Как продюсер «Индианы Джонса» создал интернет-империю стоимостью в $20 млрд
Медиамагнат, понявший диджитал
«Началось!» ― недовольно бросает Барри Диллер хриплым голосом, как только разговор заходит о сделанных папарацци фотографиях с его недавнего отдыха на роскошной яхте стоимостью $40 млн. Расположившись на изогнутом диване в своем просторном кабинете, Диллер непринужденно переходит от обсуждения искусственного острова в форме бокала шампанского, который он строит на реке Гудзон в Нью-Йорке, до колкостей в адрес Дональда Трампа, размышлений о Великой французской революции и описания деятельности своего интернет-медиахолдинга InterActiveCorp, который сейчас активно развивается и оценивается в $20 млрд. На тех самых фотографиях можно отследить шестинедельный отпуск, который предприниматель провел в Европе вместе с женой, модельером Дианой фон Фюрстенберг и целой плеядой друзей-знаменитостей ― от певицы Кэти Перри, актеров Орландо Блума и Брэдли Купера до телеведущей Опры Уинфри и основателя Amazon Джеффа Безоса и его девушки Лорен Санчес.
Cначала было путешествие из Стокгольма в Шотландию, потом во Францию, а затем в Италию, Грецию и Хорватию. Папарацци взяли след Диллера на острове Панарея в Италии, а немного позднее ― в Венеции, где отдыхали Безос и Санчес. Предпринимателю «неловко» от шумихи вокруг него, поэтому он меняет тему разговора. «Как говорит моя жена, если подо мной есть мотор, я счастлив. Главное, чтобы он был на воде. Если у вас есть дом, на котором можно путешествовать, это огромная роскошь», — говорит Диллер.
За последние 55 лет Диллер, можно сказать, прошел в карьере путь от матроса до адмирала. Он стал свидетелем радикальных перемен в мире мультимедиа и технологий, иногда предвосхищая основные тенденции, а иногда — действуя вопреки им.
Когда-то Диллер был одним из самых востребованных людей в Голливуде. С 1974 по 1984 год он возглавлял киностудию Paramount Pictures корпорации Gulf & Western, а после ухода основал совместно с Рупертом Мердоком компанию Fox Broadcasting, ставшую впоследствии четвертой по величине телевизионной сетью в Соединенных Штатах. Его самыми успешными проектами стали фильмы «Лихорадка субботнего вечера», «Бриолин», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» от Paramount и мультсериал «Симпсоны» на FOX. Однако в 1990-х Диллер резко сменил курс. Благодаря каналу QVC с передачами формата «магазин на диване», на котором продавались циркониевые безделушки, — Диллер понял, что будущее за слиянием сферы развлечений, торговли и интернета. Вторым карьерным успехом бизнесмена (а может, и третьим, четвертым ― да кто вообще считает?) стал интернет-холдинг InterActiveCorp. За последнее десятилетие курс акций онлайн-гиганта вырос вдесятеро, а капитализация составила $20 млрд. Благодаря этому сам Диллер может похвастаться сегодня состоянием в $4,2 млрд и 168-м местом в рейтинге 400 богатейших американцев по версии Forbes.
«У Барри сложилась весьма необычная для американца карьера. Когда он решил приобрести QVC, я был удивлен до глубины души. Мне казалось, что этот телеканал просто не дотягивал до его уровня амбиций и стремлений», — говорит его близкий друг и бывший коллега Дэвид Геффен, киномагнат, занимающий 60-е место в рейтинге с $7,9 млрд.
В 1993 году в интервью журналу The New Yorker Диллер поделился своим видением нелинейного потребления телеконтента, по сути предсказав появление Netflix. Тем не менее, когда пришла пора реализовывать задумку стримингового сервиса, он признает, что «идеи, которые были у нас, были плохими». Несмотря на то что Диллер создал платформу для ответов на вопросы Ask Jeeves (сегодня ― Ask.com) и видеосервис Vimeo, его опередили Google с поисковиком и YouTube. Предприниматель не стал вкладываться в китайских интернет-гигантов вроде Baidu на заре их существования и даже в Amazon после краха доткомов. Когда Диллеру предложили Priceline, веб-сайт для поиска скидок при покупке билетов на самолеты и бронировании отелей, он был стеснен в средствах из-за проблем с Expedia, собственным агрегатором авиабилетов и предложений от гостиниц, поэтому сделка не состоялась.
