К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секс, расизм и пепперони: что творится в Papa John's

Фото Charles Krupa / AP / TASS
Фото Charles Krupa / AP / TASS
Forbes выяснил, как миллиардер и владелец сети пиццерий Papa John's Джон Шнаттер создал свою компанию и почему в ней стало принято унижать подчиненных, оскорблять чернокожих и домогаться сотрудниц

Два года назад Джон Шнаттер, миллиардер (№1940 в глобальном списке Forbes, состояние — $1 млрд) и основатель популярнейшей американской сети пиццерий Papa John's, возомнил себя неприкасаемым. Тогда он был генеральным директором и по совместительству бессменным рекламным лицом бренда. Сеть насчитывала около 5000 заведений, совокупный доход составлял $1,7 млрд, а состояние бизнесмена оценивалось в $950 млн. В своей биографии образца 2016 года, рассказывающей о пути Papa John's к успеху, Шнаттер иронизировал: «Мы каждый день слышим об очередном руководителе, который довел свою компанию до ручки». Прошло время, и до ручки свою компанию довел сам Шнаттер.

О двух его главных проколах знает уже весь мир. В ноябре прошлого года Шнаттер раскритиковал отношение Национальной футбольной лиги к протестам некоторых игроков против расизма, отказавшихся вставать на колено во время исполнения американского гимна, назвав позицию организации «полнейшим провалом». За считаные часы акции Papa John's обрушились на 11% и продолжили падение. Шнаттера отправили в отставку с поста генерального директора, а объем продаж франшизы Papa John's сократился на 5%. В июле этого года, работая над этой статьей, редакция Forbes узнала, что пару месяцев назад, во время телефонной конференции с акционерами Papa John's Шнаттер позволял себе оскорбительные высказывания в адрес темнокожих. Одиннадцатого июля, когда эта информация просочилась в СМИ, бизнесмену пришлось покинуть пост председателя совета директоров.

Но все это — лишь верхушка айсберга. Если верить рассказам 37 нынешних и бывших сотрудников Papa John's, в том числе топ-менеджеров, Шнаттер не видит ничего дурного в том, чтобы устраивать слежку за собственными подчиненными и вести себя развязно. По меньшей мере два подобных случая уже были урегулированы во внесудебном порядке. Чтобы укрепить свое положение, 56-летний Шнаттер назначил своих знакомых на высшие руководящие должности, а те, в свою очередь, только усилили в компании панибратскую атмосферу. Среди них президент по международным операциям Тим О'Херн, близкий друг Шнаттера еще со школьных времен, и генеральный директор Стив Ритчи, три года проработавший на Шнаттера и с 2014 года отвечающий за операционную деятельность Papa John's. Один из топ-менеджеров компании утверждает: «Успех Стива — заслуга исключительно Джона. Стив ему и слова поперек не скажет». Эти слова подтверждает один из давних сотрудников: «Papa John's номинально является публичной компанией (акции торгуются на бирже с середины 90-х. — Forbes), но фактически управляется так, как будто остается частной. Здесь ничего не происходит без согласия Джона».

 
Джон Шнаттер
Джон Шнаттер·Фото Jack Dempsey·DPA·TASS

При Ритчи и Шнаттере в компании творятся из ряда вон выходящие вещи, например, у сотрудниц могли без тени стеснения поинтересоваться, не месячные ли у них сейчас. Мужчины часто говорили о групповом сексе и о женщинах, которым нужно бы «повеселиться». По словам бывших сотрудников, Ритчи присутствовал при таких разговорах, но просто смеялся вместе с остальными. Шнаттер через своего секретаря опроверг бóльшую часть этой информации. В компании ее никак не комментируют. Ответа от Ритчи добиться также не удалось. О'Херн тоже отрицает многие вещи, хотя подтверждает близкие отношения со Шнаттером. После первой публикации этой статьи пресс-секретарь Papa John's выступил со следующим заявлением: «Специальная комиссия при совете директоров, состоящем исключительно из независимых кандидатов, привлекла для аудита и инспекции корпоративной культуры нашей компании стороннюю организацию, которая даст необходимые оценки и рекомендации. Должное функционирование Papa John's является для нас основным приоритетом. Если какие-либо требования окажутся невыполненными, мы незамедлительно предпримем надлежащие меры».

