Ставим галочку: поможет ли Илону Маску введение платной верификации в Twitter
Бизнесу Twitter нужно платить по счетам. Новый владелец компании Илон Маск твердо на этом настаивал 31 октября, опубликовав твит, адресованный мастеру ужасов Стивену Кингу, который раскритиковал план взимать с пользователей Twitter за верификацию аккаунта $20 в месяц. Но Маск быстро перестроился и 1 ноября выдвинул компромиссное предложение: «Власть народу! Синие по $8 в месяц» (хотя к моменту, когда вы это будете читать, план, возможно, снова изменится).
Маск все-таки вынужден был купить соцсеть за $44 млрд ― почти через полгода после объявления о том, что из-за проблем с ботами сделка поставлена на паузу. Тогда оставался еще целый ряд ключевых вопросов. Главный из них заключается в том, как Маск планирует делать Twitter прибыльным, учитывая наличие астрономических долгов. Например, есть задолженность перед сотрудниками за акции, которые торговались бы и дальше, если бы Twitter остался публичной компанией. А еще, по оценкам аналитиков, ожидаются расходы по процентным ставкам годовых на сумму почти $1 млрд ― их корпорации придется выплачивать из-за кредита в размере не менее $13 млрд, взятого для финансирования одного из самых крупных приобретений в истории технологического сектора.
Плата за верификацию учетной записи, вероятно, лишь часть головоломки, хоть и небольшая. По расчетам Forbes, для обслуживания задолженности Twitter выплачивать взнос должны будут 10,4 млн пользователей ежегодно, что приблизительно в 25 раз больше, чем 400 000 аккаунтов, которые совершенно бесплатно щеголяют сегодня синей галочкой. И введение платы чревато тем, что популярные пользователи, на которых в Twitter держится вовлеченность аудитории, попросту уйдут.
Аналитик консалтинговой фирмы Wedbush Дэн Айвз, следящий за бизнесом Twitter, полагает, что даже если некоторые пользователи платформы и решатся платить $8 в месяц за верификацию своей учетной записи, вряд ли это сильно поможет компании собрать $1 млрд на ежегодные платежи по процентам. По мнению эксперта, «на старте в зависимости от востребованности и популярности услуги» взнос в размере $8 в месяц поможет компании дополнительно зарабатывать 4-5% от доходов с самого прибыльного направления ― рекламы. Согласно самому недавнему прогнозу Wedbush по общему объему выручки социальной сети за 2022 год на уровне $5,8 млрд, в лучшем случае (если по $8 в месяц будут платить 2,4-3 млн пользователей) доход бизнеса составит $230-290 млн. На вопрос о том, возможно ли такое в принципе, чтобы верификация аккаунтов за $8 в месяц приносила $1 млрд дохода, Айвз ответил: «Нет, поможет разве что закрыть дыру в монетизации Twitter ― последние десять лет он и так топчется на месте».
Аналитик Ричард Гринфилд из инвестиционного фонда Lightspeed Venture Partners утверждает, что ежемесячный взнос в размере $8 ― это «дополнительный источник дохода, а не замена текущему бизнесу» (по оценкам отраслевых экспертов, в 2022 году компания заработает $1,1 млрд прибыли до вычета налогов, процентов, износа и амортизации). Иными словами, доход, необходимый для обслуживания долгов социальной сети, Маску, скорее всего, придется искать за пределами компании.
Но доступны и другие, вероятно, более выгодные варианты для бизнеса. К примеру, говорит Гринфилд, «есть целая категория корпоративных пользователей, для которых Twitter ― рабочая необходимость, и они будут платить в любом случае, причем совершенно осознанно».
Однако 1 ноября Маск думал об индивидуальных пользователях, заявляя в очередном твите о том, что платная верификация даст им приоритет при публикации ответов, упоминаний и поиске, сократит объем рекламы в ленте и позволит размещать длинноформатные аудио- и видеозаписи. Услуга также поможет некоторым изданиям обходить пейволлы, а инфлюенсерам ― добавлять функцию монетизации контента, хотя подробных разъяснений ни по одной инициативе Маск не дал. По данным исследовательской фирмы GlobalData, инфлюенсеры нововведение не поддерживают ― а ведь люди приходят на площадку общаться именно с ними.
И интернет-звезды такие не одни. В прошлое воскресенье союзник Маска и бизнес-ангел Джейсон Калаканис провел среди пользователей Twitter опрос. Он показал, что если план Маска будет реализован, то число владельцев синих галочек может сократиться — даже несмотря на все крутые фишки. На вопрос «Сколько вы готовы платить за то, чтобы ваш аккаунт на Twitter был верифицирован и имел синюю галочку?» почти 82% респондентов ответили, что платить не хотят вообще.
