Два Саида: почему в российском бизнесе почти нет успешных примеров семейственности
У основателя Walmart, крупнейшей в мире американской сети маркетов самых разных форматов, Сэма Мура Уолтона и его жены Хелен было четверо детей. Сын Джон погиб в авиакатастрофе в июне 2005 года в возрасте 58 лет. Троим наследникам торговой империи, раскинувшейся на пяти континентах и объединяющей более 11 000 магазинов, сейчас уже за 70 лет, и все они входят в глобальный список миллиардеров Forbes, занимая места с 17-го по 19-е, совокупное состояние Элис, Джима и Роба Уолтон — $181,5 млрд (на каждого приходится примерно одинаково — около $60 млрд). Неплохой результат.
Впрочем, до наступления эры новой экономики, где правят бал Джефф Безос, Илон Маск, Марк Цукерберг, Ларри Пейдж с Сергеем Брином и другие повелители экосистем, затянувших в свои сети миллиарды пользователей, Уолтоны были вне конкуренции по богатству. Сэм Мур Уолтон был богатейшим человеком планеты с 1985-го по 1988-й, он скончался в 1992-м, завещав свое состояние жене и детям, и вплоть до 2006 года пятеро Уолтонов входили в первую десятку самых богатых бизнесменов в мире. Первый магазин Walmart был открыт в 1962 году, через 30 лет основатель сети достиг заоблачных высот в бизнесе и оставил его детям.
Новейшему российскому капитализму в этом году тоже ровно 30 лет. На 15 апреля 2021 года в России насчитывалось 123 миллиардера с совокупным состоянием $610 млрд, у них 357 детей. Однако успешных примеров семейственности в большом российском бизнесе почти нет.
На первом месте в нашем рейтинге самых богатых наследников миллиардеров — Юсуф Алекперов, единственный сын президента «Лукойла», его состояние — $24 млрд. Юсуфу принадлежит 0,2% акций компании, пакет стоит $115 млн. Больше с «Лукойлом» его ничто не связывает — отец считает, что на роль эффективного управленца и преемника наследник не подходит. Алекперову-младшему принадлежит 50% дилера Mercedes-Benz «Лукавто» (с выручкой 7,4 млрд рублей в 2020 году).
Дети Павла Дурова впервые вошли в рейтинг богатейших наследников Forbes
У самого богатого бизнесмена России, владельца «Северстали» Алексея Мордашова семеро детей — четыре сына и три дочери. В 2019 году Мордашов передал 65% своих пакетов акций золотодобывающей компании Nordgold и туристической TUI двум сыновьям от второй жены Кириллу и Никите. В 2020 году Никиту отчислили из Высшей школы экономики (ВШЭ), он пошел служить в армию и передал все активы старшему брату Кириллу, который тоже учится во ВШЭ.
Семеро детей и у основного владельца «Норильского никеля» Владимира Потанина, обещавшего отдать свое состояние на благотворительность. Возможно, поэтому его взрослым детям не до семейного бизнеса. Двое из троих детей от первого брака серьезно занимались аквабайком: Иван не раз выигрывал чемпионаты России, Анастасия трижды становилась чемпионкой мира. Иван живет в Америке, работал аналитиком в нью-йоркской финансовой компании LR Global, его младший брат Василий учится в Университете Карнеги — Меллона в Питтсбурге.
Единственный представитель второго поколения российских бизнесменов в списке миллиардеров — Саид Гуцериев, сын Михаила Гуцериева. Еще, пожалуй, стоит отметить Саида Керимова и младшего Андрея Гурьева, принимающих самое активное участие в семейном бизнесе. До Уолтонов пока далековато.