Начиная с 2013 года сотрудники компании подписывают соглашения о неразглашении, запрещающие обсуждать личную жизнь Шнаттера. Поэтому когда Шнаттер опубликовал свои мемуары «История Papa John's», никто не смог открыто опровергнуть написанное им. Сегодня история рассказывается впервые. Редакция Forbes собирала ее по частичкам на протяжении нескольких месяцев. Со всеми источниками редакция связывалась самостоятельно. Многие из них согласились говорить лишь при условии полной анонимности. «В Papa John's остаются только те, кто не может найти работу получше», — говорит один из менеджеров, недавно покинувший компанию.

 

Роковые деньги

Чтобы понять, как Papa John's докатилась до сегодняшних проблем, необходимо вспомнить, с чего все начиналось. Джон Шнаттер, сын офисного клерка и предпринимателя, вырос в городке Джефферсонвилл, штат Индиана. В 1984 году он установил в закусочной отца Mick's Lounge духовой шкаф и начал печь пиццу. Она продавалась очень хорошо, и уже на следующий год молодой Джон открыл собственное заведение. В своей книге Шнаттер пишет: «Я построил первую пиццерию Papa John's, а потом мы построили целую империю». Люди, работавшие в те времена с Шнаттером, признают: рост компании подстегивал именно основатель. Бывший президент компании Дэн Холланд, который в 1993 году помог вывести Papa John's на биржу, а через два года ушел, вспоминает: «Это была самая настоящая американская мечта. Мы прошли путь от 23 пиццерий до 900, и после моего ухода компания продолжала расти».

Все изменили большие деньги. В 1990-х компания Шнаттера переехала в штат Кентукки, в новую роскошную штаб-квартиру в Луисвилле. Когда на потолках делали роспись, на фресках запечатлели и лицо основателя компании. В кабинете бизнесменас отделкой из черного мрамора, установили камин. Сам Шнаттер завел привычку проводить совещания, не слезая с велотренажера. К тому же он оказался очень вспыльчив. К примеру, однажды Шнаттер даже перенес парковочное место провинившегося подчиненного в самую глубь гаража. Донна Алкорн, в 2010 году ушедшая с поста старшего вице-президента компании, имела в целом положительный опыт работы в Papa John's, но даже она подчеркивает: «У Джона было так заведено: если кто-то ему надоест, то с этим уже ничего не поделать. Поэтому у него и сменилось так много управленческих команд».

По словам бывшего менеджера Papa John's, случалось, что женатый Шнаттер пропадал на несколько дней — по компании начинали ходить слухи, будто он «цепляет девчонок». В 1999 году представительница оператора мобильной связи Лесли Воркман подала иск в суд, обвиняя предпринимателя в том, что он приставал к ней после вечеринки в городском парке Луисвилла, а потом и вовсе начал преследовать. Дошло до того, что Шнаттер просил у непосредственного начальника Воркман отправить девушку в в офис Papa John's для обсуждения возможного контракта на услуги связи. Все это Шнаттер отрицал и подал встречный иск, обвиняя девушку в вымогательстве $5 млн у него самого и компании. Дело было урегулировано во внесудебном порядке.

 

В 2005 году (доходы Papa John's на тот момент падали уже третий год подряд) Шнаттер впервые оставил кресло генерального директора. Должность предложили Найджелу Трэвису, который был тогда президентом и исполнительным директором кинопрокатной компании Blockbuster. Шнаттер сохранил за собой пост председателя правления, правда, ему пришлось переехать в другой офис в 20 минутах езды от штаб-квартиры Papa John's. Тем не менее, за контроль над предприятием он боролся даже в изгнании. К примеру, во время ежегодных собраний с советом директоров по вопросам бюджета, Шнаттер предлагал собственные стратегии и заставлял членов правления выбирать между ним и текущим генеральным директором. Сам предприниматель утверждает, что его бюджет всегда оказывался более точным. Однажды основатель Papa John's сорвал соглашение с покупателями прав франшизы на 11-м часу переговоров — до этого Трэвис добивался сделки на протяжении нескольких месяцев. Когда его спрашивают о трениях с основателем, Трэвис довольно дипломатичен: «У нас с Джоном были в основном очень теплые отношения».

