Уход Ротенбергов: одна из богатейших семей заработала $2,7 млрд на распродаже активов
Впервые с 2018 года в глобальном рейтинге Forbes сразу три человека с фамилией Ротенберг: Аркадий, его брат Борис и сын Игорь. На троих они владеют активами общей стоимостью $6,2 млрд. Больше половины этой суммы — $3,8 млрд, по оценке Forbes, — приходится на кеш и ликвидные активы. И $2,7 млрд из них бизнесмены получили за последние четыре года, устроив масштабную распродажу.
Процесс стартовал в ноябре 2019 года, когда Аркадий Ротенберг вышел из капитала «Стройгазмонтажа» — крупнейшей частной строительной компании России и основного подрядчика при возведении Керченского моста. Этот бизнес Ротенберг построил на базе пяти строительных «дочек» «Газпрома», которые купил в 2008 году за 8,3 млрд рублей. Информация о том, что бизнесмен планирует избавиться от «Стройгазмонтажа», появилась еще весной 2019 года. В качестве причин назывались санкции, под которыми Ротенберг находится с 2014 года, завершение крупных инфраструктурных строек и усталость от многолетней работы на подрядах газовой монополии. В покупатели прочили сам «Газпром», точнее, создаваемого им мегаподрядчика «Газстройпром». Кроме «Стройгазмонтажа» его основой должны были стать также «Стройгазконсалтинг», основанный экс-участником списка Forbes Зиядом Манасиром, и «Стройтранснефтегаз» еще одного миллиардера и друга Владимира Путина Геннадия Тимченко.
Владельцем «Стройгазмонтажа» в итоге стала малоизвестная компания «Стройинвестхолдинг», зарегистрированная за четыре месяца до сделки. За этот актив она заплатила Аркадию Ротенбергу 75 млрд рублей, что совпало с оценкой Forbes, используемой для расчета состояния Ротенберга. Судя по данным отчетности «Стройинвестхолдинга» за 2019 год, кредит в 75 млрд компании выдал «Газстройпром».
По аналогичной схеме прошла продажа «Газпром бурения» — эту компанию Аркадий Ротенберг тоже купил у «Газпрома» в 2011 году за 4 млрд рублей. В 2014 году, попав под санкции, он передал 78,71% сыну Игорю. Еще 16,29% принадлежало Борису Ротенбергу. В начале августа собственником 100% «Газпром бурения» стала еще одна малоизвестная компания «НПС Стар» и менее чем через два месяца продала ее некой «Фирме Армадис». Forbes тогда оценивал сумму сделки на основе финансовых мультипликаторов аналогичных публичных компаний в 41-48 млрд рублей.
Как оказалось, покупатель был щедрее. И «НПС Стар», и «Фирма Армадис» заплатили за «Газпром бурение» 67,9 млрд рублей — и в этой схеме тоже использовался кредит от «Газстройпрома». Эти деньги, а также внушительные дивиденды «Газпром бурения» (в 2016-2021 годах компания выплатила своим собственникам почти 60 млрд рублей) позволили Игорю Ротенбергу вернуться в список Forbes. Он был миллиардером только в 2018 году, после чего, попав под санкции США, передал сестре Лилии треть девелоперской компании TPS Real Estate. Forbes оценивает кеш и ликвидные активы Игоря Ротенберга в $1,2 млрд.
Наконец, под самый занавес 2022 года, Аркадий и Борис Ротенберги продали основанный ими в начале 2000-х «СМП-банк». Покупателем стал государственный Промсвязьбанк. И он не поскупился, заплатив, по данным газеты «Коммерсантъ», за «СМП-банк» 46 млрд рублей — сумму, близкую к его капиталу. Для сравнения, в декабре 2022 года публичные российские банки торговались на бирже по средней оценке в 0,49 капитала.
Исходя из средних курсов доллара на даты сделок, продажа «СМП-банка», «Газпром бурения» и «Стройгазмонтажа» принесла Ротенбергам порядка $2,7 млрд до вычета налогов и прочих расходов.
Для семьи Ротенбергов закончилась целая эпоха в бизнесе. Какие еще активы у них остались? Непубличный Игорь Ротенберг вместе с партнером Михаилом Зайцем владеет крупным московским ТРЦ «Авиапарк», а также миноритарной долей в компании «РТ-Инвест Транспортные системы» — операторе системы «Платон» по сбору платы с большегрузных автомобилей. Борису Ротенбергу, больше известному сейчас как спортивный функционер и владелец ФК «Сочи», принадлежит доля в застройщике ГВСУ «Центр» (такие данные содержала последняя доступная отчетность девелопера).
Хранителем основных активов семьи остается Аркадий Ротенберг. Ему принадлежит 35% в компании TPS Avia, контролирующей международный аэропорт Шереметьево, и 96,7% «Мостотреста» — некогда крупнейшего в России строителя дорог и мостов. С начала года акции «Мостотреста» выросли почти в три раза — с 83,4 рубля за бумагу до 231,9 рубля. Это помогло Ротенбергу существенно увеличить состояние, которое оценивается в $3,5 млрд. Больше — $4 млрд — было только в 2014-м.
Бизнес «Мостотреста» заметно сократился. В 2020 году существенная часть его активов перешла в группу «Нацпроектстрой» (ГК НПС) — совместное предприятие Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ. Впрочем, у «Мостотреста» продолжают появляться крупные подряды: в 2021 году он получил контракт на 9,1 млрд рублей на строительство яхтенной марины (гавани) в Севастополе, годом ранее — контракт на развитие аэропорта Симферополя стоимостью 3,1 млрд рублей. Бизнес ГК НПС в разы масштабнее. В 2020-2021 годах группа получила госконтракты минимум на 485 млрд рублей. В 2022-2023 годах входящая в нее компания «Дороги и мосты», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», выиграла тендеры еще на 70 млрд рублей, например, на строительство участков дороги М-7 «Волга» (23,8 млрд рублей) и на последний участок южного дублера МКАД (19,9 млрд рублей).
Аркадия Ротенберга нет в числе акционеров ГК НПС. 48% группы принадлежит ВЭБ.РФ и компании НПС ЕЗК, основной акционер которой — ЗПИФ «Проект-Инфра». Впрочем, бывший гендиректор НПС Рубен Аганбегян еще в 2020 году признавал, что партнером ВЭБ.РФ будут структуры Ротенберга. А в 2021 году источник, близкий к банку, говорил Forbes, что за НПС ЕЗК стоят менеджеры компаний, связанных с Ротенбергом. По данным «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на 3 апреля чистые активы ГК НПС оцениваются в 79,3 млрд рублей.