Массовый переход на удаленную работу в прошлом году вызвал бум на рынке домашних животных. Миллионы людей заводили питомцев, помогая производителям кормов и аксессуаров для животных увеличивать продажи и прибыль. Пандемия также в очередной раз привлекла всеобщее внимание к болезням, переносимым животными, и к проблеме устойчивости бактерий к антибиотикам. Эти факторы вызвали рост глобального сектора здравоохранения в животноводстве на $20 млрд.
«Теперь, когда мы больше знаем о зоонозных [передающихся от животного человеку] болезнях, возникла долгосрочная тенденция к увеличению производства вакцин для животных», — говорит аналитик Citigroup Наванн Тай.
В числе бенефициаров этих изменений оказалась болгарская компания Huvepharma — шестой по величине в мире производитель лекарств, вакцин и добавок в корма для животных. Офис компании находится в Софии, но ее активы разбросаны по миру: от производства вакцин в Линкольне, штат Небраска, до фармацевтического завода на северо-западе Италии. В 2020 году Huvepharma получила выручку $658 млн, что на 21% больше, чем в 2018 году. Это помогло владельцам компании — братьям Кирилу и Георгию Домушиевым — стать первыми миллиардерами в истории Болгарии. Помимо болгарского, Кирил также имеет почетное гражданство Небраски, которое он получил в 2019 году за инвестиции Huvepharma в «кукурузный» штат.
Из невзрачного офиса в Софии братья Домушиевы построили свою бизнес-империю, приватизируя и развивая бывшие государственные предприятия. Они начали бизнес в эпоху падения коммунизма в 1990-х годах и продолжили набирать обороты в 2000-х годах, когда Болгария вступила в Евросоюз. В результате два брата превратили свои инвестиции в Huvepharma и другие приватизированные госкомпании в состояние, которое сейчас в сумме оценивается в $4,2 млрд и включает также активы в недвижимости и футболе.
52-летний Кирил Домушиев считает, что приобретение проблемных госпредприятий — более надежная инвестиция, чем покупка акций. «Мы не храним деньги в банке и не покупаем акции на фондовом рынке. На мой взгляд, это азартная игра, — говорит бизнесмен, одетый в накрахмаленную белую рубашку, во время интервью по Zoom из своего офиса в Софии. — Мы предпочитаем инвестировать в проекты, где мы можем все контролировать».
По оценке Forbes, Кирил и его младший брат, 49-летний Георгий владеют состояниями в $2,1 млрд каждый. Основа их капиталов — равные доли в конгломерате Advance Properties, доходы от прошлых сделок и дивиденды.
После Huvepharma, на которую приходится 77% богатства братьев, крупнейший актив Advance —это доля 70% в судоходной компании Navibulgar. Этот бизнес тоже выиграл от пандемии: цены на сырье, вроде стали и угля, выросли из-за задержек в поставках по всему миру, а следовательно, резко увеличилась и выручка компаний, которые перевозят грузы большими партиями. По прогнозам, в этом году доход Navibulgar вырастет на 78% и составит $281 млн. «Тарифы достигли максимума за 12 лет. Отрасль сейчас в очень, очень хорошем состоянии», — говорит аналитик рынка перевозок из Jefferies Рэнди Гивенс.
О братьях Домушиевых мало известно в большей части мира, но в родной стране с населением 6,9 млн человек их хорошо знают: предпринимателям принадлежит самый успешный футбольный клуб Болгарии «Лудогорец Разград». Advance Properties также получила 44-летнюю концессию на управление черноморским портом Бургас и владеет 250 000 кв. м недвижимости по всей Болгарии. Кроме того, в прошлом братья контролировали крупнейшую болгарскую медиасеть Nova TV, но в январе продали ее за $340 млн.
Заработав на продаже Nova и пытаясь воспользоваться бумом IPO, братья собирались в июне вывести Huvepharma на Амстердамскую биржу и привлечь не меньше $340 млн при оценке как минимум в $4 млрд. Но в последний момент они передумали и решили оставить компанию частной. «Дисконтирование, необходимое для успешного IPO, было слишком значительным, чтобы оправдать выход на биржу», — объясняет Кирил.
Братья говорят, что не нуждаются в выходе на биржу, по крайней мере пока. «Честно говоря, мы всегда стремились реинвестировать прибыль», — говорит Кирил.
Первый бизнес
Рожденные в коммунистической Софии, в начале 1970-х годов братья Домушиевы ходили в школы с углубленным изучением иностранных языков: Кирил учил испанский, Георгий — французский. Их отец руководил департаментом электроэнергетики Софии, а мать работала финансовым директором в энергетической компании.
