К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как миллиардер стал спонсором христианской рекламы на Супербоуле

Дэвид Грин (Фото Hobby Lobby)
Дэвид Грин (Фото Hobby Lobby)
Организация под названием He Gets Us запустила две рекламы во время Супербоула — главного матча сезона в американском футболе — в попытке рассказать людям об Иисусе Христе. Один из фондов выделил в прошлом году $100 млн на улучшение образа Иисуса Христа в общественном сознании. Один из спонсоров рекламы — Дэвид Грин, владелец американской сети магазинов товаров для творчества и рукоделия и спонсор музея Библии (Museum of The Bible) в Вашингтоне. Его состояние оценивается почти в $15 млрд

В первой половине 57-го Супербоула в минувшие выходные был показан 30-секундный ролик с изображениями детей, которые поддерживают и обнимают друг друга. Во время четвертой четверти матча в эфир вышла 60-секундная реклама с серией черно-белых изображений людей, готовых начать драку. Реклама заканчивалась фразой: «Иисус любил людей, которых мы ненавидим». Оба ролика резко контрастировали с остальной рекламой — с участием огромных кроликов, стареющих рок-звезд и показом моды, которая транслировалась во время главного футбольного матча года.

Организация, стоящая за рекламой, посвященной Иисусу Христу — He Gets Us («Он понимает нас»), компания с ограниченной ответственностью, которая утверждает, что это инициатива The Servant Foundation, общественной благотворительной организации и христианского фонда, расположенного в Канзасе. Согласно сообщению Washington Post, The Servant Foundation выделил в прошлом году $100 млн на улучшение образа Иисуса Христа в общественном сознании. Одним из спонсоров инициативы является миллиардер Дэвид Грин, основатель сети магазинов товаров для творчества и рукоделия Hobby Lobby, состояние которого оценивается Forbes в $14,8 млрд.

«Грин являются частью группы физических и юридических лиц, объединенных общей целью — распространять достоверный образ Иисуса Христа», — рассказал Forbes Джейсон Вандерграунд, представитель He Get Us и глава агентства Haven, которое руководило рекламной кампанией. В ноябре Грин также поговорил о целях He Gets Us с Гленном Беком. «Мы хотим сказать «мы», будучи самыми разными людьми, которых Он понимает. Он понимает всех нас. Он любит тех, кого мы ненавидим. Поэтому я считаю, что мы должны донести эту мысль до общественности и создать свое движение», — сказал Грин в интервью Беку.

 

В 2014 году компания Грина Hobby Lobby выиграла дело в Верховном суде США, который постановил, что религиозные убеждения компании позволяют ей не предоставлять своим сотрудникам полный спектр противозачаточных средств бесплатно, как того требует закон о доступном медицинском обслуживании. В 2021 году Hobby Lobby проиграла дело, возбужденное ею в Иллинойсе, в споре о том, какой уборной разрешено пользоваться трансгендерным работникам.

Ниже — статья Forbes от 7 октября 2012 года о Дэвиде Грине.

 

Дэвид Грин настаивает на том, что Бог является истинным владельцем его сети магазинов стоимостью $3 млрд. Действуя как Его ученик, Грин стал крупнейшим в мире евангельским благодетелем — рассчитывая получить небывалые дары, как только он окажется в Царстве Небесном.

Только что закончив инспекцию распределительного центра Hobby Lobby площадью 5,5 млн квадратных футов в Оклахома-Сити, генеральный директор компании Дэвид Грин возвращается в свой офис, в котором он хранит коллекцию статуэток слонов. На его журнальном столике лежат снимки корпоративного комплекса с высоты птичьего полета, исписанные множеством пометок, свидетельствующих о готовящемся расширении.

Когда я прошу его рассказать мне о секретах роста его компании, 70-летний мужчина с копной седых волос, голубыми глазами и выдающейся квадратной челюстью говорит, что не считает успех собственной заслугой. Он также не считает, что это заслуга его руководителей, 22 000 сотрудников, клиентов, которые в этом году приобрели товары на сумму более $3 млрд. «Если вы или я чем-то владеете, то только потому, что Создатель даровал нам это, — говорит Грин, проводя рукой по снимкам. — Поэтому я научился говорить: «Смотри, это твое, Боже. Это все твое. Я все отдам Тебе». 

