Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида
Многомиллиардное состояние Сэма Бэнкмана-Фрида и его соучредителя Гэри Вана испарилось в считаные часы после внезапного краха багамской биржи FTX и ее американского филиала FTX U.S. После этих событий компании Sequoia Capital, крупнейшему внешнему инвестору FTX, и трем ее партнерам-миллиардерам потребовалось не так много времени, чтобы списать свои инвестиции.
Sequoia, частично находящаяся под управлением миллиардеров Дугласа Леоне, Майкла Морица и Нила Шэнь, инвестировала в биржу $213,5 млн, стоимость пакета акций составила $425 млн на пике роста. 9 ноября Sequoia оценила свои акции в $0. А 11 ноября FTX и FTX U.S. подали заявления о банкротстве, что полностью подтвердило опасения Sequoia. Это были не единственные деньги, потерянные членами «клуба трех запятых», поскольку с 2019 года FTX и FTX U.S. привлекли не менее $2,2 млрд на пути к совокупной оценке в $40 млрд. Согласно данным Pitchbook, пресс-релизам о раундах финансирования FTX и таблице капитализации, которую Бэнкман-Фрид отправил Forbes в августе, как минимум еще 17 миллиардеров попали в паутину компании.
Самый богатый криптомиллиардер в мире Чанпэн Чжао, известный как CZ, основатель и генеральный директор конкурирующей криптобиржи Binance, помог подтолкнуть FTX к краху серией твитов, поставив под сомнение ее ликвидность. Binance Labs, венчурное подразделение его компании, также стало одним из самых ранних инвесторов FTX после участия в посевном раунде компании на сумму $8 млн в августе 2019 года. 8 ноября CZ написал в Twitter, что Binance приобретает FTX, однако через день отказался от сделки «в результате корпоративной юридической проверки, а также в связи с последними новостями о неправильном обращении с клиентскими средствами и предполагаемыми расследованиями американских агентств».
Binance Labs также принимала в декабре 2019 года участие в раунде серии A финансирования FTX, условия которого не разглашались. В этом раунде также участвовали фонды, управляемые двумя инвесторами-миллиардерами: Softbank Масаеси Сона, который был крупнейшим спонсором WeWork, и Tiger Global Management Чейза Коулмана, чей флагманский хедж-фонд, как сообщается, потерял 54,7% в конце октября этого года после падения технологических и китайских акций.
В июле 2021 года FTX привлекла $1 млрд при оценке в $18 млрд. В число инвесторов вошли более 59 компаний, включая Coinbase Ventures, инвестиционное подразделение конкурирующей биржи Coinbase миллиардера Брайана Армстронга. Сон и Softbank удвоили инвестиции, вложив еще больше денег, а Sequoia вложила свои первые доллары. Дэниэл Леб, основатель и глава хедж-фонда Third Point, вложил средства в начальный раунд, как и четыре его конкурента по отрасли: Израиль «Иззи» Энгландер, Алан Ховард, Пол Тюдор Джонс и Дэниел Оч. Thoma Bravo, частный инвестиционный фонд, основанный и управляемый Карлом Тома и Орландо Браво, также принял участие в раунде.
Всего три месяца спустя, в октябре 2021 года, FTX привлекла еще $421 млн при оценке в $25 млрд, получив деньги от 69 инвесторов, включая Sequoia, Tiger Global и BlackRock, лидирующую компанию по управлению инвестициями, основанную и возглавляемую Ларри Финком. Iconiq Capital, управляющая средствами Марка Цукерберга и других магнатов Кремниевой долины, присоединилась к раунду так же, как Digital Currency Group, криптоконгломерат Барри Силберта, и Samsung NEXT XT Ventures, инвестиционное подразделение Samsung, курируемое Ли Чжэ Еном, который в октябре сменил своего покойного отца на посту исполнительного председателя южнокорейского гиганта электроники.
26 января 2022 года американский филиал FTX U.S. привлек $400 млн в своем первом и единственном раунде финансирования при оценке в $8 млрд. В то же время FTX привлекла еще $400 млн более чем от десяти инвесторов, подняв свою оценку до $32 млрд. Softbank Сона участвовал в обоих раундах, а Tiger Global Коулмана увеличил свои инвестиции в FTX вместе с Alchemy Ventures, инвестиционным подразделением блокчейн-технологий Alchemy, основанной и управляемой Никилом Вишванатаном и Джо Лау.
Масштаб денежной потери вышеперечисленных инвесторов сложно представить. Тем не менее не стоит слишком жалеть этих миллиардеров. Они все равно находятся в гораздо лучшем положении, чем сотрудники FTX: согласно таблице капитализации, которой Бэнкман-Фрид поделился с Forbes, пул опционов компании владел 3% акций FTX — доля, стоившая $950 млн после январского раунда финансирования. Эта доля больше, чем у любого другого внешнего инвестора, указанного в документе. Однако после банкротства FTX эти цифры больше ничего не значат.
Перевод Ксении Лычагиной