Тем не менее промахи Диллер с лихвой компенсировал удачными попаданиями. Он построил десяток компаний, совокупная капитализация которых сейчас достигает $70 млрд. Среди них — сервис Ticketmaster для покупки и продажи билетов, туристический гигант Expedia и Match Group, материнская компания Tinder.
«Семьдесят миллиардов долларов из ничего ― это, конечно, много, но это не $700 млрд, ― признается бизнесмен. ― Хотя, по-моему, грызть себя за невозможность достичь таких высот глупо и нелепо. Я не основал ни единой компании. Мы лишь поймали удачу за хвост, а потом хорошо всем управляли. Конечно, хотелось бы быть основателем какой-нибудь фирмы, но еще я не прочь так же хорошо танцевать, как Фред Астер, или петь, как Адель».
С момента приобретения Диллером в 1995 году InterActiveCorp приносит акционерам совокупный доход в 14%, опережая Berkshire Hathaway и вырываясь далеко вперед по сравнению с индексом S&P и голливудскими гигантами типа Disney, CBS и Viacom. Миллиардер Марио Габелли, инвестор InterActiveCorp, утверждает: «Диллер был одним из первых медиамагнатов, кто понимал динамику развития цифрового мира и смог оседлать волну». Геффен добавляет: «У Барри всегда есть план. Никогда не видел, чтобы у него были какие-то неудачи. Ставить против него ― полный идиотизм».
Сегодня Диллер вновь бросает вызов устоявшимся порядкам и готовится отделить оставшуюся часть Match Group, жемчужины империи InterActiveCorp, и онлайн-площадку для поиска мастеров-разнорабочих ANGI Homeservices, вместе стоящие около $20 млрд. Затем бизнесмен опять примется за кучу интернет-проектов ранее никому не известных или, напротив, некогда безумно популярных, но почему-то пропавших из виду. Сам Диллер размышляет: «Наши метаморфозы происходят ради обновления. Отделение Match Group ― это прежде всего процесс, благодаря которому InterActiveCorp как компания сможет изобретать что-то новое. Мы дробимся, чтобы развиваться дальше, чтобы из $5 млрд сделать еще больше».
«Барри как акула ― если не будет плыть, то умрет, поэтому он всегда в движении», — говорит Дара Хосровшахи, генеральный директор Uber Technologies и бывший помощник Диллера.
Чтобы понять гендиректора InterActiveCorp, важно учитывать одну вещь: он знает цену неудачам. Что касается корпоративных поглощений, он обычно покупает аутсайдеров, от которых отказались остальные. Такая стратегия, между прочим, стала сюжетом одного из первых успешных проектов Диллера, фильма «Несносные медведи» 1976 года, который Paramount выпустил под его руководством. В киноленте Уолтер Маттау играет выгоревшего бейсболиста, который делает из бездарной калифорнийской команды «Литл Лигерс» реальных претендентов на титул чемпиона. История фильма ярко иллюстрирует всю карьеру Диллера.
«Никто не предполагал, что молодой телевизионщик может разбираться в кинематографе, ― с улыбкой вспоминает Диллер, отмечая, что при бюджете $9 млн картина собрала в прокате $32 млн. ― Мне дали этот фильм, и я смог довести его до выпуска на большой экран. Получился, конечно, не величайший шедевр, но все равно весьма неплохо. Никто такого успеха не ожидал».
Продюсер из Беверли-Хиллз
Будущий предприниматель родился в 1942 году в Сан-Франциско, а вырос в Беверли-Хиллз, где у его отца был процветающий бизнес в сфере недвижимости. Диллер учился в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, но впоследствии бросил учебу и пошел работать в почтовое отделение агентства Уильяма Морриса, одного из главных в США по поиску талантов. Там он познакомился с будущей легендой киноиндустрии Дэвидом Геффеном. В 1964 году молодой Диллер перешел на телеканал ABC и за несколько лет добился впечатляющих высот: когда ему было 25, он стал вдохновителем концепции «фильма недели от ABC», которая стала драйвером успеха канала. В 30 лет Диллер стал вице-президентом по вещанию в прайм-тайм, а через год он ушел в киноиндустрию, в Paramount, где проработал почти десять лет, спродюсировав ряд блокбастеров, в том числе «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
В 1984 году Диллер ушел с насиженного места и вместе с Рупертом Мердоком начал создавать телевизионную сеть, ставшую потом четвертой крупнейшей в США. Наблюдатели с самого старта предрекали провал. При ограниченном бюджете ему удалось сделать из Fox Broadcasting ключевого игрока телерынка, сделав неочевидные ставки на телесериалы «Женаты... с детьми» и «Симпсоны». Опять завоевав благосклонность Голливуда, Диллер решил начать с чистого листа: «Во мне иссякал интерес, а для меня это смерти подобно». В 1992 году он ушел с FOX и, прихватив свой Macintosh PowerBook, отправился искать счастья по всей Америке.
