Картины, счета, самолеты. Суд арестовал имущество братьев Ананьевых
Арбитражный суд Москвы принял решение арестовать активы братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых в качестве обеспечительной меры по иску ранее принадлежавшего им Промсвязьбанка на 282 млрд рублей. Суд прислушался к доводам истца, который указывал на то, что в случае непринятия таких обеспечительных мер имущество, принадлежащее ответчикам, может быть отчуждено в пользу третьих лиц и выведено за пределы России. Тем самым Промсвязьбанку в случае, если он выиграет дело, может быть нанесен ущерб.
«Фактические действия ответчиков как до подачи искового заявления, на основании которого было возбуждено производство по настоящему делу, так и уже после его возбуждения, свидетельствуют о предпринимаемых ими мерах, направленных на отчуждение принадлежащих им активов», — приводит суд позицию истца.
Среди арестованного имущества Алексея Ананьева — самолет Bombardier Challenger 650 (бортовой номер OE-LAN), а также его коллекция картин, находящаяся «в оперативном управлении» Института русского реалистического искусства («Портрет Климента Ворошилова в кабинете» Исаака Бродского, «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнеки, «Климент Ворошилов и Максим Горький в тире центрального дома Красной армии» Александра Герасимова и многие другие). Арест наложен и на здание, в котором располагается Институт русского реалистического искусства (Дербеневская набережная, д. 7, строение 31). Под арест также попали средства на счетах в банках ВТБ, «Возрождение» и Промсвязьбанке, земельные участки и здания в поселке Горки-2 (Одинцовский район Подмосковья), две квартиры в Москве и дом в деревне Лопотово-2, а также автомобили Lexus LX 570, Mercedes-Benz GL63, Cadillac Escalade, Ford Excursion, Honda TRX 400. Кроме того, обеспечительные меры наложены на доли Алексея Ананьева в компаниях «Прэктис Кэпитал», «ТС-Холдинг», «Новое время», «ПСБ-Менеджмент».
У Дмитрия Ананьева арестовали средства на счетах в Промсвязьбанке и «Возрождении», долю в «ПСБ-Менеджменте», земельные участки, квартиры, автомобили (Mercedes-Benz GL 450, BMW X3 XDrive, Mercedes-Benz Viano, Mercedes-Benz S600) и самолет Bombardier Challenger 650 (бортовой номер OE-LDN).
Арест также наложен и на имущество бывших топ-менеджеров Промсвязьбанка, которые также проходят ответчиками по делу: бывшего главу департамента проектного финансирования Александра Афанасьева, Татьяны Волошкиной (отвечала за работу с вип-клиентами), экс-зампреда правления Промсвязьбанка Андрея Жупанова, бывшего руководителя блока финансовых рынков Дмитрия Иванова, зампреда правления Алексея Иодко, отвечавшего за HR, Владимира Мамакина (финансовый блок), экс-руководителей блока малого бизнеса и корпоративного блока Владимира Шаталова и Евгения Козеренко.
Иск Промсвязьбанка к бывшим владельцам и топ-менеджементу Промсвязьбанка был подан в декабре 2018 года. Огромная сумма (282 млрд рублей) сложилась из 194,2 млрд рублей (убыток Промсвязьбанка от «ряда сделок», который установила временная администрация ЦБ) и 88 млрд рублей, полученных банком от ЦБ в качестве финансовой помощи. В иске есть ряд эпизодов, в которых, по мнению Промсвязьбанка, нарушался закон. В частности, за день до санации банка (ЦБ ввел в него временную администрацию 15 декабря 2017 года) три компании — Minga Management Ltd, Promsvyaz Capital B. V. и Fintailor Investments Ltd. — заключили 24 договора купли-продажи акций банка и облигаций компаний, связанных с ним. Среди облигаций, которые купил банк (по ценам, в разы отличающимся от рыночных), — облигации «Промсвязькапитала», «ПСН ПМ», Minga Management, PSB Finance S. A., Peters International, Fintailor Investments, а также собственные акции. В результате сделок в тот день Промсвязьбанк потерял 102,1 млрд рублей.
ЦБ начал санацию Промсвязьбанка в декабре 2017 года. После этого Дмитрий и Алексей Ананьевы, которым принадлежал контроль в банке, решили разделить бизнес — Дмитрию перешел банк «Возрождение», а Алексею — системный интегратор «Техносерв». Впоследствии Дмитрию Ананьеву из-за предписания ЦБ пришлось продать «Возрождение» (владельцем банка стал ВТБ). Бизнесмен резко критиковал введение временной администрации в Промсвязьбанк и почти сразу после начала санации банка покинул Россию. Алексей Ананьев летом 2018 года продал 40% «Техносерва», потом заложил в ВТБ еще почти 50% компании, а в конце года покинул пост гендиректора системного интегратора — ВТБ указывал, что во главе компании он допустил «крупные ошибки».
Следующее заседание по иску Промсвязьбанка должно состояться 31 мая.
Иски к братьям Ананьевым готовит и банк «Траст», который аккумулировал плохие долги санированных ЦБ в 2017 году банков (ФК «Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка). Об этом глава банка Александр Соколов говорил в феврале. «То, что люди покинули страну, еще не значит, что дело окончено. Мы пойдем за всеми должниками до конца, и если это не российская юрисдикция, то это будет та юрисдикция, где люди находятся», — подчеркивал он.