К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как «Триколор ТВ» помог любителю Мариинского театра войти в список Forbes

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Как создавался крупнейший спутниковый оператор России «Триколор ТВ» и какое отношение к компании имеет таинственный петербургский бизнесмен, новичок рейтинга 200 богатейших россиян по версии Forbes Андрей Ткаченко

«Мы все охвачены волнением и торжественностью момента! Я очень счастлив и волнуюсь!» — заявил худрук Мариинского театра Валерий Гергиев на пресс-конференции в декабре 2016 года и поспешно откланялся: через несколько минут маэстро предстояло дирижировать первым с 1909 года исполнением «Погребальной песни» Игоря Стравинского. Рядом с Гергиевым на том мероприятии сидел худощавый мужчина в строгом костюме — предприниматель Андрей Ткаченко. Он представлял спутникового оператора «Триколор ТВ», который вместе с французским телеканалом Mezzo организовал прямую трансляцию выступления.

«Шесть лет назад мы только могли мечтать о том, чтобы показать выдающиеся произведения мирового искусства в Российской Федерации» говорил Ткаченко и с гордостью обещал приложить все усилия, чтобы 30 млн зрителей «Триколор ТВ» смотрели не только канал ТНТ, но и регулярные трансляции классической музыки. Знакомый бизнесмена описывает его как горячего поклонника оперы и балета, посещающего Мариинку минимум раз в месяц. Сам Ткаченко не дает интервью и не общается с журналистами. Запись с той пресс-конференции — почти единственное доступное видео с его участием.

Таинственность распространяется и на бизнес — Ткаченко называют владельцем «Триколор ТВ», но официально это никогда не подтверждалось. Акционером оператора его, к примеру, называл бывший гендиректор «Триколора» Алексей Холодов, покинувший компанию в 2018 году. В 2020-м Ткаченко впервые вошел в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, его состояние оценивается в $400 млн. Что известно о таинственном предпринимателе и его бизнесе?

 

Питерская связь

Коренной житель Санкт-Петербурга, Андрей Ткаченко окончил Санкт-Петербургский политехнический университет по специальности «радиофизика» и там же в конце 1990-х защитил кандидатскую диссертацию об использовании распределения Вигнера в распознавании близких сигналов.

В начале 1991 года Ткаченко с партнерами привозил и устанавливал в России и Восточной Европе спутниковые антенны и телересиверы. Бизнес рос, и когда в 1996-м в России появился первый оператор спутникового вещания «НТВ-Плюс», именно компания «Дженерал Сателайт» Ткаченко и партнеров стала единственным поставщиком оборудования для проекта. Ткаченко даже приглашали на «НТВ-Плюс» — руководить поставками оборудования, вспоминает бывший топ-менеджер «Дженерал Сателайта». Предприниматель, по его словам, помогал оператору разворачивать инфраструктуру, несмотря на то, что формальной должности в структуре «НТВ-Плюс» не занимал.

 

К концу 1990-х «Дженерал Сателайт» начала собирать спутниковые приставки для южнокорейской компании Humax, продукцию которую прежде привозила в Россию. А в 2003-м перешла на производство в Китае ресиверов с собственным программным обеспечением.

В 1990-х во всем мире начинался переход на цифровой формат телевизионного вещания, и в 2000-е вопрос стал актуальным и для российского рынка. Основных варианта развития было два: запуск вещания с закрытой кодировкой, при котором, чтобы получить доступ к цифровому телевидению, необходимо было купить приставку, либо вещание с открытой кодировкой, не требовавшее специального оборудования. Первый вариант обеспечивал поддержку российских производителей — на него и сделал ставку Ткаченко, запустив собственное производство ресиверов, вспоминает бывший топ-менеджер «Дженерал Сателайта». Надежды не оправдались — Россия пошла по пути европейских стран, запустив вещание с открытым кодом, и стало ясно, что деньги в китайский завод были вложены зря, продолжает собеседник Forbes.

Впрочем, от производства ТВ-приставок Ткаченко не отказался. В 2005-м в России появился новый спутниковый оператор «Триколор ТВ» (операционная компания — НАО «Национальная спутниковая компания»), и «Дженерал Сателайт» стала его техническим подрядчиком и интегратором. Формально «Триколор ТВ» никогда не был частью «Дженерал Сателайта», но на практике так и было, говорят двое знакомых Ткаченко, работавших в его компаниях.