Удача ему улыбнулась, когда его подруга (почти двадцать лет назад ставшая его женой) и модельер Диана фон Фюрстенберг начала продавать шарфы на QVC. Аксессуары расходились как горячие пирожки, и женщина решила подключить к этому Диллера. «До того момента я считал, что через экран можно показывать только какие-то истории. Но теперь я видел, что он используется в откровенно банальных целях», — рассказывает бизнесмен.
В том же 1992-м QVC выставили на продажу. Диллер утверждает, что при финансовой поддержке семьи Робертс, владеющей телекоммуникационным гигантом Comcast, он вложил в канал $25 млн и взял его под свой контроль. Вскоре он попытался выкупить Paramount, но встретил соперника в лице основателя медиахолдинга Viacom Самнера Редстоуна, и в итоге киностудия, оценивавшаяся тогда в $9,6 млрд, досталась последнему. Потом в 1994-м, накануне запланированного слияния Comcast с CBS, Робертсы выкупили QVC, благодаря чему Диллер разбогател на $130 млн. Но работу ему пришлось искать снова.
Строительство онлайн-империи
Руку помощи подал медиамагнат Джон Мэлоун, владеющий корпорацией Liberty Media и занимающий в рейтинге Forbes 75-е место с $7,3 млрд. По словам Диллера, в 1995 году тот помог ему профинансировать покупку Silver King Broadcasting. В то время это была сеть разрозненных телестанций на ультравысоких частотах, которой принадлежала доля в Home Shopping Network, прямом конкуренте QVC. Тогда-то и началась история InterActiveCorp.
При поддержке Мэлоуна Диллер стал активно заключать сделки, причем неплохо на этом зарабатывая. В 1997-м он приобрел долю 55% кабельной телесети USA у Эдгара Бронфмана-младшего за $4,1 млрд. Менее чем через три года он перепродал ее французской медиакорпорации Vivendi за $11 млрд. В том же 1997-м бизнесмен выкупил половину компании Ticketmaster за $210 млн, а в 2003 году приобрел оставшуюся часть.
В конце 1990-х Александер фон Фюрстенберг, сын Дианы, посоветовал отчиму присмотреться к одному сайту знакомств. Они оба считали, что в этой области будущее за интернетом. Вскоре они узнали о компании Match.com из Далласа и в 1999 году начали инвестировать в нее средства. Со временем фирму объединили с более продвинутыми платформами — Tinder и Hinge. Сейчас доля InterActiveCorp в сервисах знакомств стоит $17 млрд при общей сумме инвестиций в $1,6 млрд.
Диллеру также удалось предсказать, что туроператоры уйдут из офисов в интернет. В 1999 году он приобрел сайт для бронирования гостиничных номеров Hotels.com за $245 млн, а в 2001-м выкупил у Microsoft контроль в Expedia за $1,5 млрд. Эту сделку он закрыл спустя всего несколько дней после 11 сентября. Пойти ва-банк Диллер решил, потому что «жизнь хороша, когда полна путешествий». Теперь Expedia оценивается в $20 млрд.
Кинопродюсер Джеффри Катценберг, работавший с Диллером в Paramount Pictures, считает, что в медиабизнесе Диллеру помогают его инстинкты и настойчивость, которые он приобрел в Голливуде. Такой фильм, как «Несносные медведи», по мнению Катценберга, может увидеть свет исключительно благодаря упрямству создателя.
Сейчас дела у Диллера идут не совсем гладко. Пока он дробит InterActiveCorp на части, гиганты из Кремниевой долины становятся такими же тяжеловесами, каким в свое время была нефтяная корпорация Джона Рокфеллера Standard Oil. Когда Диллер давал многочасовое интервью редакции Forbes в начале сентября, курс акций Match.com падал на фоне объявления Facebook о запуске собственного сервиса знакомств.
