Глава и основной владелец «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что продажа слабоалкогольных напитков на автозаправках благоприятно скажется на маржинальности АЗС и сгладит эффект от скачков цен на бензин, передает ТАСС. Возврат алкоголя на АЗС позволит систематизировать его продажу, поскольку, как правило, рядом с АЗС продают некачественный алкоголь.
«Лучше это систематизировать. Это, в том числе, повысит маржинальность розничного рынка, чтобы покрыть и устранить пики скачков цены, которые происходят», — сказал Алекперов журналистам.
По мнению Алекперова, переговоры нефтяников с правительством о стабилизации цен на бензин «конструктивны». «Нас слышат, поэтому я не думаю, что цена будет резко расти. Учет поквартальной инфляции будет заложен в стоимость литра бензина, но не более того. То есть стабильность цен на 2019 год будет обеспечена», — заверил глава «Лукойла».
Закон, запрещающий продажу алкоголя на АЗС, был принят в 2011 году. С тех пор вопрос о возвращении алкогольных напитков на автозаправочные станции поднимался не раз. В частности, это обсуждалось в ноябре 2016 года на заседании правительственной рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке (инициаторами выступали Российский союз промышленников и предпринимателей и Российский топливный союз). Инициативу тогда поддержало Минэкономразвития, однако в итоге алкоголь в число сопутствующих товаров, которые продают АЗС, так и не вернулся. В апреле прошлого года письмо президенту Медведеву с просьбой разрешить продавать алкоголь направил глава Независимого топливного союза (объединяет 38 сетей АЗС) Павел Баженов. А в октябре 2018 года у вице-премьера Дмитрия Козака тема вновь стала предметом обсуждения. Как говорил тогда представитель Козака, обсуждался возврат к продаже на АЗС пива и вина. Вопрос, по его словам, обсуждался в контексте стабилизации розничного топливного рынка.
Согласно статистике, которую приводил в начале 2017 года сенатор от Астраханской области Геннадий Орденов (он внес законопроект о продаже на АЗС алкоголя не крепче 16,5%), запрет на продажу алкоголя не повлиял на поведение водителей — число аварий с участием нетрезвых шоферов в 2010 году составляло 11 800, в 2015 году — 16 000.
АЗС могут понадобиться новые источники дохода для того, чтобы повысить маржинальность. После того, как весной топливо на АЗС резко подорожало, правительству пришлось вмешаться и договориться в ноябре 2018 года с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на АЗС на уровне июня 2018 года. АЗС получили право повысить цену на бензин в январе 2019 года на 1,7%, а потом — не выше, чем на уровень инфляции.
В отсутствие алкоголя на российских заправках растут продажи кофе. По данным компании «РусХОЛТС» (поставляет нетопливные товары на АЗС «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и Shell), в 2018 году продажи кофе на автозаправках выросли на 32%. У «Роснефти», крупнейшего игрока автозаправочного рынка, продажи кофе с 2016 года по 2018-й выросли на 55%. У «Лукойла» в 2017 году было продано кофе на 2,6 млрд рублей (рост по сравнению с 2016 годом на 30%). «В сфере downstream нашим высокормаржинальным баррелем является кофе, который мы продаем на наших АЗС», — говорил старший вице-президент по поставкам и продажам «Лукойла» Вадим Воробьев в марте 2018 года.