 

«Бизнес был — сейчас бизнеса нет»: владелец ГУМа оценил потери от режима самоизоляции в миллиарды рублей

В каждый дом

«Раньше Пал Семеныч не любил дачу, — говорит закадровый голос. — А потом он поставил себе систему спутникового телевидения «Триколор ТВ» и теперь счастлив». Этот бесхитростный рекламный ролик конца 2000-х полностью соответствовал выбранной стратегии «Триколор ТВ». Оператор быстро наращивал абонентскую базу: 150 000 домохозяйств весной 2006 года, первый миллион — в начале 2008-го, 5 млн — летом 2009-го.

Секрет успеха был прост — дешевизна и доступность услуг. Пользователи покупали приставку, платили за нее один раз, а затем за 600 рублей в год смотрели цифровое телевидение. «НТВ-Плюс» всегда позиционировал себя как оператора премиальных услуг: клиентам были доступны уникальные каналы, которые принадлежали «Газпром-медиа», и услугами компании пользовались преимущественно жители крупных городов. «Триколор» же стал бюджетным вариантом, он стал доступен в небольших городах и селах, где практически не было кабельного телевидения», — говорит директор по проектам «ТМТ Консалтинга» Елена Крылова. Время показало, что выбранная стратегия была верна: если «НТВ-Плюс», набрав в первые годы 1 млн абонентов, на этой цифре остановился, то аудитория «Триколор ТВ» сегодня превышает 12 млн человек.

«У «Ростелекома» абонентов меньше, но они за месяц выросли на 100 000, а мы — 99 000. Это катастрофа»

Для Ткаченко наращивание абонентской базы всегда было задачей номер один и идеей-фикс, вспоминает бывший топ-менеджер «Триколор ТВ». Собеседник Forbes объясняет это тем, что изначально предприниматель воспринимал как бизнес именно производство и продажу приставок. Чем больше человек становились абонентами «Триколора», тем больше приставок продавала GS Group (так в 2013 году назвали холдинг, созданный на базе «Дженерал Сателайта»). Оператор же изначально не воспринимался как полноценный бизнес. Однако со временем акценты сместились — именно операторский бизнес стал приносить большую часть прибыли, объясняет собеседник Forbes.

Долгое время выручка «Триколор ТВ» увеличивалась органично вместе с ростом числа подписчиков, но в середине 2010-х рост замедлился. К 2015-м абонентская база насчитывала около 11 млн человек. По словам знакомого Ткаченко, тот очень долго не соглашался поднимать тариф, опасаясь, что «Триколор ТВ» растеряет аудиторию. Однако топ-менеджменту оператора удалось переубедить Ткаченко. В начале 2015-го цена просмотра выросла с 600–900 рублей до 1200 рублей в год. Эта стратегия дала свои результаты — по итогам 2015 года выручка «Триколор ТВ» выросла по сравнению с 2014-м на 42,7% — с 10,4 млрд рублей до 14,85 млрд рублей.

 

По итогам 2018 года показатель составил 19,1 млрд рублей. Однако наращивать выручку оператору все сложнее. По словам генерального директора агентства TelecomDaily Дениса Кускова, абонентская база «Триколора» практически перестала расти: по итогам 2018 года число абонентов составляло 12,2 млн человек, по итогам 2019 года — 12,3 млн. Но «Триколор» до сих пор является лидером платного телевидения в России. По данным TelecomDaily, на конец 2019 года число абонентов его ближайших конкурентов  «Ростелекома» и МТС  составляло соответственно 10,4 млн и 3,9 млн человек. Конкуренцию с другими операторами Ткаченко всегда воспринимал болезненно, рассказывает бывший менеджер «Триколор ТВ». «Да, у «Ростелекома» абонентов меньше, чем у нас, но они за месяц выросли на 100 000, а мы 99 000, это катастрофа», — вспоминает он логику Ткаченко.

Дух соперничества был не чужд предпринимателю и в других вопросах. Долгое время он занимался бегом, вспоминает его знакомый: «Когда бежал стометровку, он по секундам сверял свой результат с результатами остальных, в бизнесе для него абоненты заменили эти секунды». Как человека, страстно увлеченного своим делом, характеризуют Ткаченко и другие его знакомые, поговорившие с Forbes. «Он настоящий математик, великолепно считает, очень крут с точки зрения бизнес-аналитики и совершенно феноменально работоспособен», — говорит один из собеседников. «В офис Ткаченко приезжает каждый день и работает до ночи, при этом может позвонить сотруднику за полночь или встретиться по работе на выходных, — вспоминает бывший сотрудник спутникового оператора. — Для него «Триколор» был любимым делом, он занимался им каждый день».