 

Для него это не пустые слова. Дэвид Грин — один из самых богатых людей США, о котором мало кто знает. Он прошел долгий путь, превратив импровизированное производство товаров для творчества и рукоделия в своей гостиной в монстра розничной торговли с 520 супермаркетами в 42 штатах. Грин и его семья владеют 100% акций компании. В настоящее время благодаря высокому доходу компании Hobby Lobby он является крупнейшим спонсором евангельских организаций в США.

«Мне все равно, есть ли у вас бизнес или нет — все принадлежит Богу, — говорит Грин. — Как я могу относиться к этому по-другому? В церкви — Божье, а здесь — мое? В церкви у меня есть цель, а здесь у меня ее нет? Нельзя иметь веру по воскресеньям и отказываться от нее остальные шесть дней».

Среди членов списка «400 самых богатых людей США» по версии Forbes очень мало тех, для кого религия — неотъемлемая часть их бизнеса. Наиболее примечательными являются Сэмюэл Трутт Кэти, основатель Chick-fil-A, и супруги Чин Сук и До Вон Чанг, владельцы Forever 21, «рожденные свыше» христиане, которые хранят Библию в своем офисе и печатают цитаты из евангелия от Иоанна на дне каждого пакета для покупок. Более типичным представителем списка является Уоррен Баффет, который признает себя агностиком. Грин присоединился к программе Баффетта «Клятва дарения» (The Giving Pledge) в 2010 году: в своем открытом письме он процитировал Второе послание к Коринфянам («Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»). И это, пожалуй, все, что объединяет Баффета и Грина в области филантропии. Вместо того чтобы попытаться найти лекарство от малярии или исправить систему государственных школ США, он превратил свою империю декоративно-прикладного искусства в огромную миссионерскую организацию — эквивалент крупнейшей в мире церковной ярмарки выпечки. Hobby Lobby забирает половину общей прибыли до уплаты налогов и направляет ее непосредственно в евангельские организации. Грин не разглашает общую сумму своих благотворительных пожертвований, но на основании полученной от него информации и бесед с различными получателями Forbes оценивает его пожертвования в $500 млн.

В США состояние Грина создает физическую основу для десятков церквей и христианских университетов. Все началось в 1999 году с бывшего здания больницы для ветеранов в Литл-Роке, штат Арканзас, которое он приобрел за $600 000 и переоборудовал под церковь. С тех пор Грин потратил более $300 млн, пожертвовав около 50 объектов недвижимости. Религиозные организации постоянно обращаются к нему с предложениями о строительстве новой церкви или христианского общественного центра, но Грин выбирает всегда только один проект из десяти. Он не будет оказывать помощь, пока представители организаций не пройдут доктринальную проверку, которая включает вопросы о непорочном рождении Христа от Девы Марии. Даже известный пастор Рик Уоррен должен был пройти проверку Грина, прежде чем миллиардер в августе прошлого года передал его церкви Сэддлбэк (Saddleback Church) участок ранчо площадью 170 акров для использования в качестве базы отдыха.

Влияние Грина, однако, идет через образование; в настоящее время евангельское образование держится на его плечах. В 2004 году он передал бывший завод Ericsson в Линчберге, штат Вирджиния, который он купил за $10,5 млн, Университету Либерти Джерри Фолуэлла. В 2007 году он подарил целый кампус Библейскому колледжу Нортпойнт (Northpoint Bible College) в Хейверхилле, штат Массачусетс, стоимостью $16,5 млн. В 2009 году Грин приобрел 217 акров бывшего кампуса подготовительной школы Northfield Mount Hermon в Массачусетсе всего за $100 000, потратил $9 млн на ремонт и планирует отдать его на нужды одной из религиозных организаций. Христианские университеты по всей стране проходили интервью, чтобы заполучить это привлекательное место, вызвав небольшой переполох в либеральном городе Нортфилд в Новой Англии. В 2007 году Грин спас погрязший в скандалах и долгах университет Орала Робертса, подарив ему $70 млн — Грин получил возможность заменить попечительский совет колледжа, который не справлялся с управлением. Сегодня, когда его сын Март является председателем совета, а одна из его внучек — выпускницей этого учебного заведения, Грин называет университет Орала Робертса «правильным».

