К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА

Стив Балмер (Фото Gary Coronado / Los Angeles Times via Getty Images)
Стив Балмер (Фото Gary Coronado / Los Angeles Times via Getty Images)
Десятый из богатейших людей на планете, бывший генеральный директор Microsoft Стив Балмер строит для «Лос-Анджелес Клипперс» роскошную спортивную арену стоимостью $2 млрд и планирует скромное, тихое торжество, если его команда победит на чемпионате НБА. Он медитирует каждый день и спокойно смотрит на проблему, которую сводит к следующему: стоит ли дополнительно потратить миллионы на перепланировку шкафчиков клуба, чтобы там помещались 40 пар кроссовок, а не 20, предусмотренные текущим проектом?

Стиву Балмеру предстоит принять важное решение. Предприниматель с состоянием в $80 млрд, владелец клуба НБА «Лос-Анджелес Клипперс» и бывший гендиректор Microsoft, по-прежнему остающийся крупнейшим индивидуальным акционером корпорации, строит в калифорнийском Инглвуде на частные средства арену стоимостью $2 млрд. Балмер наконец-то станет сам себе арендодателем, обзаведется новыми источниками дохода, уйдет от «Лос-Анджелес Лейкерс» (более популярной и успешной команды, с которой его собственный клуб делит стадион Crypto.com Arena) и сможет лучше заботиться о своих игроках, которые за восемь с лишним сезонов под его чутким началом даже близко не подобрались к чемпионскому титулу. Стадион под названием Intuit Dome, который должен быть готов в следующем году, возвышается прямо напротив арены SoFi Stadium на 70 000 зрителей за $5 млрд (там базируются две местные команды Национальной футбольной лиги) и казино Hollywood Park. Это будет поистине венец достижений Балмера, в нем планируется, как и подобает десятому богатейшему человеку на земле, 18 000 мест, дополнительное пространство для ног, овальное табло площадью 4000 кв. м, секция для фанатов «Лос-Анджелес Клипперс», бассейн для игроков, корпоративный офис с захватывающим видом на город и 1200 туалетов, втрое больше, чем в менее комфортных аренах лиги. В очередях к туалетам пусть толкаются болельщики «Лос-Анджелес Лейкерс».

Казалось бы, первостепенное решение касается планировки Intuit Dome. 24 марта Балмеру исполняется 67 лет, и раньше он был известен интенсивными, оглушительными криками аффирмаций на мотивационных собраниях с сотрудниками Microsoft. Теперь бизнесмен стал другим, более спокойным (несколько лет назад он отказался от кофеина), Балмер медитирует каждый день и спокойно смотрит на проблему, которую сводит к следующему: стоит ли дополнительно потратить миллионы на перепланировку шкафчиков клуба, чтобы там помещались 40 пар кроссовок, а не 20, предусмотренные текущим проектом?

«Нужно еще посмотреть на окончательные цифры», ― говорит Балмер Forbes, но в случае с миллиардером долларовые суммы обычно теряют всякую актуальность. Решение принято заранее: для «Лос-Анджелес Клипперс» только лучшее. До неприличия узкие шкафчики для вещей пусть остаются у «Лос-Анджелес Лейкерс».

 

В погоне за званием чемпиона НБА Балмер стремился тратить деньги с самого начала. Сложность, конечно, заключается в том, что если бы за деньги можно было купить титул победителя, на обеих руках Балмера красовались бы чемпионские перстни. Но таких у него нет. Бизнесмена это не остановило. «Лос-Анджелес Клипперс» он выкупил в 2014 году у оскандалившегося владельца Дональда Стерлинга за рекордные по тем временам $2 млрд. Незадолго до этого Forbes оценивал команду в $430 млн. Некоторые до сих пор осуждают Балмера ― а некоторые хвалят ― за то, что именно с его подачи профессиональные клубы во всех видах спорта стали резко дорожать. По словам предпринимателя, он всего-то вдохновился примером успешной продажи «Лос-Анджелес Доджерс» в 2012 году за $2 млрд и решил, что такой была бы и справедливая цена за городскую баскетбольную команду №2, которая никогда еще не побеждала.

