратами уже одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), и теперь Masimo добивается зеленого света для часов и приборов для малышей. Конечная цель, как утверждает сам Киани, ― «замкнуть цепочку больница-дом-больница».

Сейчас Masimo прилагает усилия к тому, чтобы вывести все эти продукты на рынок одновременно. И хотя в своем рывке в потребительский сектор Киани полон энтузиазма, игроки Уолл-стрит по-прежнему настороже — отчасти потому, что рентабельность на рынке носимых устройств ниже, чем в профильном бизнесе Киани.

Вполне вероятно, что заполучить два кресла в совете директоров активистскому инвестиционному фонду Politan Capital Management удалось именно благодаря скептицизму относительно этого комплексного подхода компании. В своем письме акционерам Коффей выразил уверенность в том, что деятельность Masimo может быть успешной на некоторых «смежных рынках», включая уход за пациентами дома, однако запуск столь большого количества различных продуктов в одно и то же время «повышает вероятность того, что [Masimo] потерпит неудачу с каждым из них».

Накануне голосования за новый состав совета правления Киани говорил Forbes, что если Коффей одержит верх, то он подумывает уходить из компании. На следующий день после голосования миллиардер заявил, что намерен остаться: «По-другому я ничего делать не собираюсь. Управлять Masimo буду так же, как и раньше».

 

В обновленном совете директоров Politan Capital Management имеет лишь два кресла из пяти. «Они не в силах заставить нас вводить какие-либо изменения, которых мы не хотим, ― объясняет Киани. ― Мы будем открыты ко всему и намерены прислушиваться к их мнению и предложениям. Если совет хороший, мы им воспользуемся. Если нет — не станем».

Во время борьбы за совет правления Киани обвинял инвестиционный фонд в тайном сговоре с Apple. По словам предпринимателя, о том, что Politan Capital Management предрекали Masimo в схватке с Apple победу, он даже не знал ― а потому соперник у них один на двоих.

Проиграть какую-то из нынешних битв Киани не боится. «У меня достаточно денег, так что заниматься этим мне больше не нужно. Я смогу уделять время родным, заниматься тем, что мне нравится, ― говорит миллиардер. ― Но пока я здесь, буду делать то, что считаю правильным».

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+