К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему история «Тройки Диалог» может заинтересовать власти США

Фото Александры Мудрац / ИТАР-ТАСС
Фото Александры Мудрац / ИТАР-ТАСС
У американского Минфина есть инструменты для того, чтобы преследовать коррупционеров по всему миру, однако борьба с «отмыванием» все еще остается делом конкретных государств. Фигуранты расследования OCCRP могут заинтересовать Вашингтон, но, скорее всего, дело закончится обычным закручиванием гаек и усилением банковского комплаенса

Опубликованное на этой неделе расследование консорциума OCCRP о якобы имевших место офшорных схемах инвестбанка «Тройка Диалог» произвело эффект информационной бомбы. Последствия проявились мгновенно — например, новость о требовании фонда Hermitage проверить информацию из расследования обрушила более чем на 10% капитализацию австрийского банка Raiffeisen.

В расследовании упоминается более десятка западных банков, на счета которых перечислялись деньги офшорных компаний, так или иначе связанных с «Тройкой». В своих комментариях к расследованию экс-владелец «Тройки» Рубен Варданян отсылает к службам комплаенс европейских банков: деньги проходили там процедуру проверки, и их происхождение не вызвало вопросов.

Кто-то мог подзабыть, но весной 2016 года были опубликованы Panama Papers — файлы, которые вскрыли офшорные тайны крупного российского бизнеса. Тогда дело закончилось закрытием офшорного регистратора Mossack Fonseca, и это, наверное, стало самым печальным развитием ситуации для юристов — если забыть о печальных последствиях для их клиентов.

 

В России же не произошло ничего даже близко сравнимого, разве что Владимир Путин пошутил про виолончели Сергея Ролдугина. Вот, пожалуй, и всё. Никто не был привлечен хоть к какой-нибудь ответственности в России, и никто из отметившихся в скандальном досье не был включен в санкционный список США.

Но важны нюансы. Дело в том, что «отмывание денег» — это предмет ведения американского Минюста и прокуратуры. В то недалекое время, когда публиковались Panama Papers, Управление по контролю за зарубежными активами Минфина США (OFAC) не было уполномочено вводить санкции по коррупционным основаниям. В то же время уже в конце 2012 года в США был принят так называемый «Всемирный закон Сергея Магнитского». В апреле 2013 года в «список Магнитского» внесли первых 18 человек. Но это были люди, которые, по мнению властей США, были ответственны за смерть в «Матросской Тишине» российского юриста фонда Hermitage или имели отношение к вскрытым им правонарушениям.

 

Теперь же инструмент для реагирования посредством санкций у OFAC имеется: в конце декабря 2017 года Дональд Трамп своим указом объявил в США чрезвычайную ситуацию в связи с зарубежной коррупцией и постановил бороться с ней посредством санкций. Во исполнение этого указа в конце июня 2018 года заработал санкционный список GLOMAG. Однако «отмывание» отнюдь не является его темой. Кроме того, принципы международной вежливости и суверенного равенства государств предполагают, что привлечением к ответственности за такие схемы вывода денег должно заниматься само пострадавшее государство, а не США, Швейцария или Панама вместе с Британскими Виргинскими островами — иными словами, кто пострадал, тот и ищет. Поэтому в сложившейся ситуации с «Тройкой Диалог» можно считать санкционное внимание властей США или последствия для Рубена Варданяна, экс-менеджеров «Тройки», Сбербанка, купившего инвестбанк в 2011 году, или лично Германа Грефа хоть и вероятными, но не особо.

Однако американских и национальных правоохранителей могут с большей степенью вероятности заинтересовать банки, упомянутые в расследовании. Так, Raiffeisen Bank, Nordea, Royal Bank of Scotland могут подвергнуться расследованиям в своих юрисдикциях, как это произошло в прошлом году с Danske Bank и Swedbank. К тому же возможная связь банков с делом Магнитского может заинтересовать напрямую США в контексте упомянутого указа Трампа и «Закона Магнитского».

Но что точно будет произведено в упомянутых в расследовании юрисдикциях, а также в Великобритании и США и особенно в России — это усиления проверок всех банков и филиалов на наличие работающих комплаенс-программ по антиотмывочному законодательству (AML compliance). Есть комплаенс — работай дальше, нет — приготовься к убыткам.

 

Но помимо этих нюансов, которые вполне могут стать правовыми последствиями, есть еще кое-что фундаментальное и уголовно-правовое.

Обильные, но в большинстве своем схожие комментарии, вышедшие после доклада, заставляют задуматься о том, как легко и охотно навешиваются обвинительные ярлыки: «отмыл», «вывели», «причастны». Возникает ощущение, что делается это часто по инерции и без оглядки на содержание употребляемых терминов. Однако корректная правовая оценка любому деянию может быть дана только в результате добросовестного профессионального расследования — и не журналистского (при всём уважении к этому жанру), а официального, проведенного с соблюдением всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом требований и гарантий, и последующего справедливого судебного разбирательства. В основе любого обвинительного утверждения должны быть бесспорно установленные факты и доказательства. Следует помнить, что легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, может быть совершена только с прямым умыслом.

Иными словами, человек должен достоверно знать о преступном происхождении денег и понимать, что он совершает с ними те или иные операции именно для того, чтобы скрыть это преступное происхождение, придать преступным доходам законный вид. Именно в этом юридическая суть «отмывания». Это значит, что должны быть доказаны и первоначальное преступление, принесшее преступный доход, и действия по его легализации, установлена причастность к этим действиям конкретных лиц и их умышленная вина. До тех пор, пока этого не сделано и отсутствует вступивший в законную силу приговор суда, которым люди признаны виновными в конкретных преступных деяниях, действует презумпция невиновности.

Глупо отрицать важность противодействия легализации преступных доходов и спонсированию преступной деятельности. Но эта работа не должна носить характер «кампанейщины» и «чрезвычайщины». Сегодня ей уже повсеместно принесена в жертву банковская тайна, а в качестве следующей жертвы явно намечена презумпция невиновности. Следствием этого неизбежно станут произвол и еще большее усиление репрессивного аппарата, и без того чрезмерно могущественного. Яркий пример тому — вселенская борьба с харассментом. В России борьба с харассментом пока не прижилась, а вот «антиотмывочная» история и истерия, похоже, уже начали свое победное шествие.

Мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+