В апреле Афипский НПЗ купила группа «Сафмар» Михаила Гуцериева. Стоимость сделки составила 1,3 млрд рублей (или около $20 млн), говорится в решении Краснодарского суда. Продавцом выступили структуры семьи Владимира Когана. В довесок Гуцериеву достался долг НПЗ перед Сбербанком размером около 170 млрд рублей. По кредиту госбанку заложены 100% завода.
До сделки с «Сафмаром» состояние Афипского НПЗ было «финансово неудовлетворительным», указывает суд в своем решении. В течение 2018 года завод испытывал перебои с поставками нефти, которые в итоге полностью прекратились из-за долгов, а завод был переведен в режим рециркуляции (по сути остановка производства). С приходом «Сафмара» завод снова запустился, говорится в решении суда.
В суде сделку оспаривал бывший миноритарий НПЗ компания «Управление развитием», связанная с бизнесменом Дмитрием Мазуровым. Основанная им группа New Stream управляла Афипским НПЗ до прихода «Сафмара». «Управление активами» просила суд признать продажу завода недействительной, так как сделка была заключена «по крайне низкой цене» и причинила убытки миноритарию. Убытки «Управление активами» объясняла тем, что сама потратила на НПЗ в общей сложности $186 млн и 921 млн рублей.
Суд же решил, что сделку нельзя считать «экономически невыгодной», так как НПЗ был продан за 1,3 млрд рублей, хотя фактически стоил один рубль. В рубль завод 14 апреля 2019 года оценила компания Ernst and Young, применив метод дисконтированных денежных потоков, указано в решении суда, который отказал в иске компании «Управления активами».
«Как можно оценить в рубль завод с производством и активами?» — недоумевает собеседник, близкий к Гуцериеву, и добавляет, что, вероятно, имела место бухгалтерская оценка с учетом долга, которая «не имеет ничего общего» с рыночной оценкой предприятия. Цена сделки с Гуцериевым была «адекватной», утверждает другой источник, знакомый с ее параметрами. Гуцериев, давний знакомый главы Сбербанка Германа Грефа, присматривался к Афипскому заводу еще в 2016 году. Греф якобы согласовывал сделку в 2019 году, рассказывал его знакомый. Сам Греф отрицал какое-либо участие в продаже Афипского НПЗ Гуцериеву.
Долги Афипского НПЗ явно превышают стоимость его активов, считает заведующий кафедрой РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и бывший глава ВНИПИнефти Владимир Капустин. Оценка завода действительно стремится к нулю, считает эксперт: «Гуцериев явно покупал по завышенной цене с учетом перспектив НПЗ». Тем не менее миллиардер вряд ли продешевил, отмечает Капустин: завод расположен вблизи Черного моря и пунктов перевалки. Это сулит владельцу хорошую экспортную выручку, особенно с учетом поддержки независимой переработки со стороны Минэнерго. Впрочем, Капустин не исключает, что в сделке с Гуцериевым сыграли роль и «внешние факторы». В Сбербанке и New Stream отказались от комментариев, в Ernst and Young не ответили на запрос Forbes. «Сафмар» также не предоставил комментарий.