Владимир Потанин попал под санкции: как они угрожают бизнесу миллиардера
Вечером 14 декабря издание The Wall Street Jourmal, сославшись на неких американских чиновников, сообщило, что США планируют ввести санкции против миллиардера Владимира Потанина. В нынешней санкционной войне это первый случай, когда СМИ рассказали о санкциях против крупного российского бизнесмена раньше Минфина США. Спустя сутки предсказание сбылось. Помимо Потанина в SDN-список (означает блокировку активов в США и запрет на ведение бизнеса с американцами. — Forbes) попали его жена Екатерина и дети Иван и Анастасия. Санкции также затронули яхту Потанина Nirvana, его инвестиционный холдинг «Интеррос» и Росбанк, который миллиардер весной выкупил у Societe Generale.
Прежде Потанин уже находился под санкциями Австралии, Великобритании и Канады. В «Интерросе» отказались от комментариев.
Банки
По состоянию на 30 ноября 2022 года Forbes оценивал состояние Владимира Потанина в $30,2 млрд. Из этой суммы $13,5 млрд приходилось на долю в
ГМК «Норильский никель» («Интеррос» владеет примерно 37,4%), еще $4,4 млрд — на банковские активы: акции Росбанка и 35,1% акций TCS Group (основной актив — Тинькофф Банк), которую миллиардер весной выкупил у семьи Олега Тинькова.
Согласно общему правилу, компания попадает в SDN-лист, если от 50% в ней принадлежит подсанкционным лицам или их структурам. Поэтому ни TCS Group, ни Тинькофф Банк под санкции не попали. Собеседник Forbes в окружении Потанина утверждает: «Интеррос» является владельцем пусть крупного, но миноритарного пакета в банке и не имеет в нем никаких особых полномочий. Это подтверждает и источник, близкий к Тинькофф Банку. По его словам, с «Интерросом» подписан меморандум о невмешательстве в операционное управление банком.
Что касается Росбанка, он уже почувствовал влияние санкций. Как отмечала в интервью РБК предправления банка Наталья Воеводина, после того как Потанин оказался под санкциями Великобритании, с кредитной организацией перестали работать все британские банки, хотя самого Росбанка в британском санкционном списке нет. В итоге Росбанк перестал вести операции в британских фунтах. Воеводина отмечала, что новая акционерная структура «дает основания обратиться к британскому регулятору и восстановить возможность транзакций».
Попадание в список SDN означает изоляцию банка от долларовой системы, активы банка и его структур в американских банках должны быть заблокированы. Минфин США выпустил лицензию, которая позволяет американским организациям свернуть все операции с Росбанком до 15 марта, однако, как следует из разъяснений Минфина, эта отсрочка не касается обработки денежных переводов, сделок с ценными бумагами и прочего.
Все американские банки, в том числе банки-корреспонденты, прекратят с Росбанком любые правоотношения, говорит партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Так же, вероятнее всего, поступят европейские и международные (например, сингапурские) банки, добавляет юрист: «Если кто-то сегодня отправлял через Росбанк долларовый платеж, он, скорее всего, зависнет где-то в банках-корреспондентах. А значит, у российских физических лиц и компаний могут возникнуть дополнительные проблемы». Сам банк уже прокомментировал введение санкций, заверив клиентов, что событие «не окажет существенного влияния» на работу организации, а все операции в рублях проводятся «в стандартном режиме».
Формально «Интеррос» не является контролирующим акционером Росбанка. Холдингу Потанина принадлежит немногим более 45% акций. Большую часть акций Потанин передал в свой благотворительный фонд (47,5%), а также на программу мотивации менеджмента (7,5%). По мнению Гландина, тот факт, что 47,5% Росбанка передано благотворительному фонду Потанина, может быть хорошим аргументом в случае, если банк будет добиваться снятия санкций. Это позволит сказать, что Росбанк не связан с Потаниным, а связан с некоммерческой организацией.
«Норильский никель»
Основной актив Потанина, «Норильский никель», в SDN-лист не попал. Опрошенные Forbes эксперты считают, что компания защищена и от вторичных санкций. По собственным данным «Норникеля», она занимает первое место в мире по производству никеля и палладия, обеспечивая 17% и 38% рынка соответственно. На «Норникель» также приходится 10% мирового производства платины — по этому показателю у компании четвертое место. Еще в апреле газета Financial Times предполагала, что избегать санкций Потанину помогает важная роль «Норникеля» на рынке металлов. По состоянию на 20:00 мск акции «Норильского никеля» стоили 14 320 рублей, с начала торгового дня они упали на 3%.
«Пока нет оснований полагать, что американские санкции против Владимира Потанина могут оказать сколь-либо сильное негативное влияние на «Норильский никель», — считает независимый эксперт Леонид Хазанов. Долю США в структуре экспорта компании он оценивает в 15-20%. «В мире не так уж и много производителей чистых никеля и палладия, особенно в Северной и Южной Америке», — отмечает Хазин. Теоретически американские потребители могут начать закупать никель у бразильской компании Vale, рассуждает Хазин. Но в случае ухода «Норильского никеля» с рынка США цены на никель в любом случае вырастут, Vale воспользуется ситуацией и тоже поднимет цены, в итоге это больно ударит по предприятиям, выпускающим нержавеющую сталь и жаропрочные сплавы».
