Европейский суд разрешил Никите Мазепину участвовать в «Формуле-1» и других гонках
Российскому гонщику и сыну совладельца «Уралкалия» Никите Мазепину удалось оспорить в Европейском суде запрет на продолжение карьеры в «Формуле-1» и других гоночных сериях. Мазепин требовал признать неправомерными санкции ЕС, основанные на его родственных связях. Теперь он сможет въезжать в ЕС и вести переговоры с гоночными командами и спонсорами, не состоящими в санкционных списках
Европейский суд разрешил российскому гонщику Никите Мазепину, сыну совладельца «Уралкалия» Дмитрия Мазепина, выступать в международных сериях «Формулы-1» и других гонок на территории ЕС. Об этом говорится в опубликованном решении суда по иску 23-летнего спортсмена. Суд «приостановил» решение Совета ЕС о санкциях против спортсмена, позволив ему въезжать в ЕС и вести переговоры о контрактах на участие в гонках.
Мазепин оспаривал в иске ограничительные меры ЕС, связанные с поездками в Европу и участием в соревнованиях в странах блока. Высшая юридическая инстанция Евросоюза удовлетворила требования истца. Европейский суд согласился, что «действия, посредством которых были приняты ограничительные меры в отношении заявителя, не основаны на достаточно прочной фактической основе, способной оправдать сохранение имени заявителя в рассматриваемых списках».
Суд отдельно отметил, что Никита Мазепин «всегда сохранял нейтральную позицию» по отношению к «специальной военной операции»* России на Украине «как профессиональный спортсмен» и «готов подписать обязательство пилотов, требуемое FIA». В заявлении Никиты Мазепина, которое цитирует «Коммерсантъ», гонщик сообщил, что «рад решению суда», которое дает ему «надежду на возвращение в международный автоспорт». Спортсмен пообещал, что «сделает все возможное, чтобы наверстать упущенное» из-за паузы в карьере, и добавил, что «с нетерпением ждет возможности вернуться к делу, которому посвятил большую часть жизни». О своих дальнейших спортивных планах он не упомянул.
В 2021 году Мазепин стал четвертым по счету россиянином (после Виталия Петрова, Сергея Сироткина и Даниила Квята), выступившим в главной в автоспорте гоночной серии «Формула-1». Он провел сезон в американской команде Haas, которую спонсировала компания «Уралкалий», принадлежавшая тогда отцу спортсмена. После начала «специальной военной операции»* на Украине «Формула» разорвала отношения с Россией, а команда Haas — с «Уралкалием», от которого получила $13 млн, и с Никитой Мазепиным. Отец и сын оказались под санкциями ЕС.
Совет ЕС в обосновании решения назвал Мазепина-младшего «физическим лицом», являющимся сыном «влиятельного бизнесмена», «представляющего значимый источник поступлений для правительства Российской Федерации». Он счел, что Никита Мазепин извлек «преимущество» из своих родственных связей. Истец оспаривал получение такого «преимущества». По решению суда Никита Мазепин сможет вести переговоры о своем найме в качестве профессионального гонщика на чемпионатах в ЕС; «участвовать в Гран-при, тестировании, тренировках»; въезжать в ЕС для переговоров и заключения соглашений с гоночной командой или со спонсорами, не связанными с деятельностью Дмитрия Мазепина и других подсанкционных лиц (физических и юридических).
Гонщик сможет открыть банковский счет и пользоваться кредитной картой для операций, относящихся к профессиональной деятельности. При возобновлении международной карьеры в соревнованиях FIA он «должен взять на себя обязательство участвовать в гонках под нейтральным флагом и подписать обязательство пилотов, требуемое федерацией для этой цели». В нем говорится, что гонщик «разделяет солидарность FIA с народом Украины, украинской федерацией и всеми, кто страдает в результате продолжающегося конфликта» и не будет «выражать поддержку (прямую или косвенную) российским или белорусским действиям в отношении Украины». Ранее такой документ отказались подписать для участия в гонке «Дакар» участники российской команды «Камаз-мастер».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.