 

«Даже самые щедрые филантропы с твердыми христианскими принципами часто не понимают, в чем смысл их пожертвований, — говорит доктор Марк Ратлэнд, новый глава университета Орала Робертса и основатель евангельской организации Global Servants. — Есть импульсивные благотворители, люди, которые отдают деньги своей альма-матер, своей церкви или какой-то определенной христианской организации, с которой они знакомы, но Грины — это благодетели Царства Небесного. Они считают это честью, они считают это своей миссией».

За рубежом Грин передает Священное Писание в руки неверующих. Люди спрашивают: «Как вы собираетесь раздать Библию всем в мире? Но мы уже это делаем», — говорит Грин. Через фонды, спонсируемые им, он уже распространил почти 1,4 млрд экземпляров евангельской литературы более чем в 100 странах, в основном в Африке и Азии. Фонд Onehope ориентирован на детей в возрасте от 4 до 14 лет и предлагает адаптированные для них Священные Писания. Организация «Каждый дом для Христа» (Every Home for Christ) посылает евангелистов с библейскими брошюрами ходить по домам в бедных странах. «Это не значит, что вы даете им веру, но отказываете в продовольственной помощи — вы делаете и то, и другое», — подчеркивает Грин. Но приоритет ясен: «Если мне предложат выбор — умереть без еды или без вечного спасения, я выберу умереть от голода».

«Грин и его семья демонстрируют, как выглядит христианское пожертвование с библейской точки зрения, — говорит Роб Хоскинс, глава фонда OneHope. — Если состоятельные люди следят за ростом своего бизнеса не для того, чтобы вести роскошный образ жизни или копить богатство для будущих поколений, а для дела Христа, то они являются ярким светом в христианском сообществе».

Грин проводит различие между «хорошими» делами — например, созданием новых рабочих мест или поиском лекарств от болезней — и «великими» делами, которые выходят за рамки нашего временного существования. «Я не знаю, как можно выбрать другой путь, после того как вы поймете, что Библия — это Слово Божие», — говорит он. Грин принес Слово Божие в цифровое пространство. Он спонсирует приложение YouVersion для мобильных телефонов, которое предлагает почти 300 различных версий Священного Писания на 144 языках. Его уже скачали более 50 млн раз.

 

Возможно, его собственная миссия еще только начинается. Грин создает постоянное пристанище для своей коллекции рукописных свитков, редких книг и древних клинописных табличек, которые его семья собирала на протяжении десятилетий. Эта коллекция, насчитывающая 44 000 артефактов, является крупнейшей частной коллекцией библейских древностей в мире. Некоторые из самых ценных экспонатов в настоящее время хранятся в скромном помещении с контролируемой температурой на складе Hobby Lobby. Хранилище не намного больше обычной гардеробной, но Грин с осторожностью входит в него. Он ступает на священную землю. «Это не просто какая-то книга, которую кто-то придумал, — говорит Грин, осторожно доставая с полки Библию. — Это Слово Божие, это история, и мы хотим донести это до людей». Он купил здание в Вашингтоне, округ Колумбия, в надежде открыть в течение трех лет музей Библии — расширенный вариант нынешней передвижной выставки.

Несмотря на то, что Грин пожертвовал на евангельские цели столько же денег, сколько кто-либо из ныне живущих, он больше всего дорожит воспоминанием о том, как его родители положили свои последние 10 центов на тарелку для сбора пожертвований. Его отец был обычным проповедником, который переходил из одной крошечной общины в другую и в конце концов попал в церковь, насчитывающую всего 35 человек в Алтусе, штат Оклахома, маленьком городке посреди скотоводческих ранчо и хлопковых полей. Семья выживала как могла. Они получали одежду и еду в качестве пожертвований от прихожан, иногда не видя мяса на столе неделями, но это не мешало матери Грина делать пожертвования на нужды церкви. Его жена Барбара, прожившая с ним 51 год, вспоминает о своей свекрови с благоговением. «Мы делаем пожертвования не от нужды, а от избытка, — говорит она. — Мать Дэвида отдавала все из-за нужды. Она отдавала последнее, что у нее было, и все же она делала это с верой».

