К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мир огромен, я еще молод». Чем запомнится Джек Ма во главе Alibaba

Фото Chen Cheng / Zuma / TASS
Фото Chen Cheng / Zuma / TASS
Основатель интернет-гиганта Alibaba решил уйти с поста председателя правления созданной им компании. За 19 лет Джеку Ма удалось добиться практически невозможного на китайском рынке — как в плане личностного роста, так и для развития бизнеса Alibaba и страны в целом

Решение 54-летнего Джека Ма — богатейшего бизнесмена Китая с состоянием порядка $40 млрд — на редкость последовательно и выверено. Первый публичный шаг в сторону от повседневного управления компанией он сделал еще пять лет назад, когда ушел с поста CEO Alibaba. В 2020 году (что символично, в год 20-летия компании) он передаст обязанности главы совета директоров Дэниелу Чжану, нынешнему гендиректору Alibaba.

В открытом письме бизнесмен говорит, что планировал этот шаг едва ли не десятилетие. «Мы задали себе вопрос еще 10 лет назад, сможет ли Alibaba добиться устойчивого роста после ухода Джека Ма из компании?» — говорит он. Столь фундаментальный подход к передаче лидерства оправдывает себя: пока аналитики сравнивают Ма с Суперменом, а его преемника Чжана — с Кларком Кентом, акции Alibaba выдержали неделю турбулентности и не отправились в свободный полет. Какие еще уроки можно извлечь из 19 лет, проведенных Ма в руководстве Alibaba?

От KFC до интернета

То, что Джека Ма не приняли на работу в KFC и 10 раз отказывали в Гарварде, уже давно вошло в учебники по личностному росту. Кроме того, по признанию самого бизнесмена, до 2010 года он лично не написал ни одной строчки кода, не совершил ни одной прямой продажи покупателю, а первый компьютер купил в 33 года — то есть за пару лет до основания Alibaba.

 

По меркам двух последних десятилетий, когда в списках миллиардеров от технологий все чаще встречаются бизнесмены «до 30», успех Ма кажется запоздалым. Тем не менее для 1990-х годов он вовремя сумел оценить потенциал интернета — в том числе и для китайского рынка. Четыре года он руководил компанией по разработке сайтов, а в 1999 году основал Alibaba вместе с 17 партнерами. Не будучи гиком в типичном понимании этого слова, он стал лидером, который смог привести других, более технически подкованных, специалистов к успеху.  «Умным людям нужен дурак, чтобы ими руководить. Проще выиграть, если у вас есть люди, которые видят вещи с разных сторон», — сказал как-то Ма.

Одним из первых в его личный талант всерьез поверил Масайоши Сон из Softbank Group. Компания вложила $20 млн в Alibaba в 2000 году, сейчас ее доля оценивается в $120 млрд. «У него не было бизнес-плана, нулевая выручка. Но его глаза излучали силу. По тому, как он говорил, я мог понять, что у него есть харизма, что он лидер», — говорил Сон. Пример Ма стал иллюстрацией того, что вера в идею, помноженная на личную харизму, исключительное терпение и выстраивание правильных процессов, иногда оказывается важнее «матчасти» технологического бизнеса.

 

Вера в команду

По словам Ма, он задумывал компанию, которая проживет как минимум 102 года. Такое видение изначально подразумевает смену лидера в Alibaba, и не один раз. «Мы верим, что единственный способ решить проблему преемственности в корпоративном управлении — создать систему, основанную на уникальной культуре и механизмах для развития таланта и последователей. Последние 10 лет мы работали над этими ингредиентами», — пишет основатель Alibaba.

Коллективная модель лидерства, действительно, ближе к традициям Китая, чем к традиционным западным бизнес-ценностям, где командный дух и коллективное достижение результата часто остаются постулатами из учебников. Совет директоров Alibaba состоит из 36 членов, одна половина которых — основатели, другая — нынешние управленцы. Внешние акционеры не имеют права голоса из-за специфической формы держания акций. Такая система позволила Alibaba провести сверхуспешное IPO в 2014 году — всего через год после смены гендиректора. Тогда компанию оценили в $167,6 млрд, она стала одной из самых дорогих в индустрии. С тех пор капитализация Alibaba выросла в 2,5 раза до $425,4 млрд.