Не стоит забывать и о судебных исках, как, например, тот, который Федеральная торговая комиссия США подала касательно вводящих в заблуждение приемов, используемых на Match.com. Основатели Tinder Шон Рад и Джастин Матин утверждают, что из-за слияния стартапа с базами Match они потеряли миллиарды долларов. Диллер для описания происходящего выражений не подбирает. «Шон Рад ― обычное трепло и плохой актер», — кипятится он. «Барри поливает грязью команду, которая основала самую ценную для InterActiveCorp компанию», — отвечает на это Рад.
По мнению миллиардера, Facebook угрозой для Match пока не является: «Совсем по этому поводу не волнуюсь». Однако он допускает возможность вмешательства со стороны регуляторов. Также он считает, что «есть более насущные проблемы» и обращает внимание на Google: «Брать с нас деньги как с рекламодателей вполне нормально, но пытаться забрать у нас потом наших же клиентов просто недопустимо».
Диллер передал вопросы управления бизнесом целой команде новых, рвущихся в бой менеджеров. Команду возглавляет 40-летний Джои Левин, бывший банкир из Чикаго. В 2015-м он стал гендиректором InterActiveCorp, а в марте 2018 года сопровождал заключение сделки по приобретению Bluecrew за $10 млн. Данная площадка создана для строителей и специалистов логистических служб в поисках работы. В прошлом октябре принадлежащая Диллеру ANGI Homeservices выложила около $150 млн за клининговый сервис Handy, а несколько месяцев спустя Левин заплатил $250 млн за Turo, приложение, в котором автомобилисты могут отдавать своего железного коня в аренду так же, как сдается жилье на Airbnb.
По сравнению с операциями в Кремниевой долине сделки Диллера не столь грандиозны, но у них более высокий потенциал прибыльности в дальнейшем. Конкурирующий интернет-холдинг SoftBank сейчас изо всех сил старается спасти свои крупные инвестиции в Uber ($7,4 млрд) и WeWork ($10,6 млрд). Что же касается InterActiveCorp, компания предпочитает более консервативный подход: в надежде однажды вырастить многомиллиардный бизнес типа ANGI Диллер скорее будет вкладывать по несколько миллионов и ждать годы, чем с ходу сорить инвестициями на астрономические суммы.
В бизнес-процессах задействованы даже очевидные аутсайдеры. InterActiveCorp до сих пор владеет веб-сайтом Ask Jeeves. После ребрендинга в Ask.com сервис разделился на две части: медиакомпанию и расширение для интернет-браузера. Портал по-прежнему привлекает до 120 млн пользователей в месяц, и InterActiveCorp пытается выжать из него по максимуму. В 2006 году корпорация выкупила фирму Connected Ventures, владевшую развлекательным сайтом CollegeHumor. Игроки рынка тогда считали сделку верхом глупости, но последним смеялся все-таки Диллер, ведь вместе с юмористической страницей ему отошел медиаплеер Vimeo, который на сегодняшний день активно развивается и даже успел стать «единорогом».
В 2015 году 32-летняя выпускница Гарвардского университета и магистр делового администрирования Анджали Суд убедила Диллера и Левина отказаться от выпуска оригинального контента на видеоплатформе и сосредоточиться на укреплении позиций в качестве площадки для публикации видео независимых кинематографистов. Подобно тому, как WordPress является основным движком для сотен миллионов блогов, Vimeo на данный момент ― основная платформа для загрузки видеороликов более чем для миллиона платных подписчиков, которые ежегодно приносят компании свыше $200 млн. Сервис прошел долгий путь от этакого «несносного медведя» до золотой жилы InterActiveCorp, достигнув оценочной стоимости $2 млрд.
В этом году корпорация Диллера принесет доход в размере $5 млрд, что на 12% больше, чем в 2018-м. Тем не менее ее рыночная капитализация в $20 млрд, кажется, складывается только из двух главных активов, а именно доли 81% от Match Group и 84% от ANGI Homeservices. Миллиардер, кстати, уже подумывает их продавать.
«Мое сердце всегда принадлежало этой небольшой компании, которая выросла. Как-то раз я даже сказал, что если надо мной не смеются, то что-то идет не по плану», — заключает бизнесмен.
Перевод Антона Бундина
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes