«Вырытый котлован»: что Потанин, Греф и Варданян думают о бизнесе в России
Кому на Руси жить хорошо? Явно не бизнесменам — 88% российских топ-менеджеров убеждены, что быть сегодня предпринимателем сложно. Четверть из них считает, что «очень сложно». Об этом свидетельствуют данные опроса руководителей российских компаний, проведенного PwC совместно с Аналитическим центром НАФИ.
«Если выделять одну главную проблему, связанную с ведением бизнеса в России, — это бюрократия и все то, что с ней связано. Медлительность функционирования системы, трудности во взаимодействии с регуляторами, со всем, что представляет собой государство как таковое», — уверен глава «Норникеля» Владимир Потанин, участвовавший в исследовании. Ему вторит президент Сбербанка Герман Греф: «Я много лет говорю, что ключевой проблемой сегодня для России является эффективность государственного управления». В целом, по словам российских CEO, чрезмерное налогообложение, бюрократия и нехватка квалифицированных кадров являются главными проблемами в российской экономике.
Расстраивает их и то, что статус предпринимателя в обществе очень низок, законодательство постоянно меняется, а понятие сакральности частной собственности все еще отсутствует. «У нас правила игры могут менять во время самой игры. Вроде бы ты играешь в шахматы белыми фигурами, но затем в какой-то момент вдруг осознаешь, что, оказывается, уже черными», — говорит президент группы компаний «Грейн Холдинг» Алексей Деменов.
Каковы экономические характеристики условий ведения бизнеса в России? «Большинство респондентов (70%) считают, что в России высокий уровень коррупции», — рассказал управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков. 60% респондентов отметили высокий уровень экономической преступности. При этом оба показателя за последние шесть лет не изменились, считают участники опроса. «Коррупция в России сейчас такая же, как и шесть лет назад», — подтверждает Потанин. Особых перемен — в частности, в сферах управления, образования и здравоохранения — бизнесмены в будущем не ожидают. Около 60% считают, что реформироваться эти отрасли в ближайшие шесть лет не будут.
«Как страна Россия часто напоминает вырытый котлован. Мы вкладываем большие деньги, вырываем котлован, пытаемся заложить фундамент, но потом забрасываем этот проект, потому что что-то там в нем неправильно, и начинаем реализовывать новый. Незаконченность, непоследовательность реформ — одна из наших бед», — рассуждает партнер компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян.
Впрочем, не все проблемы исходят изнутри. Большая часть опрошенных (59%) считают, что крайне негативно на российский бизнес повлияли санкции. Впрочем, нашлись и те, кто последствия введения ограничительных мер оценил положительно: таковых оказалось 15%, и большая часть из них, что не удивительно, занята в сельском хозяйстве.
Опосредованно санкции затронули всех: «В чем заключаются санкции? Ты не можешь продать свой бизнес иностранцам, ты не можешь выйти на IPO, ты не можешь получить дешевые деньги. Стоимость денег для нас просто стала дороже», — говорит Варданян. «Подорожали деньги» не только для бизнесменов, но и для потребителей. По словам президента компании Finn Flare Ксении Рясовой, покупательная способность упала в два раза: «Растет курс доллара — растет стоимость одежды, а зарплата у людей как была в рублях, так и осталась».
Стоит ли ожидать скорой отмены санкций? Владимир Потанин убежден, что нет. «Санкции — это надолго», — подчеркивает бизнесмен. Тем не менее, есть в ситуации и свои плюсы, убежден миллиардер. «Под давлением ты либо рассыпаешься, либо становишься более эффективным», — резюмирует он.