В том, чтобы брать с пользователей соцсетей деньги за премиальные функции, нет ничего нового. LinkedIn, к примеру, получает с премиум-подписок 40% своей выручки ― цена начинается с $29,99 в месяц. Twitter и сам предлагает подписку Twitter Blue, которая с 2021 года дает пользователям «доступ к премиум-функциям вроде отмены отправки твита» за $4,99 в месяц. Доход от подписок Twitter Blue соцсеть не раскрывает, и в финансовых отчетах в статусе публичной компании помещала их в общую категорию «Подписки и другое». Тем не менее в последнем квартальном отчете данная категория составляла менее 10% выручки Twitter, а за прошлый год ее показатели сократились на 27%. Зато действительно новшеством можно назвать план Маска сделать верификацию платной услугой.
Нир Эйяль, писатель и бывший лектор Стэнфордского университета, отмечает, что масштабная верификация пользователей платформы поможет сократить число ботов в Twitter и подтвердить личность еще большего количества реальных людей, с которыми потом смогут работать рекламодатели. Но если пользователи будут платить, чтобы видеть меньше рекламы, это в итоге уменьшит рекламную выручку площадки.
Значок верификации с синей галочкой, который появился в результате поданного против компании судебного иска о клевете в 2009 году и до сих пор остается предметом ожесточенных споров, ― это символ высокого статуса для интернет-сообщества. Изначально цель программы заключалась в том, чтобы подтвердить личность некоторых категорий людей — знаменитостей, политиков, предпринимателей и журналистов — и защитить их от подражателей и мошенников, а правила компании гласят, что для получения отличительного знака такие аккаунты должны быть «настоящими, выдающимися и активными».
Другие социальные сети, например LinkedIn и Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), тоже имеют программы верификации, но ни одна компания не берет за это денег. Все потому, что это считается мерой по защите пользователей от дезинформации, а не премиум-функцией. А планы Twitter по введению платы за верификацию могут, напротив, привести к тому, что у известных людей, которые не в состоянии либо не хотят платить взнос, появятся подражатели.
Эйяль предлагает, чтобы для верификации пользователей Twitter взимал предварительную плату один раз и гарантировал удаление учетных записей, созданных подражателями. Но он предупреждает, что ключевым моментом является то, как обещание будет соблюдаться: «Неважно, Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) это, Tiktok или LinkedIn — никто удалять фейковые аккаунты толком не умеет».
Гринфилд из Lightspeed Venture Partners считает хорошей идеей генерировать дополнительный доход с других высокоприбыльных сервисов по подписке, в том числе путем наращивания базы подписчиков Twitter Blue. Судя по презентации, которая в мае попала в распоряжение редакции The New York Times, эта подписка в планах Маска занимала далеко не последнее место.
Согласно полученной презентации, Маск надеялся, что сервис микроблогов и еще один под таинственным названием X (многие считают, что это суперприложение вроде WeChat) будут приносить львиную долю от $10 млрд выручки с подписок ― данный показатель лихо спрогнозировали сразу на 2028 год. Это почти вдвое больше совокупного дохода компании за 2021-й, ― к 2028 году Маск рассчитывал повысить планку в пять раз, до $26,4 млрд. По расчетам миллиардера, $12 млрд от общего дохода компании в 2028 году будут приходиться на рекламу для гораздо более обширной аудитории численностью 931 млн пользователей, то есть вчетверо больше, чем 217 млн, о которых фирма сообщала в 2021-м.
Цели, несомненно, достойные. Но всего «240 млн пользователей, даже если $10 в месяц платят только 5% ― это подспорье для бизнеса на $1,5 млрд», рассуждает Гринфилд из Lightspeed Venture Partners, уточняя, что «нужно еще проработать множество деталей». Одна из таких деталей — разобраться в том, какая часть ничего не платящего большинства до того обидится на стоимость подписки, что вообще уйдет с платформы. В конце концов, как говорит один ее выдающийся пользователь, писатель Стивен Кинг, «дело не в деньгах, а в принципе».
С тем, что уход популярных пользователей ― это самый серьезный риск для Маска, соглашается и Эйяль: «Для Twitter нет ничего хуже, чем исчезновение сетевого эффекта ― никто не захочет идти на вечеринку, если туда не идут другие».
Перевод Антона Бундина