«Не знаю, сколько я переплатил», ― теряется Балмер. Оно и неудивительно: сегодня Forbes оценивает стоимость «Лос-Анджелес Клипперс» на уровне $3,9 млрд. «Повышение стоимости очень неплохое», ― добавляет владелец клуба.

 

Все дело в удорожании, верно? Разумеется, Балмеру приходится платить скромный налог на роскошь (по данным спортивного рейтингового агентства Spotrac, около $140 млн) ― это штраф, который выписывает лига, когда организация игнорирует лимиты затрат на зарплатный фонд. «Но, знаете, все хорошо, ― говорит предприниматель. ― Приходится мириться с потерями, и мы с ними смирились, учитывая зарплатный фонд наших игроков. Но если присмотреться, мы по-прежнему в игре, а ограничений по средствам у меня нет».

Вывесить чемпионские баннеры с потолка Crypto.com Arena взрывной рост зарплат команде «Лос-Анджелес Клипперс» не помог, хотя «Лос-Анджелес Лейкерс» начиная с чемпионата 1949 года в Миннеаполисе побеждали 15 раз. Заключительный этап сезона 2022–2023 годов «Лос-Анджелес Клипперс» начали из рук вон плохо. После пяти поражений подряд скауты НБА предупредили команду о том, что столь неважные результаты на таком позднем этапе обычно чреваты ранним вылетом из плей-офф. Снова.

Несмотря на все баннеры «Лос-Анджелес Лейкерс», которые на время домашних матчей «Лос-Анджелес Клипперс» приходится закрывать, Балмер утверждает, что работа идет как нельзя лучше: «Мне нравится деловая сторона процесса. Мозг получает пищу для размышлений. Строить эту арену очень интересно. Заскучать здесь не получится. А еще не нужно беспокоиться о целой толпе акционеров».

 

Но заинтересованные стороны у миллиардера все равно есть: фанаты и игроки вроде звездных Кавая Леонарда и Пола Джорджа, а также новоприбывшего и весьма перспективного Расселла Уэстбрука. Кроме того, не дают о себе забыть и говорящие без умолку злые языки, для которых единственным мерилом успеха в НБА является победа в последней игре плей-офф. Успех в Microsoft ― совсем другое дело. Прежде всего, там меньшую роль играла хрупкость человеческого организма. К примеру, если бы директор по маркетингу в Microsoft повредил надколенное сухожилие, это бы не сорвало сезон продаж Microsoft Office.

С момент ухода из Microsoft в 2014 году жизнь Балмера стала проще. На завтрак у него обычно протеиновый батончик и ложка арахисового масла. Чтобы почитать новости, он заходит в Twitter. Миллиардер поясняет: «Для меня это сервис с новостями. Ничего больше. Заголовок от Forbes, заголовок от The New York Times. И по ходу дела понимаешь, что, по мнению людей, сейчас важнее всего». После медитаций, которые в стенах Microsoft Балмер никогда не практиковал, он занимается аэробикой, чтобы поддерживать гибкость, особенно в области бедер. Затем он справляется о том, как дела у «Лос-Анджелес Клипперс».

Игровое табло Intuit Dome в представлении художника. Площадь экрана составит 4000 кв. м (Фото LA Clippers)

Колени спортсменов хрупки и непредсказуемы. Деловой аспект работы клуба Балмеру нравится, потому что это та сторона процесса, над которой он, как владелец команды НБА, может осуществлять контроль. Благодаря своему богатству и увлеченности спортом бизнесмен является полноценным игроком лиги. Насчет коллективного договора НБА, который истекает в следующем году, Балмер шутит, что, публично обсуждая документ, владельцы клубов ставят себя «под смертельную угрозу», исходящую от комиссара Адама Сильвера. На вопрос о тенденциях к спаду на рынке кабельного телевидения (на прошлой неделе заявку на банкротство подала компания Bally Sports Networks, принадлежащая Sinclair Broadcast Group и транслирующая матчи многих команд НБА, включая «Лос-Анджелес Клипперс») предприниматель отвечает, что телетрансляции постепенно переходят в цифровой формат.

