К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллиарды под носом: как итальянка заработала состояние на ПЦР-тестах на COVID-19

CEO Copan Стефания Трива (Фото DR)
CEO Copan Стефания Трива (Фото DR)
Зонды для тестов на коронавирус превратили CEO Copan Стефанию Триву в миллиардера. Но несмотря на многочисленные сторонние предложения об инвестициях в компанию, Трива всем отказывает, оставляя Copan семейный бизнесом

Туманным январским утром в итальянском городе Брешиа, который сильно пострадал от первой волны коронавируса в 2020 году, 57-летняя Стефания Трива кладет на стол два вида тестов на коронавирус. Один — стандартная ватная палочка, второй — специальный «флокированный» зонд с крохотными синтетическими ворсинками, которые напоминают распустившийся конец шерстяной нитки.

Этот особый зонд, который разработала существующая на рынке 43 года компания Copan, принадлежащая семье Трива, — ключевой элемент сотен миллионов ПЦР-тестов на COVID-19. Сейчас с его помощью берут мазки из носа по всему миру. Сидя перед большой абстрактной картиной в красно-желтых тонах и пробковой доской, увешанной фотографиями ее троих детей, Трива рассказывает о тонких отличиях, которые сделали ее флокированные зонды золотым стандартом.

«У ватного зонда волоски обернуты вокруг палочки, что создает клетку, куда попадает образец, — говорит она, указывая на плотно обмотанный зонд. — Но это позволяет собрать только 20% образца. У флокированного зонда благодаря тому, как волоски прикреплены к палочке, происходит обратное: зонд забирает 80% образца».

 

Эти зонды, которые Copan изобрела в 2003 году и из-за которых она постоянно судится со своим крупнейшим конкурентом — Puritan Medical Products из штата Мэн, — привели к стремительному росту компании: в 2020 году она произвела 415 млн зондов, что более чем в два раза превышает объемы 2019 года.

Нарастив объемы производства, Copan теперь может производить миллиард зондов в год. В 2020 году чистый доход компании увеличился почти в четыре раза и составил $79 млн при выручке $372 млн. В 2021 году он значительно вырос, а продажи достигли $445 млн. На момент публикации этой статьи размер чистого дохода еще не был известен. 84% продаж Copan приходятся на флокированные зонды, которые с начала пандемии использовали не менее чем в миллиарде молекулярных тестов в больницах и клиниках по всему миру. Это число не включает зонды для экспресс-тестов или домашних наборов, которые составляют лишь малую долю от бизнеса Copan.

 

Этот успех позволил Триве, которая владеет 48% Copan, войти в число миллиардеров с состоянием около $1,2 млрд. Еще 52% компании, которые Forbes оценивает в дополнительные $1,3 млрд, распределены между пятью другими членами семьи.

Головокружительный успех Copan привлек внимание нескольких инвестиционных фондов, названия которых Трива не раскрывает. Однако дочь основателя компании не намерена ее продавать. «Предложения поступают почти каждый день», — признает она. Это подтверждает также ее племянник и наиболее вероятный наследник Copan, 32-летний Джорджо Трива: «Мы примерно того же размера, что и другие фирмы, к которым обращаются эти фонды».

CEO Copan Стефания Трива и ее племянник Джорджо Трива младший (Фото Fotolive/Fotogramma/Ropi via ZUMA Press)

Однако, несмотря на бум сделок со SPAC и расцвет IPO как в Италии, так и за рубежом (включая июльское размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже Stevanato Group, еще одной итальянской семейной фирмы, которая оказалась в выигрыше во время пандемии благодаря своим пробиркам для вакцин), Copan не планирует выходить на публичные рынки.

 

«Если вы публичная компания… это накладывает ограничения на стратегию и принятие решений, — говорит Трива. — Мы финансово защищены и независимы, и это позволяет нам расти без внешнего финансирования».

Рост за последние два года означает, что Copan может и дальше расширяться, оставаясь семейной компанией. «Нам нравится быть свободными, эклектичными и быстрыми, зная, что иногда нам нужно быть готовыми к просчитанным рискам», — говорит предпринимательница.

Помимо медицинских тестов, фирма производит также специализированные зонды, с помощью которых собирают ДНК на месте преступления. По этому продукту у компании множество клиентов: от Скотленд-ярда до французской полиции, которая в 2015 году использовала зонды Copan, чтобы найти виновников террористических актов в Париже. Микрозонд, который Copan разработала совместно с французской полицией, позволяет властям всего за два часа проанализировать ДНК, полученную из любых физиологических жидкостей или даже просто отпечатков пальцев.

Помимо зондов, у Copan уже есть высокотехнологичный и, вероятно, более прибыльный продукт — целый комплекс аппаратов и программ, которые позволяют автоматизировать большинство лабораторных исследований: от стандартных анализов мочи до сложных бактериальных инфекций. При годовой выручке в $5 млрд автоматизация лабораторий — это потенциально гораздо более крупный рынок, чем зонды.

«Мы совершили некоторые открытия в области автоматизации, которые произвели революцию в микробиологии», — говорит Трива, оглядываясь на обширные склады и фабрики за окном ее кабинета.

 

Copan была основана в 1979 году на севере Италии в городе Мантуя отцом Тривы, Джорджо Трива. Поначалу компания занималась только дистрибуцией медицинских товаров, произведенных другими фирмами, вроде пробирок. Компания начала производить зонды в 1982 году, когда старший брат Стефании, Даниэль, инженер-химик по профессии, стал генеральным менеджером семейной фирмы.