Даже заявление Ма о планах ухода с поста главы совета директоров не смогло существенно поколебать динамику акций: после двух недель волатильности, к концу прошлой недели бумаги начали расти. Главный урок, который можно извлечь из этого результата: даже харизматичный успешный лидер может усилить позиции своего бизнеса в глазах инвесторов, если выстроит сильную команду и четкую систему преемственности.

 

Вклад в индустрию

Помимо личностного роста и развития своего бизнеса, Джек Ма сделал немало для технологической индустрии в целом. Китайские стартапы называют Ма «ролевой моделью для целого поколения» — и вот почему.

Визионерство Ма изменило отношение к бизнесу в Китае. Он наглядно продемонстрировал, что инновационный частный бизнес может процветать, а его владельцы — быть богатыми и успешными даже при коммунистической партии. Нужно лишь найти правильную нишу. А с учетом китайского файрвола и запрета на доступ к американским сервисам у Ма оказались на руках все козыри.

Baidu, основанная примерно в то же время, что и Alibaba, а также Xiaomi и еще целая плеяда технологических стартапов-единорогов сложились в экосистему, эффективно конкурирующую с Кремниевой долиной. Объем венчурных сделок, заключенных в Китае, вырос с $4,4 млрд в 2013 году до $62,6 млрд в 2017-м, а по итогам 2018 года, как ожидается, Китай может опередить США по объему венчурного капитала и числу IPO.

Конечно, значительная часть «внутренней кухни» китайского рынка не видна западным обозревателям. Но и из результатов, которых добился Ма, можно сделать вывод: бизнес может стать успешным даже, на первый взгляд, в негативных рыночных условиях, если вовремя найдет и займет нужную нишу.

Имидж страны

Джек Ма действительно стал одним из самых узнаваемых лиц китайского капитализма. Когда Ма запускал Alibaba, Китай только готовился войти в ВТО, ВНП на душу населения составлял менее $3000 — сегодня этот показатель в шесть раз выше. Лишь 1% китайцев имели в 1999 году доступ к интернету по сравнению примерно с третью американцев.

 

Alibaba обеспечила доступ к онлайн-шопингу удаленным китайским деревням, а сейчас развивает множество направлений: от искусственного интеллекта до здравоохранения. Taobao, AliExpress, Alipay и другие подразделения компании известны как бренды не только в Китае, но и глобально: Alibaba присутствует в 200 странах мира. Сам Ма активно выступает на международных площадках, включая Петербургский международный экономический форум.

Возможно, макроэкономическая составляющая — одна из самых спорных в заявлении Ма. Его уход анонсирован в непростое время активной торговой войны США с Китаем. Аналитики задаются вопросом, хватит ли у Дэниела Чжана энергии и таланта заменить Ма на глобальной арене. Как бы то ни было, еще один урок, который можно извлечь из его руководства, — как смотреть на бизнес с точки зрения макроэкономики, влияния, который он может оказать на экономику страны в целом и на имидж страны на международной арене.

Чем же Джек Ма займется после Alibaba? «У меня много мечтаний, к которым можно стремиться. Те, кто меня знают, могут подтвердить, что я не люблю лентяйничать. Я планирую продолжать выполнять роль партнера-основателя в Alibaba Partnership... Я также хочу вернуться к образованию, которое вдохновляет меня, потому что это то, что я люблю. Мир огромен, и я все еще молод, так что я хочу попробовать что-то новое — вдруг новые мечты могут воплотиться в жизнь?!» — говорит сам Ма. Для успешного человека с состоянием $40 млрд и мечтой окончить жизнь на пляже, а не в офисе, звучит многообещающе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+