Как основатель Groupon хочет победить рак с помощью больших данных
Эрик Лефкофски не занимался естественными науками со времен учебы в колледже. Однако, шагая по лаборатории своего медицинского стартапа Tempus в Чикаго, он рассуждает как эксперт. «Сразу бросаются в глаза фиолетовые пятна на этой клетке», — говорит он, указывая на снимок пациента с раком груди. Он проходит мимо пробирок с лизирующим буфером и геномного секвенатора стоимостью в $1 млн. «Tempus пытается задействовать мощь искусственного интеллекта на благо медицины, — говорит он. — Первый шаг — это всегда данные».
Сбор данных был первой стадией для многих других предприятий Лефкофски. 49-летний бизнесмен основал пять компаний, каждая из которых стоит не меньше $250 млн и обещает преобразить отрасль с помощью больших данных. Его главный проект — Groupon, компания, получившая известность благодаря сервису коллективных скидок. Суммарное состояние Лефкофски оценивается в $2,7 млрд.
Проект Tempus основан исходя из предпосылки, что большие объемы информации позволят врачам персонализировать подход к лечению рака и добиться большей эффективности. Врач, который лечит пациента с раком легких, сможет отправить образец опухоли в Tempus для геномного секвенирования (позволяет установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК). Tempus идентифицирует мутацию гена рецептора эпидермального фактора роста (EGFR), которая приводит к чрезмерно активному росту и делению клеток. В таком случае врач сможет назначить таргетную терапию, которая окажется более эффективна, чем химиотерапия.
В настоящее время компания, где работает 700 сотрудников, привлекла $520 млн (Лефкофски вложил $100 млн). Внушительная оценка в $3,1 млрд показывает, что инвесторы рассчитывают на успех ее подхода в лечении сначала рака, а затем хронических заболеваний, таких как депрессия и диабет. Однако точная медицина — совсем молодая отрасль. Совместно с другими исследователями или самостоятельно Tempus опубликовал менее 20 рецензируемых работ с момента своего основания четыре года назад. Один из конкурентов, фирма Foundation Medicine, которая занимается секвенированием, опубликовала более 400 статей за 9 лет.
Несмотря на то что стоимость секвенирования снизилась, один анализ все еще обходится от $1000 до $5000, и Tempus несет убытки. Кроме того, Tempus предоставляет лицензии на право пользования своей библиотекой анонимных данных производителям лекарств, страховым компаниям и исследователям. Лефкофски отказывается сообщить размер выручки, однако говорит, что получает семизначные выплаты от нескольких крупнейших производителей лекарств против рака.
Лефкофски заразился духом предпринимательства в Университете Мичигана, где он изучал историю и зарабатывал на продаже ковров. В начале 2000-х он стал сооснователем InnerWorkings (маркетинг), затем Echo Global Logistics (перевозки) и Mediaocean (рекламное программное обеспечение). Один из сотрудников Лефкофски, Эндрю Мейсон предложил идею бизнеса по организации «коллективных действий». Лефкофски вложил $1 млн в компанию, которая впоследствии станет известна как Groupon. В 2009 году, спустя год после основания, компания принесла $14,5 млн выручки, в 2011 году — $1,6 млрд.
Еще несколько лет Лефкофски работал над другими проектами, в том числе Uptake (предиктивная аналитика для тяжелой промышленности). «Тогда я уже понимал, что не задержусь в тех компаниях», — говорит он.
В 2014 году у жены Лефкофски Лиз диагностировали рак груди. «Я был поражен, как мало данных было задействовано в ходе ее лечения», — говорит он. Этот опыт привел к созданию Tempus. Лиз сейчас «продолжает бороться», по словам Лефкофски.
И снова бизнесмену требовались данные. Но некоторые исследователи поначалу неохотно ими делились. «По сути, они хотели, чтобы в будущем мы посылали к ним все образцы от всех пациентов, — говорит Джон Макферсон, заместитель директора Центра исследования рака Калифорнийского университета в Дейвисе. — Но мы предпочли более осторожный подход». Они провели прямое сравнение анализов случая рака желудочно-кишечного тракта, проведенных Tempus и Foundation Medicine. Tempus показал неплохие результаты.
В 2017 году Tempus заключил лицензионное соглашение с Американским обществом клинической онкологии об извлечении и структурировании данных из историй болезни миллиона пациентов. Сегодня компания сообщает, что уже сотрудничает с 30% американских онкологов; многие направляют истории болезни и результаты биопсии на анализ в Tempus. В этом году Tempus надеется секвенировать для врачей 120 000 геномных образцов.
Даже при таких объемах данных Tempus сталкивается с суровой конкуренцией. В прошлом году швейцарский фармацевтический гигант Roche потратил $4,3 млрд на приобретение Foundation Medicine и фирмы Flatiron Health, которая работает с большими данными. Другой стартап, Concerto HealthAI, в который инвестировал миллиардер Ромеш Вадвани, имеет доступ ко многим из тех же историй болезни, что и Tempus.
Оптимизм Лефковски непобедим. «Я убежден, что весь мой профессиональный путь вел к этой точке, — говорит он. — Я надеюсь, что этот проект станет моим наследием».
Перевод Натальи Балабанцевой