Кирил Домушиев был 21-летним студентом Технического университета Софии (и только прошел обязательную службу в армии), когда в 1990 году коммунистический режим Болгарии рухнул и в стране начался хаотичный переход к рыночной экономике. Он позвал в дело брата, и вместе они начали торговать одеждой и обувью местного производства. На то, чтобы параллельно с управлением бизнесом доучиться и получить степень бакалавра промышленного управления и магистра маркетинга, у Кирила ушло 12 лет. «Я решил закончить начатое, потому что для родителей это было важно», — иронизирует он.
К 1996 году на фабриках Домушиевых в Италии и Болгарии трудились 2000 человек. Для предпринимателей это было непростое время. В Болгарии только начался одновременно банковский и валютный кризис, который привел к гиперинфляции: на пике в 1997 году она составляла почти 600%. «В 1996 году мы потеряли значительную часть капитала, — вспоминает Кирил. — Банков, которые бы предоставили нам финансирование, не было. Мы были молоды, и было сложно. Тогда в стране было много обменников, у которых были свободные деньги, и мы занимали у них по ставке 10-15% в месяц».
В том же году правительство Болгарии начало распродавать государственные активы с аукционов, и Домушиевы почуяли выгодную возможность. Они продали обувной бизнес и объединили прибыль с другими инвесторами (их имена не раскрывались) в инвестиционном фонде Napredak, который приватизировал около 12 бывших госкомпаний, включая производителя вилочных погрузчиков Balkan. Братьям принадлежало не более 35% в любой из фирм Napredak, но они управляли бизнесом как семейным. Во главе Balkan они поставила свою мать Маргариту, которая и сейчас в возрасте 76 лет все еще работает в компании.
«Вместе с другими учредителями Napredak мы увидели возможность применить наш опыт в частном бизнесе к государственным фабрикам, которыми очень плохо управляли», — говорит Домушиев. Он добавляет, что по-прежнему считает, что в Болгарии плохо управляют госкомпаниями.
Кто еще был учредителем Napredak, по-прежнему неизвестно. Но в 2000 году братья начали инвестировать уже без них, основав Advance Properties.
Тогда же они купили 54% ветеринарной фирмы Biovet, частично принадлежавшей государству, за $10,6 млн — притом что годовая выручка компании составляла около $20 млн. Братья принялись расширять дело: скупали новые фабрики, в 2005 году переименовали компанию в Huvepharma, а позднее выкупили остававшуюся долю примерно за $9 млн. Теперь у Huvepharma 11 фабрик в четырех странах, в том числе пять в США: Арканзасе, Колорадо, Миссури, Небраске и Северной Каролине.
Одновременно с развитием Huvepharma братья диверсифицировали свои активы, сделав ставку на перевозки — еще один сектор, занятый в основном государством. В 2008 году они вошли в состав консорциума с преобладанием немецких инвесторов, который приобрел 70% государственной судоходной компании Navibulgar, основанной в 1892 году, почти за $350 млн. Братья получили 21% за $104 млн.
Момент для инвестиций в Navibulgar — сразу после мирового кризиса — оказался не совсем удачным. «Через месяц после сделки отрасль перевозок обрушилась», — говорит Кирил. Позднее братья выкупили доли своих партнеров за сумму, размер которой остался неизвестным, и потратили миллионы на новые корабли, которые могли плавать по всему миру, включая Великие озера, Панамский и Суэцкий каналы. В 2012-м и 2013 году братья увеличили инвестиции в перевозки, заключив долгосрочный договор аренды двух терминалов в порту Бургаса. Они потратили $170 млн на модернизацию терминалов и в 2019 году продлили аренду до конца 2065 года. Сейчас предприниматели рассчитывают, что Navibulgar принесет 30-35% от общей выручки Advance Properties за 2021 год. «После многих непростых лет бизнес наконец процветает», — говорит Кирил.
В футбол братья инвестируют с 2010 года. Они заплатили $60 000 за команду «Лудогорец», которая прозябала в нижнем дивизионе лиги и тренировалась в городе Разград, где находилась крупная фабрика Huvepharma. Год спустя братья удвоили вложения и построили новый стадион. В прошлом любительская команда повышала свой уровень и в 2011 году пробилась в главный дивизион Болгарии, а позднее выиграла национальный чемпионат десять раз подряд, установив рекорд. Она удерживает титул чемпиона и сейчас.
«Лудогорец» принес Кирилу Домушиеву одно из самых необычных его «приобретений»: белоголового орлана, названного Фортуной в честь римской богини удачи. В 2014 году клуб выступал против итальянского «Лацио» в этапе плей-офф Лиги Европы УЕФА. Орланы — маскоты (талисманы) обеих команд, и «Лацио» даже стал известен тем, что выпускал свою Олимпию перед матчами на домашней арене в Риме. Владелец «Лацио» Клаудио Лотито был настолько уверен в успехе, что заключил с Кирилом пари, пообещав подарить болгарину птицу, если «Лудогорец» победит — что и произошло. «Когда мы разнесли «Лацио», я получил от Лотито подарок, — говорит Домушиев. — Так что теперь у нас орлан от «Лацио».