Все пять братьев и сестер Грина последовали примеру его родителей и стали либо пасторами, либо женами пасторов. Сам Грин решил прийти к вере более сложным путем. После того как он с трудом окончил среднюю школу (ему пришлось остаться на второй год в седьмом классе), он ухватился за возможность поработать по программе стажировки, которую предлагала его школа. Работая кладовщиком в магазине McClellan's, где он встретил свою будущую жену Барбару, Грин проводил большую часть времени, подметая полы и разгружая коробки за 60 центов в час. В то же время он влюбился в идею, что можно купить что-то за 10 центов и продать за 20.

После недолгой службы в резерве ВВС и свадьбы 29-летний Грин работал менеджером в TG&Y, небольшом магазине всякой всячины. В этот период он начал свой малый бизнес, который впоследствии вырос в целую сеть магазинов Hobby Lobby. Взяв в долг $600 на покупку оборудования, в 1970 году Грин объединился с другим менеджером магазина для производства первого товара — маленьких фоторамок. Вскоре кухня в доме семьи Грин превратилась в цех, где работали Барбара и двое маленьких сыновей, Стив и Март, которые изготавливали рамки по 7 центов за штуку. В 1972 году Грин открыл свой первый магазин — помещение площадью 300 квадратных футов в Оклахома-Сити.

 

Вскоре благодаря любви хиппи к изделиям из бисера («Дай Бог им здоровья», — говорит Грин), магазин переехал в более просторное помещение. Через три года Грин открыл второй магазин в городе, площадью 6000 квадратных футов, и уволился со своей обычной работы в TG&Y — вопреки желанию Барбары. «Сначала она была против, — говорит Грин. — Ей очень нравилось, когда я работал в TG&Y. У них объем продаж составлял $2 млрд, а у нас — $100 000. Вот только они закрылись, а наша выручка составляет $3 млрд».

Благодаря кому магазин Hobby Lobby достиг такого успеха, зависит от того, кто рассказывает историю. Финансовый директор Джон Каргилл, проработавший в компании более 20 лет, называет Грина «Бобби Фишером (одиннадцатый чемпион мира по шахматам. — Forbes) в мире мерчандайзинга». Не нужно долго присматриваться к местному магазину Hobby Lobby и его основателю, чтобы понять причину, по которой он смог превратить свою компанию в хорошо отлаженную машину для зарабатывания денег, не привлекая никаких внешних инвесторов.

Остановившись у витрины со скидкой 30%, Грин объясняет, как простенькое украшение в виде петуха производится за границей за копейки, а затем продается как часть собственного бренда домашнего декора: керамические вазы, держатели для книг и декоративные зеркала, которые занимают основное место в центре магазина и составляют самый прибыльный отдел Hobby Lobby. На статуэтке петуха нет никакого штрих-кода — Грин ведет войну против компьютеризированных систем торговых точек, полагая, что обновление ценника вручную повышает осведомленность его сотрудников.

Приверженность этой упрямой догме помогла Грину, который продолжает работать шесть дней в неделю, поднять компанию Hobby Lobby на еще большую высоту. За последние четыре года сопоставимые продажи Hobby Lobby выросли в среднем на 8,1%, в то время как у более крупного конкурента Michaels за тот же период этот показатель составил всего 0,4%. «Это просто невероятный опыт розничной торговли, который продолжает меня удивлять, — говорит Сью Турчик, президент Crafters Home, закупочной группы для независимых розничных продавцов товаров для творчества и рукоделия. — Как правило, я стараюсь покупать независимые, местные товары, но Hobby Lobby каждый раз заставляет меня пренебречь этим принципом».

