Вексельберг рассказал об ограничении общения с Блаватником из-за санкций США
«Время от времени он получает такое разрешение, и мы можем поговорить», — рассказал Виктор Вексельберг газете Financial Times.
В 2018 году американский Минфин включил Вексельберга в SDN-лист (Specially Designated Nationals, список лиц особых категорий). Американцам запрещено иметь контакты с людьми и компаниями, внесенными в этот список. Блаватник, уроженец Украины, имеет гражданство США и Великобритании.
«С эмоциональной точки зрения это непростое время, — рассказал Вексельберг на вопрос о том, может ли он представить, что в будущем они с Блаватником снова занимаются бизнесом вместе. — Будет трудно [снова с ним работать]. Вы должны понять суть наших взаимоотношений. Лен мой друг. Он очень активно работает в России, но очень редко просит меня помочь. У него там есть свои контакты. Я активно работаю в США, но тоже редко прошу его о помощи. Такие у нас отношения».
Он также отметил, что Блаватник «был партнером, с которым можно было поговорить, чтобы прийти к правильному решению». «Будь я один, я бы точно совершил ошибки. Он более уравновешенный человек, который предостерегал меня от резких высказываний», — отметил российский бизнесмен.
«Для меня это тотальный кризис»: Вексельберг рассказал, как его жизнь изменилась из-за санкций США
«Лен и Виктор выбрали разные пути. Идет битва между Россией и Западом, — цитирует FT неназванного собеседника, «заработавшего состояние одновременно с Блаватником и Вексельбергом». — Но Виктор выбрал не ту сторону. А Блаватник выбрал верную, более сильную. Лен стал рыцарем, получил благородный титул. Виктор стал врагом всего мира».
В 2017 году Блаватник получил в Великобритании рыцарский титул за свою благотворительную деятельность. В рейтинге богатейших людей мира по версии Forbes Блаватник занимает 59 место, его состояние оценивается в $17,7 млрд.
«Ренова» и Sual Partners
Вексельберг и Блаватник учились на одном курсе в Московском институте инженеров транспорта. Именно Вексельберг после посещения в 1980 годах американской выставки нефтехимической промышленности убедил своего друга обратить внимание на сферу добычи, пишет FT. «Мне кажется, он не так много заработал за пределами России. Основное состояние он сделал в России, со мной», — заявил Вексельберг газете.
Виктор Вексельберг о студенческих годах: «Зимой я просыпался, засыпанный снегом»
В октябре 1990 года они совместно учредили компанию «Ренова». В 1997 году Вексельберг в партнерстве с Access Industries Блаватника и «Альфа-Групп» приобрел на аукционе контрольный пакет акций «Тюменской нефтяной компании» (ТНК). В 2003 году британская ВР и акционеры ТНК объединили свои российские активы и создали совместную компанию ТНК-BP и через десять лет продали ее «Роснефти» за $56 млрд.
Сейчас на сайте принадлежащей Блаватнику компании Access нет упоминания о его доле в Sual Partners — компании, контролируемой им совместно с Вексельбергом. Sual принадлежит 26,5% в алюминиевом гиганте UC Rusal. Членом ее совета директоров Блаватник был с 2007 по 2016 год, напоминает FT.
Санкции против Вексельберга
Минфин США включил Вексельберга и подконтрольную ему группу компаний «Ренова» в санкционный список в апреле 2018 года. Ведомство объясняло, что санкции против бизнесмена наложены из-за «ведения им деятельности в энергетическом секторе экономики России», а также из-за того, что «два близких к Вексельбергу человека были задержаны властями России за подкуп чиновников» (речь шла о совладельце и управляющем директоре «Реновы» Евгении Ольховике и гендиректоре энергокомпании «Т плюс» Борисе Вайнзихере).
Из-за санкций Вексельбергу пришлось снижать доли в подконтрольных ему швейцарских компаниях до уровня ниже 50%. «Ренова» продала 14,6% акций компании Sulzer за 545 млн швейцарских франков ($568 млн) самой Sulzer. Деньги из-за санкций были заблокированы на счетах в Швейцарии.
В декабре прошлого года Вексельберг обжаловал решение Минфина США о санкциях.