В Конгрессе США попросили отсрочить снятие санкций с компаний Дерипаски
Главы семи комитетов палаты представителей (нижняя палата Конгресса США) направили письмо главе американского Минфина Стивену Мнучину с просьбой отложить вывод из-под санкций компаний Олега Дерипаски - En+, UC Rusal и «Евросибэнерго». Минфин 19 декабря объявил о намерении в течение 30 дней снять санкции с компаний Дерипаски при сохранении самого бизнесмена в списке SDN. Однако теперь члены палаты представителей указывают на то, что уведомление о намерении Минфина снять санкции было сделано еще до начала «шатдауна» (остановка работы части госучреждений из-за несогласия законодателей по бюджетным вопросам, начался 23 декабря), в связи с чем рассмотрение вопроса Конгрессом в 30-дневный срок затруднено.
Теперь авторы письма просят, чтобы Мнучин выступил перед членами Конгресса и обсудил с ними аспекты вывода компаний Дерипаски из-под санкций. Главы комитетов палаты представителей указывают, что соглашение в его нынешнем варианте сосредоточено в основном на «реструктуризации отношений Дерипаски» с компаниями и новых требованиях к отчетности. Тем не менее, указывают авторы письма, соглашение позволяет Дерипаске сохранить значительную долю в компаниях, а часть его акций может отойти «связанному с Кремлем и находящемуся под санкциями» банку ВТБ. «Есть и ряд дополнительных вопросов, которые необходимо решить, чтобы понять, является соглашение о снятии санкций оправданным», — гласит письмо. Реакции на письмо его отправители ждут до 11 января.
Согласно объявленным Минфином США 19 декабря условиям соглашения о выводе компаний Дерипаски из-под санкций, миллиардер должен отказаться от контроля в них. Доля Дерипаски в En+ должна снизиться до 44,95%, причем увеличить ее бизнесмен не сможет. Новым владельцем акций En+, от которых Дерипаске придется отказаться, будет «ВТБ или другая не находящаяся под санкциями SDN структура», при этом денег от этой транзакции Дерипаска не получит. Право голоса миллиардера в En+ будет ограничено 35% акций, права голоса других акционеров, «имеющих профессиональные или семейные связи с Дерипаской», будут переданы третьей стороне. В совет директоров должны будут войти независимые представители из США и Великобритании. Холдинг должен будет ежемесячно отчитываться о соблюдении согласованных с американским Минфином условий. Схожие меры будут предприняты и в UC Rusal, и в «Евросибэнерго».
Это уже второй шаг со стороны представителей Конгресса, направленный на то, чтобы отложить вывод компаний Дерипаски из-под санкций. Ранее на этой неделе лидер демократов в Сенате Чак Шумер подготовил проект резолюции, не одобряющей сделку Минфина с российскими компаниями. Для того, чтобы документ попал на подпись к президенту Дональду Трампу (который может его и не подписать), за резолюцию должно проголосовать простое большинство в обеих палатах.
«Не склонны носить розовые очки»
Инициатива членов Конгресса получила оценку в Кремле. «Мы не склонны носить розовые очки, отдаем себе отчет, что такие недружественные проявления по-прежнему доминируют», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по «РИА Новости»). По его словам, в связи со снятием санкций с российских компаний ведется «кропотливая работа». В конце декабря глава Минфина, первый вице-премьер Антон Силуанов рассказывал, что в достижении соглашения между российскими компаниями и американским Минфином сыграли роль и представители российских властей (по словам Силуанова, диалог велся на уровне специалистов министерств финансов двух стран).
Реакция рынка на события в Конгрессе оказалась заметной: так, на Мосбирже акции UC Rusal к 18:40 подешевели на 1,5%, а глобальные депозитарные расписки En+ — на 2,34%.
США ввели очередные санкции против России в апреле этого года. Тогда ограничительные меры были наложены на семерых героев списка Forbes, включая Олега Дерипаску. Также под них попали подконтрольные ему компании (UC Rusal, «Базовый элемент», «Русские машины», «Группа ГАЗ», Агрохолдинг «Кубань», «Евросибэнерго», EN+, B-Finance Ltd.). Американским физическим и юридическим лицам, в соответствии с санкциями, запрещались любые взаимодействия с компаниями из списка. Компании и физические лица из других юрисдикций попадали под риск вторичных санкций в соответствии с законом CAATSA.