Фото Сергея Бобылева·ТАСС

Со временем Шнаттер стал посещать штаб-квартиру компании чаще, чтобы быть в курсе последних событий. По некоторым данным, он нанимал сотрудников Papa John's, чтобы те шпионили за коллегами, читал их электронные письма, а иногда даже вел дела через одноразовые телефоны. Предприниматель отвергает обвинения в том, что он заходил в чужую электронную почту или заставлял сотрудников шпионить друг за другом, хотя признает, что в целях «корпоративной безопасности» время от времени пользовался одноразовыми телефонами.

В 2008 году Найджел Трэвис покинул компанию, чтобы возглавить Dunkin' Brands. Новым главой Papa John's вновь снова Шнаттер, и он быстро поставил у руля новое руководство. Среди новых управленцев был его бывший однокашник Тим О'Херн. До этого он несколько лет работал в небольшой риэлторской фирме Шнаттера. До середины 2000-х О'Херн занимал в Papa John's пост вице-президента, но впоследствии, по слухам, его попросили уйти из-за ненадлежащего отношения к сотрудникам. Сам О'Херн это отрицает и утверждает, что никогда никого не обидел и уходить из компании его никто не просил. Тем не менее, он признает, что незадолго до его увольнения в фирме действительно шла проверка его отношений с подчиненными. По его собственным словам, он уже не помнит причины той проверки. Как бы то ни было, после возвращения в компанию в 2009 году О'Херн больше никуда не уходил, превратившись в центральную фигуру в свите Шнаттера. «Он у Джона за вышибалу и делает все, что тому вздумается», — описывает О'Херна один из бывших менеджеров Papa John's.

Культурное разложение

В один из дней после возвращения на должность генерального директора Papa  John's Шнаттер отправился на финальные игры Национальной ассоциации студенческого спорта в Детройте. В пути на мероприятие приключился инцидент с 24-летней сотрудницей маркетингового отдела Papa John's. Произошедшее обернулось вторым урегулированием во внесудебном порядке и немедленным увольнением девушки. Три источника сообщили Forbes, что знают и о других подобных случаях. Одна сотрудница утверждает, что Шнаттер спрашивал, какой у нее размер груди и не спала ли она со своим предыдущим начальником. А еще при встрече в коридорах он никогда не давал ей пройти, не обняв (бизнесмен это, естественно, отрицает). Другой сотрудник вспоминает, как однажды по пути на ужин с супругой он встретил в баре Шнаттера и тот якобы прямо сказал, что его жене «не мешало бы похудеть, была бы совсем красотка».

В апреле 2010 года в Papa John's пришел экс-глава страховой корпорации Anthem Джуд Томпсон. Двое бывших менеджеров Papa John's утверждают, что тот получил работу только из-за того, что был приятелем Шнаттера. Сам Томпсон отмечает, что у него «в бизнесе сложилась замечательная карьера». Томпсон хоть и был женат, появлялся на мероприятиях компании вместе с неизвестной женщиной. «Такое поведение было не просто позволительно, оно поощрялось», — вспоминает один из бывших сотрудников Papa John's. И хотя Томпсон это опровергает, Шнаттер подтвердил Forbes, что тот действительно привел на финальную игру Суперкубка любовницу.