 

Однако Грин твердо убежден, что его успех — не его заслуга. «Я думаю, Бог благословил нас, потому что мы жертвовали на благие дела», — говорит он. Возьмем, к примеру, рассказ Грина о том, что в 1985 году компания Hobby Lobby была близка к краху. С одной стороны, есть вполне разумное объяснение из серии «первый урок ведения бизнеса»: он достиг чрезмерной долговой нагрузки на бизнес и разбавил ассортимент дорогими товарами, такими как чемоданы, потолочные вентиляторы и продукты для гурманов, которые не соответствовали бренду магазина. «Виной всему была гордость, я должен был избавиться от нее, — говорит Грин, описывая свой стиль руководства. — Бог будто сказал мне из-за моего высокомерия: «Я позволю тебе владеть всем единолично». Решение проблемы, согласно «первому уроку ведения бизнеса» — сокращение штата, снижение затрат и обращение с мольбами к кредиторам. Грин же считает, что нужно залезть под стол и молиться, прося Бога о помощи. Какая бы версия ни была верной, умная стратегия или вера в сочетании с упорным трудом вернули прибыль.

Hobby Lobby остается христианской компанией во всех смыслах. Она размещает рекламу на Рождество и Пасху в местной газете каждого города, где есть магазин, часто подчеркивая религиозную основу Америки. Магазины всегда закрыты по воскресеньям, отказываясь от выручки, чтобы дать сотрудникам время для богослужения. В штате компании есть четыре капеллана, также Hobby Lobby имеет бесплатную медицинскую клинику для сотрудников в головном офисе — хотя и не для всех случаев; компания подала в суд на федеральное правительство, чтобы остановить действие мандата на покрытие экстренной контрацепции в рамках медицинского страхования. С 2009 года Грин ежегодно поднимал минимальную заработную плату для штатных сотрудников на $1, повысив ее до $13 в час, и он не собирается останавливаться на этом. С его точки зрения, это вполне естественно: «Бог говорит нам идти в мир и проповедовать Евангелие всем его творениям. Он не говорит, что для этого нужно обдирать своих работников».

Независимо от того, насколько крупной станет компания Hobby Lobby, в этом году Грин планирует открыть 35 магазинов, а в долгосрочной перспективе — увеличить число магазинов до 1000: ее основатель хочет быть уверен, что компания останется верной своим принципам и после его ухода. До сих пор Hobby Lobby была традиционным семейным предприятием: все трое детей Грина, Стив и Март, а также дочь Дарси являются руководителями, а несколько его внуков уже присоединились к компании. Владение компанией было структурировано таким образом, что она будет существовать неограниченное время, но в случае продажи или ликвидации Hobby Lobby 90% компании пойдет в религиозные организации, а оставшиеся 10% будут переданы в доверительный фонд, предназначенный для образования и здоровья членов семьи. Мои внуки не смогут сказать: «Я владею 5%, а я владею 10%», а потом внезапно стать владельцами яхт», — говорит Грин. Его состояние позволяет ему купить целый парк самолетов Gulfstreams, однако он продолжает летать эконом-классом. 

Хотя переход от преемственной модели был трудным, Грин озабочен только одной вещью — вести себя в соответствии с библейскими заповедями. Он осознает, что Hobby Lobby не будет существовать вечно. «Woolworth's больше нет. Sears почти исчез. TG&Y больше не существует. И что? Это стоит миллиарды долларов. И что? Это что, и есть конец жизни — зарабатывать больше денег и что-то строить? — спрашивает Грин, уже имея ответ на этот вопрос. — Для меня важно знать, что я повлиял на людей в рамках вечности. Я верю, что это так. Я верю, что как только кто-то примет Христа как своего личного спасителя, я повлияю на вечность. Тогда меня будут помнить и через 10 млрд лет. Я что-то значу. Кто-то, кого больше волнует бизнес, ничего не значит. Мне жаль, но это не вечно».

 

Это та абсолютная вера, которая движет им каждый день. Независимо от того, действительно ли Бог присматривает за ним и его бизнесом, вера в существование Спасителя помогла Грину достигнуть таких высот. Зачем же тогда сомневаться?

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+