Директор отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов не ожидает, что санкции против Потанина существенно повлияют на цены на никель: «С учетом роста спроса на никель в Китае и на мировом рынке как со стороны производителей нержавеющей стали, так и со стороны производителей аккумуляторных батарей цены могут оставаться в диапазоне $25 000-30 000 за т в следующем году». Некоторое давление на цены со стороны предложения могут оказывать проекты по добыче никеля, заявленные в Индонезии, отмечает Красноженов, но оговаривается, что реализация и масштабирование таких проектов оказываются не столь легкой задачей, а мировые запасы находятся на исторически низких уровнях, не превышающих 3-4 недель мирового потребления.
Аналитик «Велес капитала» Василий Данилов напоминает, что «Норникель» уже работает над переориентацией поставок на азиатские рынки и за последние месяцы создала твердый фундамент в этом направлении. Примерно то же говорил в июле сам Потанин в интервью РБК, упоминая, что «на других рынках нас [«Норникель»] никто не ждет, там и дисконты возможны». «В ходе переориентации транспортное плечо становится дороже, — добавляет Данилов. — Поэтому Европа по-прежнему остается самым емким и дешевым с точки зрения логистики рынком». Потанин оценивал долю Европы в поставках компании в 50%.
Технологии
Последние годы «Интеррос» активно инвестировал в высокотехнологичные компании. Холдинг Потанина был одним из крупнейших инвесторов фондов под управлением компании Winter Capital Partners, созданной в 2015 году командой выходцев из «Интерроса». Но с начала 2022 года «Интеррос» никак не участвует в инвестициях Winter Capital, утверждают собеседники Forbes в обеих компаниях.
Winter Capital Partners ранее инвестировал во многие российские компании, например в Skyeng, «Алгоритмику», BestDoctor. «Мы не знаем инвесторов WCP, но, по нашей информации, Потанин не является одним из них», — сообщили Forbes в одной из портфельных компаний. Негативного влияния санкций против Потанина и «Интерроса» на бизнес в ней не предвидят.
Источник, близкий к Winter Capital Partners, утверждает, что у компании есть два фонда. По его словам, первый фонд создавался на инвестиции «Интерроса» и вкладывал преимущественно в России. «На нем санкции никак не скажутся», — уверен собеседник Forbes. Во втором фонде если и есть деньги «Интерроса», то их «немного», говорит источник, близкий к WCP. Этот фонд инвестирует только за рубежом. Еще до санкций он сталкивался с тем, что его считают «токсичным», рассказывает собеседник Forbes. По его словам, чтобы минимизировать риски, фонд открыл зарубежные офисы и локализовал деятельность в Азии, где проще относятся к комплаенс-процедурам. «В таком раскладе второй фонд санкционное влияние тоже не затронет», — говорит источник Forbes.
«Интеррос» также является совладельцем фонда «Восход», созданного в 2021 году. Он инвестировал, к примеру, в нейросеть для анализа медицинских изображений Sciberia и стартап по производству умных печей Qummy. На запрос Forbes в фонде не ответили. «Восход» и раньше фокусировался на инвестициях в российские проекты, говорит Forbes партнер одного из российских венчурных фондов, пожелавший остаться анонимным: «Учитывая санкции против «Интерроса», он вряд ли поменяет фокус, но география масштабирования проектов может измениться на чисто российскую».
«Интеррос» и сам инвестировал в стартапы. Например, в начале октября 2022 года вложил с партнерами 1 млрд рублей в медицинский сервис BestDoctor. Комментировать влияние санкций против «Интерроса» в BestDoctor отказались. Сделка между медицинским сервисом и «Интерросом» была структурирована так, что компания Потанина юридически не вошла в состав акционеров стартапа, говорит источник Forbes, знакомый с деталями партнерства. По данным СПАРК, 100% ООО «Бестдоктор» принадлежит кипрской компании Rafylia Holding Limited.
Среди портфельных стартапов «Интерроса» также есть экосистема для токенизации различных физических активов Atomyze. В пресс-службе Atomyze отказались от комментариев. «Интеррос» также является совладельцем 40% в разработчике ПО и информационных систем «Рексофт», следует из данных СПАРК. «Рексофт» также отказался от комментариев.
По мнению главы инвестфонда Softline Venture Partners Елены Волотовской, риски, связанные с введением санкций против «Интерроса», для его портфельных компаний низкие, поскольку «доли фондов в них, скорее всего, неконтрольные». Кроме того, портфельные компании развиваются преимущественно в России и работают с российскими партнерами, обращает внимание Волотовская: «Повлияют ли на них впоследствии санкции, наложенные на инвестора, будет сильно зависеть от того, видят ли они свое развитие локальным или международным».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.