 

В 2011 году Томпсон покинул компанию. Его однофамилец Тони Томпсон стал исполнительным директором, а потом и президентом Papa John's. Эта перестановка повлекла за собой недолгое затишье: Шнаттер отошел от повседневных дел компании, и работа пошла как по маслу. Но в 2014 году Тони Томпсон ушел в сеть кафе Krispy Kreme, и все кардинально изменилось. Тогда на пост исполнительного директора Шнаттер поставил давнего сотрудника, вице-президента Стива Ритчи. Ритчи начинал карьеру в отделе обслуживания Papa John's, одно время работал вместе с Тимом О'Херном над запуском новых заведений по франшизе, а с 2008 по 2011 годы занимался сторонним проектом, деньги на который выделял Шнаттер — кафе Calistoga Bakery Café. К 2015 году Ритчи стал президентом Papa John's. Но несколько бывших менеджеров компании сомневаются в том, что он подходил на эту должность. Однако отсутствие необходимых навыков и качеств затмевала одна-единственная важная черта — верность. Когда журналисты спрашивали Ритчи, на кого он хотел бы равняться, тот назвал Джона Шнаттера.

С приходом Ритчи затишье подошло к концу. Один из бывших менеджеров Papa John's подчеркивает: «Чем дольше он занимал свою должность, тем в больший упадок приходила корпоративная культура». Руководители региональных подразделений отпускали грубые шутки про групповой секс и женщин, которым нужно «повеселиться». Моральное разложение докатилось и до Луисвилля. Источники в компании свидетельствуют, что на совещаниях почти всегда звучали пошлости и брань — сам Ритчи никогда не вмешивался, а просто смеялся вместе с остальными».

Одним из самых развязных сотрудников был Дастин Каутс, бессменный начальник операционного отдела и близкий друг О'Херна. Есть истории о том, как Каутс однажды обсуждал порнофильмы с молодой сотрудницей или показывал коллегам неприличные картинки на телефоне. Один раз, когда сотрудница не согласилась с его точкой зрения, он спросил у нее, не месячные ли у нее. Также Каутс как-то спросил работника в присутствии подчиненной, показав на его обручальное кольцо, не кольцо ли это «на член». На сообщения и звонки редакции Forbes топ-менеджер не ответил. В Papa John's от комментариев тоже отказываются. По слухам, Ритчи был в курсе происходящего в стенах компании и однажды даже назвал происходящее в  отделе Каутса «цирком». Несмотря на это, Каутсу все сходило с рук. Если верить его страничке на LinkedIn, в мае текущего года его даже повысили до вице-президента Papa John's в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Корпоративная культура оказала существенное влияние и на бизнес. По словам бывшего менеджера сети, Ритчи повышал сотрудников исходя не из результатов их работы, а сугубо из личного к ним отношения. В круг его приближенных помимо Каутса входили Тим О'Херн, в мае назначенный президентом по международным операциям, вице-президент по глобальным вопросам технологического развития Тим Ньютон, старший вице-президент производственного подразделения Северной Америки Эдмонд Хилан. Некоторые из них также тесно общаются со Шнаттером. О'Херн часто прилетал к его дому на озере на его же личном вертолете, и зачастую вместе с ним за компанию был Каутс.

 

Один из бывших топ-менеджеров называет стиль управления Ритчи «бездумным» и говорит, что тот никогда не принимает во внимание важные показатели. Другой его бывший коллега указывает, что Ритчи не смог решить проблемы с логистикой из-за страха не угодить Шнаттеру, считающего себя настоящим виртуозом бизнеса. «Судя по нашим контрольным показателям, огромная доля наших клиентов получает не свой заказ», — вспоминает один из сотрудников Papa John's. Но никаких мер к исправлению ситуации предпринято не было. Марк Нэнс, в 2016 году ушедший с поста вице-президента по цифровым решениям, отмечает: «С технологической точки зрения, Papa John's не лучший работодатель».

Скандал на футболе

Если верить ходящим в Papa John's слухам, Шнаттер сделал свое скандальное заявление о протестах против расизма в Национальной футбольной лиге, чтобы поддержать своего близкого друга Джерри Джонса, который владеет клубом Dallas Cowboys и якобы находится в ссоре с председателем комиссии лиги Роджером Гуделлом. Шнаттер подобные предположения отвергает. Один из сотрудников Papa John's слышал от бизнесмена высказывания о том, Гуделлу нужно «поднять свой зад и показать всем, кто тут настоящий лидер».

