Основатель группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, против которого 9 августа ввела санкции Великобритания, вышел из капитала «Русснефти» — все принадлежавшие ему 37,15% обыкновенных акций компании (27,86% от уставного капитала) были переданы его брату Саит-Саламу Гуцериеву. Об этом говорится в сообщении нефтяной компании, предоставленном Forbes. Событие, согласно сообщению о существенном факте, произошло 10 июня 2021 года, до введения санкций. Еще весной, когда Forbes составлял свой ежегодный рейтинг миллиардеров, Михаилу Гуцериеву принадлежало 25,26% обыкновенных акций «Русснефти» (68% от общего пакета группы «Сафмар»), а остальные 11,89% (32% от общего пакета) — его сыну Саиду Гуцериеву. Перед сделкой с Саит-Саламом все эти акции оказались во владении его старшего брата.
Теперь Саит-Салам Гуцериев стал владельцем всех ключевых нефтяных активов семьи. В июле Саит-Салам получил контроль над нефтяной компанией «Нефтиса». Технически это было сделано через перераспределение в пользу Саит-Салама долей в кипрской Doneler Finance, владеющей 75% Dolmer Enterprises Ltd, которой принадлежит «Нефтиса». Незадолго до этого Саит-Салам также получил контроль над акционером «Славкалия» — британской GCM Global Energy.
О реструктуризации активов сообщили после введения санкций против Михаила Гуцериева. В конце июня Совет ЕС принял четвертый пакет санкций против Белоруссии, в том числе в связи с вынужденной посадкой рейса Ryanair в Минске в конце мая. В числе тех, против кого были введены ограничительные меры, оказался Гуцериев. «Михаил Гуцериев — известный российский бизнесмен, имеющий бизнес-интересы в Белоруссии в секторах энергетики, калийных удобрений и других. Он давний друг Александра Лукашенко и благодаря этому скопил значительное богатство и [имеет] влияние в политической элите Белоруссии», — объяснили это решение в Евросоюзе. В обосновании санкций также говорилось, что «Сафмар» был единственной российской компанией, которая во время энергетического кризиса между Белоруссией и Россией в начале 2020 года поставляла сырье на белорусские НПЗ.
Попадание под санкции означает не только запрет на въезд и пользование и распоряжение имуществом, но и заморозку счетов и прекращение финансово-экономических отношений как с самим Гуцериевым, так и с теми компаниями, где он мажоритарный акционер. Как писало агентство Reuters, после введения санкций у компаний Гуцериева возникли проблемы при продаже спотовых партий нефти. В частности, французская Total попросила агентство S&P Global Platts исключить вероятность покупки нефти у Гуцериева.
«Русснефть» входит в число крупнейших компаний по объемам добычи нефти в России. В портфеле компании — активы в Западной Сибири, Волго-Уральском регионе и Центральной Сибири, а также в Азербайджане. Объем доказанных и вероятных запасов компании превышает 200 млн т. Крупным акционером «Русснефти» выступает нефтетрейдер Glencore (23,46% в уставном капитале), а на банки «Траст» и ВТБ через привилегированные акции приходится 19,23% и 8,48% в капитале соответственно.