Ледокол Тинькова: зачем Тинькову первая в мире яхта, способная плавать в Антарктике
Олег Тиньков ехал на мотоцикле из американского городка Беркли в Сан-Франциско, он возвращался с дня рождения друга, где выпил водки. На одном из поворотов он не рассчитал скорость, и его ярко-желтый Ducati Monster вылетел с трассы прямиком к океану. Придя в себя, Тиньков обнаружил, что фаланга одного из пальцев буквально болтается на перчатке. Это произошло летом 1999 года. «Я весь переоперированный: колени, плечо, шея, — признается Тиньков спустя 20 лет. — Жена говорит, что уже пора сбавлять обороты».
К травмам бизнесмену действительно не привыкать. И речь не о вождении в нетрезвом виде. В начале 2000-х Тиньков занялся фрирайдом, который в своей автобиографии называет «одним из самых опасных для жизни видов спорта». Альпийские склоны быстро наскучили бизнесмену, он открыл для себя хели-ски: с помощью вертолетов фрирайдеры могут добираться до непокоренных высот по всему миру. Тиньков катался на Аляске, в Чили и Патагонии, но больше всего полюбил Камчатку, где с 2012 года проводит несколько недель в году. Компанию ему составляют известные бизнесмены. В 2015 году к нему и его партнерам по Тинькофф Банку в экспедиции по Курилам присоединился основатель Baring Vostok Майкл Калви. А в январе 2019 года в команде миллиардера, проехавшей на лыжах и велосипедах 50 км до Южного полюса, был еще один участник списка Forbes Леонид Богуславский. «Я из Сибири, но Южный полюс — это реально жесть, — признает Тиньков. — Намерзся на многие годы вперед».
В 2016 году Тиньков вернулся из очередной поездки на Камчатку и наткнулся на каталог голландской верфи Damen. В России Damen совместно с «Роснефтью» разрабатывает проект кораблей для снабжения ледостойких нефтегазовых платформ. А в каталоге, попавшем в руки Тинькову, оказалась презентация прототипа 75-метровой яхты SeaExplorer, созданного в сотрудничестве с американской компанией Eyos Expedition, организовывающей экспедиции в самые удаленные уголки планеты. Лодка относилась к категории эксплореров, чья популярность на яхтенном рынке в последние годы набирает обороты. «Спрос на эксплореры активно растет благодаря более молодым владельцам, которые хотят исследовать на яхте нетрадиционные места, например Аляску или Галапагос», — объясняет основатель Yacht Harbour Дмитрий Семенихин. По его словам, отличительная особенность таких лодок — возможность долго находиться в пути без дозаправки в портах. «Еще одна способность — преодолевать большую волну и лед, хотя бы частично», — добавляет Семенихин. Сейчас, по его словам, в мире насчитывается 40 подобных лодок, учитывая те, что находятся в разработке. Среди спущенных на воду — 72-метровая Cloudbreak, владельцем которой называют миллиардера Александра Светакова.
Тиньков загорелся идеей и стал, как он говорит, первым заказчиком SeaExplorer. «Это первый в мире частный ледокол», — уверяет Тиньков. Ледоколом его лодку можно назвать с натяжкой, скорее яхтой ледового класса. Благодаря укрепленному корпусу она способна ломать лед, но тонкий, до 30–40 см. Кроме того, на лодке, способной 40 дней плавать автономно, есть батискаф, который позволяет исследовать морские глубины, четыре водных мотоцикла, два снегохода и два вертолета. В прототипе предполагалось посадочное место только для одного вертолета. Чтобы разместить второй, пришлось увеличить лодку до 77 м.
Яхту с одним вертолетом нельзя называть эксплорером, утверждает Тиньков, она не подходит для экстремальных экспедиций. «Представь, что ты находишься где-то на островах Папуа — Новая Гвинея, — объясняет он. — Забрался на какую-то гору, а у тебя заглох двигатель вертолета. А до ближайшего аэропорта 10 часов полета. И даже если там есть вертолет, то он не сможет столько пролететь и спасти тебя». В каких-то местах второй вертолет — это обязательное условие, например, в Патагонии хели-ски разрешено только при наличии основного и запасного вертолетов.
Тиньков не раскрывает, во сколько ему обошелся SeaExplorer, ограничиваясь тем, что стоимость превысила €100 млн. «Есть понимание, что один метр — это один миллион евро. Я могу одно лишь сказать: это понимание сильно устарело», — говорит Тиньков. «В зависимости от стоимости отделки цены на эксплореры длиной около 70 м и более могут составлять €55–75 млн. Более крупные лодки, достигающие 100 м и более, могут стоить €100–150 млн», — говорит Семенихин.
Зачем миллиардеру эксплорер? «Это яхтинг, но совершенно другой, — объясняет Тиньков. — Это про исследования, а не про то, как пить мартини и понтоваться в Сен-Тропе». По его словам, Средиземноморье и Карибы, популярные у российских владельцев яхт, — это всего 5% мирового побережья. А на остальных 95% почти никого нет. «Я недавно был на Мадагаскаре. Ближайшая яхта находилась в 1000 км», — вспоминает Тиньков. Сам он планирует проводить на лодке около 20 недель в году, а все остальное время сдавать ее. Его эксплорер — часть проекта La Datcha: Тиньков сдает в аренду состоятельным людям четыре своих дома, в которых сам проводит всего несколько недель в году: в Куршевеле, Валь-Торансе, Астрахани и Форте-деи-Марми. Пятую La Datcha Тиньков строит в Мексике.
В сентябре 2020 года Тиньков планирует показать SeaExplorer на шоу в Монако — главных смотринах мирового яхтенного рынка. После чего лодка отправится в плавание — тур, к которому могут присоединиться все желающие арендовать яхту. Примерный маршрут будет проходить через Средиземное море на Сейшелы и Мадагаскар, а затем в Малайзию, чтобы в апреле — июне плавать у берегов Камчатки и Курил. Северного морского пути в плане пока нет — не ясен коммерческий спрос на это направление. Зато в январе 2021 года яхту можно будет увидеть в Антарктике.
Тиньков говорит, что планирует демпинговать и при средних ценах чартера в €800 000 за неделю сдавать SeaExplorer La Datcha по €690 000. Он уверяет, что один из участников русского Forbes просит сдать в аренду лодку сразу на шесть месяцев, а Билл Гейтс интересуется возможностью чартера на три недели.
Проекту La Datcha Олег Тиньков уделяет около 80% своего времени. На банк остается всего 20%, но миллиардер спокоен: он говорит, что у него гениальная команда менеджеров. Проект La Datcha приобретет законченный вид, если виллы и лодку дополнить собственным островом, мечтает он. Тиньков уже подыскивал варианты, но пока безуспешно. «Пусть остается мечтой, должна же у человека быть мечта, — рассуждает Тиньков. — Может, я буду плавать на лодке и заплыву в какую-нибудь Папуа — Новую Гвинею или Новую Каледонию и скажу: «Блин! Так вот он где рай! Здесь должна стоять La Datcha».