Благодаря росту продаж таких товаров, как улавливающие чашки для анализаторов крови, которые стали популярны в Японии, Copan вышла на зарубежные рынки в 1995 году создала дочернюю компанию в Калифорнии. Три года спустя она переместилась в нынешнюю штаб-квартиру в Брешиа, крупном производственном центре.

В 2000 году, после смерти отца, Даниэль Трива встал во главе компании, и судьба Copan навсегда изменилась после того, как в 2003 году он создал флокированные зонды, которые теперь используются повсеместно. Когда Даниэль выбирал зимнее пальто, он заметил, как нейлоновые полоски на вешалках прилипают к ткани, и задумался, нельзя ли повторить этот эффект в зондах. Он поставил перед инженерами задачу разработать зонд с клейкими волокнами, которые бы действовали как губка и выпускали больше образца, чем обычная ватная палочка, и пообещал угостить их пиццей в случае успеха.

Им это удалось, и новая технология произвела революцию в области диагностики, упростив проведение стандартных тестов на вирусы и бактериальные инфекции. «До флокированных зондов мазки из носа брали с помощью алюминиевой проволоки», — говорит Стефания Трива.

 

За следующее десятилетие Copan расширила завод в Калифорнии и открыла офис в Шанхае. В 2007 году компания начала инвестировать в автоматизацию, разрабатывая аппараты, известные как «самостоятельные процессоры образцов» (walk-away specimen processors), которые с помощью роботов круглосуточно обрабатывают тысячи образцов в день.

С 2012 года Copan участвует в судебном разбирательстве по поводу патентов со своим крупнейшим конкурентом, Puritan Medical Products, которое началось, когда американская компания стала производить собственные флокированные зонды. Copan утверждает, что Puritan нарушает несколько ее патентов. Судебная битва тянется уже 10 лет и никак не утихает несмотря на несколько побед и поражений, случившихся в судах от американского штата Мэн до Германии и Швеции.

«Они всегда были нашим «незаконным» конкурентом», — говорит Трива. Процесс по иску против Puritan в окружном суде штата Мэн был приостановлен в мае 2020 года, чтобы обе компании могли в полную мощность производить зонды во время пандемии. С затем разбирательство возобновилось. Puritan отрицает обвинения, но отказалась дать комментарии для этой статьи.

В 2014 году случилась трагедия: брат Стефании Даниэль умер в 54 года, после семимесячной борьбы с раком. Стефания, которая начала работать в компании сразу после колледжа и была директором отдела качества и регуляторных вопросов, заняла его место.

 

«Это был очень тяжелый период… но мне никогда не хотелось сдаться, — говорит она. — Я сомневалась только в том, сможем ли мы продолжать, потому что мой брат был значимым лидером. Поэтому я встретилась со всеми нашими давними сотрудниками и призвала их под знамена. Я сказала им: «Только вместе мы справимся».

Под ее руководством развитие Copan не замедлялось. В 2016 году компания создала новый инженерно-технический центр рядом со штаб-квартирой, а позднее открыла новые офисы и фабрики в Японии, Австралии и Пуэрто-Рико. Но ничто не могло подготовить Триву или компанию к волне COVID-19, которая захлестнула Италию в начале 2020 года. Первый случай заражения в стране был выявлен 20 февраля, в небольшом городке Кодоньо примерно в 80 километрах к юго-западу от Брешиа — разумеется, с помощью флокированного зонда Copan.

Перед лицом национального бедствия Copan начала работать без перерывов и выходных, чтобы удовлетворить потребность итальянского правительства в зондах для тестов. Она также нарастила объемы производства, чтобы начать необходимые поставки в США: с марта по апрель самолеты ВВС США забрали из Брешиа в общей сложности 4 млн зондов.

«Брешиа тяжело пострадала от коронавируса, но наши работники не сдавались, — говорит Трива, вспоминая времена, когда в городе с населением 200 000 человек и его окрестностях ежедневно фиксировали десятки смертей, вызванных COVID-19. — Слышны были только сирены скорой помощи, но они [врачи] продолжали работать, даже по выходным и праздникам».

 

Компания наняла сотни новых работников, чтобы успевать за небывалым спросом. В 2020 году Copan получила также два гранта по $10 млн: один — от фонда Advanced Manufacturing Fund, принадлежащего Apple, на строительство нового завода в Калифорнии; второй — от Министерства обороны США на увеличение объемов производства на фабрике в Пуэрто-Рико.

Компания также увеличила вложения в робототехнику и выпустила аппарат под названием UniVerse, который автоматически готовит образцы для медицинских тестов как на COVID-19, так и на другие инфекционные заболевания, включая туберкулез. Это позволило перегруженным лаборантам заняться более интеллектуальными задачами.

Новейшее изобретение Copan — аппарат, который на 80% сокращает время, необходимое для диагностик заболеваний, вызванных устойчивыми к антибиотикам бактериями. Встроенный искусственный интеллект обеспечивает бесперебойную работу системы. Тесты могут быть выполнены примерно за четыре часа, а отрицательные образцы автоматически утилизируются.

Похоже, эта стратегия уже работает: Copan WASP, подразделение фирмы, которые занимается автоматизацией, сообщило о выручке $54 млн за девять месяцев 2021 года, что на 39% больше, чем в предыдущем году, и больше, чем за весь 2020 год. По словам компании, теперь на это направление приходится почти одна пятая от общего объема продаж.

 

Трива приписывает этот успех своей команде и наследию брата. «[Даниэль] заронил семена культуры предпринимательства, — говорит она, — не только во мне, но и во всей компании». И пока она остается во главе компании, эта традиция и сама Copan останутся в семье.

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+