«Могу ли я нанять уборщицу или водителя?»: Авен рассказал о жизни после санкций
Миллиардер Петр Авен, который попал в санкционные списки ЕС, а затем Великобритании, в результате чего его банковские счета, активы, в том числе недвижимость, были заморожены, дал интервью газете Financial Times. В прошлом академик и политик, совладелец LetterOne заявил, щелкнув пальцами, что его жизнь изменилась за одну ночь: «Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили 30 лет, сейчас полностью в руинах. И мы должны как-то начать новую жизнь».
Миллиардер, состояние которого в последнем рейтинге Forbes оценивалось в $5,3 млрд, признал, что не знает, сможет ли оплатить даже самые элементарные счета. «Могу ли я позволить нанять уборщицу или водителя? Я не вожу машину ... может быть, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выжить», — заявил он, как отмечает FT, в пентхаусе с двухэтажной столовой в богатом лондонском районе Сент-Джеймс.
Менее чем через 20 дней 67-летнему Авену грозит высылка из Великобритании, отмечает FT. Как у владельца латвийского и российского паспортов и американской визы, у него есть варианты, но он хочет остаться в Великобритании со своей женой и восьмилетним ребенком, подчеркнув: «Если я уеду, то никогда не смогу вернуться».
Авен, который участвовал во встрече Владимира Путина с бизнесом в Кремле в день начала «военной спецоперации»* России на Украине, считает наложенные против него ограничения необоснованными. «Это очень странно, получить санкции только за то, что ты встречаешься с президентом. Мы стараемся быть абсолютно вне политики. С Путиным я представлял «Альфа-Групп», а вовсе не себя», — заявил он. Авен отверг утверждение о том, что он близок к Кремлю, объяснив, что контакты с президентом необходимы для ведения бизнеса в России. И отметил, что когда из Кремля звонят, то у него нет другого выбора, кроме как ответить.
FT напоминает, что в 2019 году Авен стал одним из фигурантов доклада офиса спецпрокурора США Роберта Мюллера о вмешательстве России в президентские выборы в США в 2016-м. В нем рассказывалось о встрече Путина с бизнесменом и о словах бизнесмена после нее о том, что любые предложения или критические замечания президента являются директивами и в случае невыполнения грозят последствиями. Теперь Авен сообщил FT, что имел в виду то, что бизнесу в России нужно серьезно относиться к словам Путина: «Он президент страны. Это не директивы. Это культура России».
Авен подчеркнул, что нынешние санкции против видных россиян никак не повлияют на Путина. «Это понятно. Но это несправедливо», — сказал он. И подчеркнул: «[Но] я не жалуюсь, когда люди умирают».
Бизнесмен выразил сожаление, что ему не дали возможности защититься от санкций. «Если суд решит, что вы коррумпированы и это грязные деньги, то это абсолютно понятно. Иначе я этого просто не понимаю. Мы готовы все доказать», — сказал он. И сообщил, что пытался найти британского адвоката, чтобы разблокировать часть замороженных средств и оплатить юристов для обжалования санкций, но «британские юристы не хотят работать с россиянами». Он признал, что не возлагает особых надежд на быстрое решение: «Мне сказали, что изменить санкции практически невозможно».
После введения санкций Авен, имеющий доли в том числе в LetterOne и Альфа-банке, вышел из совета директоров банка. И чтобы обезопасить бизнес, вместе с миллиардером Михаилом Фридманом снизил их суммарный пакет акций LetterOne менее чем до 50%. Авен сообщил Forbes: «Мы не будем получать дивиденды и не будем управлять компанией, но доли в LetterOne — это наша собственность, на оценку нашего состояния это не влияет».
Сейчас его доля в LetterOne заморожена, а дивиденды направлены на оказание помощи Украине, отмечает FT. При этом нет даже доступа в офис и возможности общаться с сотрудникам компании. «По закону мы не можем трогать бизнес. А они боятся даже встречаться со мной лично. Мы очень боимся властей», — заявил он. И объяснил, что, как и в случае с юристами и адвокатами, страх перед санкциями заставляет людей «делать гораздо больше, что им [необходимо] по закону». «Они боятся», — подчеркнул Авен.
Он напомнил, что два его деда погибли в годы репрессий при Иосифе Сталине, а две бабушки сидели в лагерях ГУЛАГа. Одна из них дала ему позже совет: «Когда-нибудь они придут за тобой. Так что убедитесь, что ты готов. И твоя прекрасная жизнь когда-нибудь закончится». Но, как отметил Авен, он не ожидал, что столетие спустя после конфискации имущества большевиками в 1917 году именно Великобритания будет угрожать его активам сейчас: «Я очень боюсь, что такое отношение не так легко забыть».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.