Самая спорная инвестиция
Как владельцам самой успешной спортивной команды Болгарии и (на протяжении недолгого времени) ее крупнейшей телесети, Домушевым непросто избежать повышенного внимания в стране, которая все еще пытается побороть коррупцию. Кирил возглавляет национальную торговую палату, Конфедерацию работодателей и промышленников, и вместе с женой руководит фондом, который занимается образованием и здравоохранением. Журналисты-расследователи писали, что в марте 2020 года он нарушил санитарные ограничения, когда, получив положительный тест на коронавирус, лег в частную больницу, не входившую в число аккредитованных центров для лечения вируса. В посте на Facebook он написал, что самоизолировался и тщательно соблюдал карантин.
Медиасеть Nova Group остается самым неоднозначным приобретением братьев. Они купили ее почти за $210 млн в 2019 году, заплатив примерно 35% напрямую и профинансировав остальное в счет долга. Антимонопольное ведомство Болгарии одобрило сделку, хотя до этого отклонило заявку PPF Group покойного чешского миллиардера Петра Келлнера (умер в марте 2021 года). Власти обосновали это тем, что Nova таким образом получила бы финансирование для увеличения своей доли рынка и ограничения конкуренции. Но это подлило масла в огонь обвинений в связях братьев с премьером Болгарии Бойко Борисовым, который оказался в центре массовых протестов и позднее покинул свой пост.
Согласно докладу о свободе СМИ в Болгарии, опубликованному в июле 2021 года Европейским центром плюрализма и свободы СМИ, братья Домушиевы уволили больше 60 журналистов и сотрудников новостного телеканала Nova за время владения сетью (по официальной версии — из-за сокращения бюджета), а затем предположительно заменили их более лояльными властям репортерами с канала Kanal 3, который они приобрели в октябре 2020 года у проправительственного бизнесмена и бывшего члена парламента Дельяна Пивски за неназванную сумму. В июне Пивски попал под санкции США за «участие в коррупции».
«Некоторые продюсеры и ведущие ушли сами, разочарованные изменением контента. Часть журналистов, которые занимались расследованиями и были настроены более критически, уволили», — говорит Орлин Спассов, преподаватель журналистики Университета Софии и один из авторов доклада. Его соавтор и коллега, преподавательница права Нелли Огнянова добавляет: «Бизнес братьев Домушиевых при [Борисове] процветал. Nova отрицала существование любых форм цензуры, но некоторых критиков уволили, и Nova приобрела [проправительственные] медиа».
Представитель Кирила Домушиева опроверг эти утверждения в заявлении для Forbes: «Это клевета со стороны местных предпринимателей, которые стоят за конкурирующими болгарскими медиа. Ее распространяют те же самые медиа».
В январе 2021 года братья продали Nova голландской United Group за $340 млн. Кирил признает, что сделка была отчасти связана с политической напряженностью, обусловленной их участием в медиабизнесе. «Мне стали приходить жалобы отовсюду, потому что все думали, что Nova кому-то помогает. Нам очень нравился этот бизнес — мы стали главной темой новостей, но это создало политически крайне деликатные проблемы, и мы решили продать его», — говорит он.
В типичной для себя сделке Домушиевы инвестируют от 30% до 50% капитала напрямую, а остальное финансируют в счет банковских долгов, полагаясь на отношения с международными кредиторами, среди которых Citibank, BNP Paribas, Экспортно-импортный банк Китая и местные организации, вроде подконтрольного государству Болгарского банка развития. При продаже активов братьям не нужно создавать холдинговую компанию в далекой налоговой гавани, чтобы увеличить прибыль: в Болгарии относительно низкая ставка налога на прирост капитала — 10%, на дивиденды — всего 5% (для сравнения, в США налог на прирост капитала достигает 23,8%, а в среднем по ЕС — 19,3%). По оценкам Forbes, с 2018 года братья заработали не менее $110 млн (после уплаты налогов) в виде дивидендов и выручки от продажи активов.
Очевидно, что границы Болгарии становятся слишком тесными для амбиций Домушиевых. Корабли Navibulgar рассекают океаны от Индонезии до Израиля. Huvepharma производит корма и лекарства в Сент-Луисе в штате Миссури и во французском Сент-Этьене. По оценкам Кирила, Advance Properties в 2021 году увеличит выручку до 2% от валового внутреннего продукта Болгарии, который в прошлом году составил $68 млрд.
«Мы полностью уверены в том, что делаем, — говорит он. — Все, во что мы вложились с 2000 года, очень быстро растет».
Перевод Натальи Балабанцевой