К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая нефть: как стать миллиардером на обработке данных

Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Если данные — это новая нефть, то Alteryx — нефтепровод. Продукты этой компании помогают обрабатывать и анализировать данные. За пару лет на бирже капитализация Alteryx выросла на сотни процентов, и теперь ее основатель Дин Стокер — миллиардер

В середине августа в отеле Crawford в Денвере претворяются в жизнь заветы древнекитайского мыслителя Сунь-Цзы. Дин Стокер, глава компании Alteryx, специализирующейся на data science, вызвал сюда своих менеджеров на ежегодную сессию по выработке стратегии. Мероприятие называется «Бин Фа», в переводе с китайского  — «Искусство войны», знаменитого труда Сунь-Цзы. Древнекитайский мыслитель много внимания уделял экономии ресурсов, отмечает Стокер. «Например, он ставил вопрос о том, как победить в войне, не участвуя в битве», — говорит бизнесмен.

Дин Стокер
Дин Стокер·Twitter

Стокер знает толк в экономии ресурсов. Он основал Alteryx в 1997 году, когда индустрия data science едва зарождалась, и десять лет спустя фирма приносила скромные $10 млн годовой выручки. «Нам пришлось ждать, пока рынок нас догонит», — говорит он. Стокер долгое время не расширял штат сотрудников и избегал привлечения внешних инвестиций до 2011 года. Затем, когда «большие данные» начали захватывать мир, он привлек $163 млн, а в 2017 году вывел Alteryx на биржу. Акции компании с тех пор выросли почти на 900%, и сейчас Стокер миллиардер — его состояние оценивается в $1,2 млрд.

«Меня спрашивают: «Вы когда-нибудь рассчитывали так вырасти?» — говорит бизнесмен. — А я отвечаю: «Да, просто я не думал, что это займет так много времени».

 

Простой интерфейс главного продукта Alteryx, одноименного средства для обработки данных, позволяет всем, от недавних выпускников до почетных директоров, превращать сырые числа в диаграммы и графики. Возможности Alteryx намного шире, чем у Excel. Введите несколько чисел, выберите нужную операцию — например, «очистка данных» или «линейная регрессия» — и готово.

Применение Alteryx можно найти в любой отрасли. Coca-Cola пользуется ей, чтобы помочь ресторанам определить, сколько напитка заказывать, авиалинии — чтобы хеджировать цену самолетного топлива, банки — чтобы моделировать деривативы. Анализ данных — это «навык, который необходим всем нам, если мы хотим выжить в новую эпоху, — говорит Стокер. — Более важный, чем умение сводить баланс».

 

Финансовые показатели Alteryx подтверждают эти слова. В 2018 году компания со штаб-квартирой в Ирвайне, штат Калифорния, принесла $28 млн прибыли при выручке в $254 млн. К 2022 году выручка, по плану Стокера, должна достичь $1 млрд.

Отец Стокера был на все руки мастер. Он строил цистерны для жидкого азота для NASA, а потом бросил работу и стал продавать каркасные летние дома в Колорадо. Он изготавливал их самостоятельно. «По девять месяцев в году он трудился буквально в одиночку и заготавливал древесину для пятидесяти построек», — вспоминает Стокер. Со временем Стокер стал работать вместе с отцом, так что изучение экономики в Колорадском университете в Боулдере он уже смог оплатить сам.

Окончив университет в 1979 году, Стокер получил степень MBA в Пеппердайне, а потом в 1990 году занял позицию менеджера по продажам в Donnelley Marketing Information Services, компании по анализу данных из Коннектикута. Там он познакомился с Либби Дуэйн Адамс, которая работала в офисе фирмы в Стэмфорде. Семь лет спустя они основали собственную компанию по анализу данных и дали ей длинное название Spatial Re-Engineering Consultants. Львиная доля в компании досталась Стокеру как автору идеи.

 

Первый клиент SRC, компания из округа Ориндж, рассылавшая рекламу по почте, заплатил $125 000 за то, чтобы лучше таргетировать свои купоны. «Мы разрабатывали облачные инструменты для анализа больших данных еще в 1998 году», — говорит Стокер. Большинство компаний тогда делали только первые шаги в онлайне, а до появления терминов вроде «облачные вычисления» оставались годы.

SRC с самого начала приносила прибыль. «Мы не тратили больше, чем позволяла выручка. Мы не нанимали больше, чем позволяла выручка, — говорит Адамс. — Мы никогда не подсчитывали скорость сжигания капитала. Это была популярная тема во времена подъема доткомов. Мы не управляли бизнесом как доткомом».

В 2006 году, в продолжение одного из разовых консалтинговых проектов, SRC выпустила программу, которая позволяла клиентам самим справляться с числами. Они назвали программу Alteryx — шутка для ботаников об одновременном изменении двух переменных: «Изменить Y, X». В 2010 году Стокер переименовал компанию в Alteryx.

Рынок все еще был невелик. Чтобы увеличить выручку, «мы просто поднимали стоимость нашей платформы», — говорит Стокер. В начале Alteryx продавала свое программное обеспечение по подписке и брала по $7500 с каждого пользователя. К 2013 году цена выросла до $55 000. На следующий год, когда Стокер заметил, что спрос растет, он уменьшил цены до $4000. Объем заказов компенсировал снижение тарифа. Сегодня у Alteryx 5300 клиентов. «Среднее число новых клиентов в квартал быстро выросло от 8-10 более чем до 250», — говорит он.

Отрасль data mining и анализа данных существует уже давно, и здесь есть и множество стартапов, и гиганты вроде Oracle и IBM. Однако, как утверждает Стокер, Alteryx почти не сталкивается с конкуренцией.

 

«Это не слишком конкурентная область, — говорит Маршалл Сенк, старший исследователь из Compass Point Research & Trading. — Вы можете или купить готовую программу у Alteryx, или собрать 15 разных продуктов и ломать голову, как заставить их работать вместе».

В офисе Alteryx Стокер останавливается перед тайм-лайном, на котором изображены его первые 22 года в бизнесе. «Самое главное еще даже не произошло, — говорит он. — Мне понадобится стена намного больше».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+