«Потому что мало кто пользуется услугами кабельных провайдеров, ― рассказывает Балмер. ― Это главная причина. Но мы можем реализовать иной и более качественный перечень взаимодействий». Например, ClipperVision, фирменный продукт команды для индивидуальных пользователей, позволяет болельщикам смотреть игры в любом месте без подписки на кабельное телевидение. Тем не менее, согласно источникам НБА, «Лос-Анджелес Клипперс» не несут на сервисе финансовых убытков лишь потому, что клуб оплачивает производственные расходы.

Отраслевые источники считают, что стоимость следующей многолетней сделки НБА на распространение медиа, которая вступит в силу после сезона 2024 года, составит $75 млрд. Реализуемо ли это? Балмер лишь заявляет, что через год, после заключения нового контракта, «мы будем в гораздо более выгодном финансовом положении».

 

Вспоминая свои 14 лет в кресле генерального директора Microsoft, бизнесмен ностальгирует по плате Z-80 SoftCard, с которой можно было запускать операционную систему Microsoft на компьютерах Apple II, и игровой приставке Xbox, которая привела компанию в холостяцкие берлоги по всему миру. В то же время он признает, что сожалеет о двух вещах: он слишком поздно осознал выгоду собственной поисковой системы и потерпел неудачу при разработке телефона от Microsoft.

«Телефон мог бы быть наш, как Android, настраиваемый с точки зрения и программного, и аппаратного обеспечения, ― сетует Балмер. ― Это действительно был большой промах».

Как бы там ни было, сегодня Microsoft стоит $1,8 трлн. Купи Балмер корпорацию с такой же наценкой, с какой приобрел «Лос-Анджелес Клипперс», цена составила бы $8,1 трлн.

Возможно, мерило успеха в НБА ― победа на чемпионате ― слишком узкая и слишком высокая планка. Зато огромно влияние миллиардера в социальной сфере. Он пообещал, что при сооружении Intuit Dome контракты на сумму $400 млн будут заключены с предприятиями, которые принадлежат представительницам цветного населения. В 2022 году Балмер выделил $400 млн на финансирование капитала роста для предприятий в собственности темнокожих владельцев. Сюда же можно добавить обязательство пожертвовать $165 млн на помощь школам в бедных районах.

 

«Стив ― не ходячий чек, как многие думают, ― говорит Гленн «Док» Риверс, бывший тренер «Лос-Анджелес Клипперс», одержавший победу на чемпионате в составе «Бостон Селтикс» в 2008 году и сегодня тренирующий участников «Филадельфия Севенти Сиксерс». ― Но Стив подпишет чек, если докажете, что он вам необходим».

Насколько добрее Балмер стал после шумных дней на площадках Microsoft, можно понять по тому, что он рассказывает о праздновании чемпионского титула НБА. Он заверяет, что его реакция на победу будет совсем не такой, как у Марка Кьюбана, когда его «Даллас Маверикс» выиграли в 2011 году и миллиардер кинулся в общую кучу игроков прямо на баскетбольной площадке.

«Это заслуга игроков», ― уточняет Балмер. В кучу участников команды он кидаться не станет. По его собственным словам, вместо этого он поцелует жену Конни, обнимет троих сыновей и даст «пять» руководящему составу клуба. Как говорит владелец «Лос-Анджелес Клипперс», это будет звездный час самой команды: «Я их поздравлю, скажу слова поддержки и поблагодарю. Но затмевать их? Рваться в самый центр? Такое не по мне».

Балмер считает, что замечательно будет, если «Лос-Анджелес Клипперс» выиграют чемпионат на новом Intuit Dome. А «Лос-Анджелес Лейкерс» пусть смотрят из дома. Через ClipperVision.

 

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+