В 2013 году «Ведомости» писали о том, что совладельцем оператора стал «ВТБ Капитал», купив 25% плюс одну акцию. Сам инвестбанк сообщал, что поможет компании через несколько лет выйти на IPO. Для Ткаченко вывод оператора на биржу был бы личным достижением, «ВТБ Капитал» планировал продать свою долю и выйти с прибылью, писали «Ведомости» и подтвердили Forbes знакомые Ткаченко. Этим планам помешало присоединение Крыма, говорит бывший сотрудник «Триколора». Свою роль сыграло и введение закона об ограничении иностранного капитала в СМИ — у «Триколора» есть не только лицензия вещателя, но и лицензия СМИ, поэтому идея выхода на биржу просто потеряла смысл, так как законодательство лишало возможности привлечь иностранных инвесторов, говорит другой знакомый Ткаченко.

«Когда бежал стометровку, он по секундам сверял свой результат с результатами остальных»

Развивая «Триколор ТВ», Ткаченко, по словам его знакомых, не забывал и о бизнесе GS Group. Сегодня в холдинг входят инновационный кластер «Технополис GS» в Калининградской области, венчурный фонд, разработчик ПО, фабрика по производству упаковочных материалов и даже лесозавод. GS Group также принадлежит 51% оператора эфирного ТВ в Камбодже Royal Group of Companies и 45% спутникового оператора в Бангладеш Beximco Communications Limited.

 

«Возможно, это послание Всевышнего людям»: Давид Якобашвили о пандемии и ее последствиях для бизнеса

Спутниковая тайна

Тот факт, что именно Ткаченко владеет «Триколор ТВ», всегда был очевиден рынку, но в «Национальной спутниковой компании» этого никогда не признавали. При этом в конце 2014 года «Триколор ТВ» объявил, что еще с июля 2013-го председателем совета директоров «Национальной спутниковой компании» является Ткаченко. Тогда же в компании заявляли, что председатель совета директоров не имеет отношения к совладельцам. По данным СПАРК, компания в момент регистрации принадлежала неким Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой.

Свет на то, как устроена структура собственности «Триколор ТВ», пролил судебный процесс, который ведется между Ткаченко и его супругой Ириной, которая в 2018 году подала заявление на развод в Испании, где живет с детьми с 2013 года. Об этом писало издание «Фонтанка» со ссылкой на саму Ирину Ткаченко. В интервью изданию та, например, говорила, что в 2013-м давала согласие на покупку «ВТБ Капиталом» акций «Национальной спутниковой компании». В июне 2019-го иск к Ирине подал уже сам Ткаченко — в Зеленогорском райсуде Петербурга он потребовал разделить оформленное на супругов имущество.

Среди структур, право на доли в которых пытается доказать Ирина Ткаченко (это в том числе «Национальная спутниковая компания»), есть компании «Телеспутник» и «Унивест». Последнюю «Фонтанка» называет получателем крупных дивидендов от «Триколор ТВ» — 12 млрд рублей в 2017-2018 годах. Сумма превышает чистую прибыль оператора за два этих года. В 2019-м у этой компании, раньше на 100% принадлежавшей Ткаченко, появился новый совладелец — член совета директоров «Национальной спутниковой компании» Игорь Исаев. В российском арбитражеИрина Ткаченко пытается оспорить эти сделки, но пока безуспешно.

 

Еще одним предметом разбирательств между супругами является опека над детьми. В январе 2020 года суд в Испании постановил, что опеку временно осуществляет Ирина, при этом Андрей Ткаченко имеет право видеться с детьми. Ирина также обратилась в суд в испанской Марбелье с просьбой запретить Ткаченко вывозить детей в Россию  якобы в этом случае они не вернутся в Испанию. «Оправдание для страха заключается в том, что все эти годы мой муж мне говорил, в том числе по электронной почте, что лишит меня детей и что всем заплатит любые деньги, чтобы у меня не осталось охраны, и что я смогу видеть детей только два раза в месяц и только в присутствии адвокатов и социальных работников и только под его контролем», — цитировало Ирину испанское радио Cadena SER. Как отмечало Cadena SER, Ткаченко инициировал в судах Петербурга процедуру признания российского гражданства детей, «которые, по его словам, не должны проживать в Испании, потому что это вражеская страна для России из-за членства в НАТО».

Андрей Ткаченко не ответил на сообщения журналиста Forbes. С Ириной Ткаченко Forbes связаться не удалось. В GS Group запрос Forbes проигнорировали. Пресс-секретарь «Триколор» Анастасия Соколовская обещала ответить на запрос Forbes, однако затем перестала отвечать на звонки и сообщения.

15 новых имен рейтинга Forbes: кто впервые попал в список богатейших бизнесменов России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+