Частично из-за высказываний о протестах, выручка компании за первый квартал сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%. Чистая прибыль рухнула на 40%. Один из сотрудников пиццерии, работающей по франшизе, уверен, что в погоне за потерянными клиентами в последние месяцы Papa John's предлагают самое большое количество скидок за всю свою историю, а также все больше заведений решают продать бизнес. Руководитель, ушедший из компании в этом году, хорошо помнит, что «все полетело к чертям» именно после высказываний Шнаттера о Национальной футбольной лиге.

Первого января основатель компании передал должность генерального директора Стиву Ритчи, и многие посчитали, что Шнаттер отходит от дел. Но, в сущности, мало что поменялось, ведь Ритчи и так управлял повседневными процессами компании. Источник, близкий к высшему руководству Papa John's, утверждает, что на самом деле Шнаттер еще никогда не был настолько сильно «вовлечен в бизнес» как сейчас в попытках пережить кризис.

 

Этой весной Шнаттер повздорил с Брэндоном Ротеном, еще недавно занимавшим должность главного директора по маркетингу, из-за попыток уменьшить присутствие основателя в рекламных телероликах. Бизнесмен такие предположения отрицает и утверждает, что Ротен все-таки предложил ему вернуться в качестве лица бренда. Ротен на вопросы редакции Forbes не отвечает. Изначальное предложение Шнаттер воспринял в штыки. По информации источника, близкого к компании, предприниматель лично нанял рекламное агентство специально для создания рекламы со своим образом для показа на ключевых для Papa John's рынках. Ротена уволили в мае. Сотрудник, хорошо знакомый с ситуацией, подчеркивает: «Как только он захотел убрать Шнаттера из рекламных роликов, его песенка была спета».

Также в мае Шнаттер принял участие в телефонной конференции с маркетинговым агентством Laundry Service, на которой шла речь об антикризисном пиаре. Шнаттера спросили, как бы он дистанцировался от расизма. То, что ответил бизнесмен смутило многих. Он сказал, что «полковник Сандерс [основатель сети закусочных KFC] называл темнокожих неграми и никто ему и слова не сказал». Пытаясь продемонстрировать свое неприятие расизма, предприниматель также упомянул о своем детстве в Индиане, где люди не давали дорогу грузовикам, которыми управляли афроамериканцы.

По сведениям осведомленных источников, Laundry Service тут же решили разорвать контракт с Papa John's. Шнаттер утверждает, что сам разорвал договор и при этом «дал ясно понять, что расизм для него неприемлем». После того, как Forbes написал об этом инциденте в июле, бизнесмен признал, что действительно использовал уничижительное слово в отношении темнокожих, и извинился «за свое поведение в целом». Тем вечером он ушел с поста председателя совета правления, а через два дня во время телеинтервью взял свои слова обратно и обвинил агентство в том, что его спровоцировали и подтолкнули к использованию ругательства. Он отметил: «Они просто вынудили меня использовать такую формулировку. А Forbes, конечно же, все переврет».

Новая глава в истории компании пишется прямо сейчас. Совсем недавно сотрудничество с Papa John's на неопределенный срок приостановила Главная лига бейсбола. Название компании уберут с футбольного стадиона университета Луисвилла. Начинают ходить слухи о поглощении предприятия, Шнаттер исчез из рекламных роликов, а все сотрудники ожидают, что компания теперь окончательно распрощается со своим основателем. Но ближайшие соратники бизнесмена так не думают. Он по-прежнему является членом правления, владеет 30% акций и по-прежнему опирается на Ритчи, О'Херна и других. Даже если Шнаттер уйдет, его наследие останется. Кажется, что бизнесмен совсем не намерен терять влияние. Он исправно платит аренду за свой личный кабинет в штаб-квартире. Компания пытается разорвать соглашение, но юристы основателя говорят, что у нее нет для этого никаких оснований. 12 июля, на следующий день после ухода с поста председателя совета директоров, Шнаттер появился на работе как ни в чем не бывало.

 

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+