К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лондонский успех: как Роман Абрамович за 15 лет изменил «Челси»

Фото Rebecca Naden / PA Images via Getty Images
Фото Rebecca Naden / PA Images via Getty Images
В июле 2003-го российский миллиардер купил середняка английской Премьер-лиги, теперь «Челси» – европейский топ-клуб

В 2003 году приобретение российским олигархом Романом Абрамовичем лондонского «Челси» у Кена Бейтса казалось просто экспериментом богатого человека над своими деньгами. Что из этого получится, не мог предугадать никто. Но теперь понятно: эта покупка стала исторической не только для самого клуба, но и для всей Премьер-лиги.

До Абрамовича «Челси» был клубом средней руки и хронических финансовых проблем. Сам Бейтс (профессиональный футбольный управленец) купил его у предыдущего владельца Брайана Мирза за символический 1 фунт. На тот момент у «Челси» были долги в несколько миллионов фунтов — по тем временам огромные деньги, клубу даже запретили регистрировать футболистов. Мирз погорел на том, что решил перестроить «Стэмфорд Бридж», сделав арену первым полностью сидячим стадионом в стране. Но результаты рухнули, а футбольный хулиганизм процветал. Зрителей становилось все меньше, тем более команда играла во втором дивизионе.

Бейтс вернул команду в элиту, но мало что изменил в восприятии «Челси». Лучшим результатом стало третье место в сезоне 1998/99. Неплохие футболисты вроде Джанфранко Дзолы, Марселя Десайи и Густаво Пойета, играющий тренер Джанлука Виалли — пожалуй, это был единственный состав в промежутке между титулом-1955 и эрой Абрамовича, который мог сражаться за чемпионство.

 

Хитрый лис Бейтс поучаствовал в создании премьер-лиги, попробовал поднять результаты массовым завозом легионеров, но постепенно понял, что ничего особенного у него не получится. Интерес со стороны Абрамовича оказался его счастливым билетом: у «Челси» было почти £100 млн долгов, по меркам 15-летней давности — серьезная сумма. Но российский бизнесмен решил эти проблемы, а заодно заплатил порядка £140 млн за сам клуб. Плюс выделил еще £120 млн на подписание 14 новых игроков!

Выход на новый уровень

«Челси» стал радикально другим. Клуб преобразился сам и преобразил лигу. C 1993-го по 2003-й титул в ней выигрывали только три команды — шальной «Блэкберн» в 1995-м, «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед». «Челси» стал третьей силой, причем силой очень мощной.

 

Один за одним на «Стэмфорд Бридж» появились топ-футболисты. А затем — и топ-тренер Жозе Моуринью, сменивший Клаудио Раньери в 2004-м. Что бы ни говорил португалец, именно карьерный отрезок в «Челси» сделал его по-настоящему особенными. До Абрамовича связываться с «Челси» хотел далеко не каждый игрок. После — мечтали или хотя бы рассматривали возможность почти все.

О Романе Аркадьевиче, который только начинал руководить клубом, ходило немало разговоров: мол, в футболе он не вполне разбирается и просто швыряет деньги на ветер. Однако результаты говорят об обратном: Абрамовичу потребовалось лишь два сезона, чтобы стать чемпионом Англии.

Фрэнк Лэмпард, Джон Терри, Джо Коул, Дидье Дрогба, Петр Чех, Михаэль Баллак, Майкл Эссьен, Арьен Роббен, Хуан Себастьян Верон, Эрнан Креспо — составу «Челси» справедливо завидовали многие. Ведь даже провалы у Абрамовича выглядели так, как мечты других. Взять хотя бы трансфер обладателя «Золотого мяча» лучшему футболисту Европы Андрея Шевченко, для которого переезд в Лондон стал началом конца. Ну и 14 тренерских отставок за 15 лет — это тоже многовато.

 

И тем не менее нельзя отрицать: Абрамович в спортивном плане преуспел. За 15 «его» лет «Челси» выиграл Премьер-лигу 5 раз. У «Манчестер Юнайтед» — столько же побед. У «Манчестер Сити» — 3, по одной — у «Арсенала» и «Лестера». Даже притом что с каждым годом конкуренция в лиге только возрастает, «Челси» удается справляться. Именно команда Абрамовича — самый титулованный английский клуб за это пятнадцатилетие (17 трофеев).

Долгожданная победа в Лиге чемпионов (а ведь был еще проигранный в Москве по пенальти финал-2008) — самое мощное доказательство силы клуба.

Мировой бренд

За эти 15 лет поменялся и управленческий стиль Абрамовича. Стартовая пятилетка прошла под знаком больших денег. У «Челси» был стойкий имидж клуба, который готов платить сколько угодно. Над такой расточительностью нередко посмеивались.

Но со временем клуб серьезно оптимизировал траты на трансферном рынке. Два последних титула можно назвать вполне бюджетными. «Челси» забросил поголовную скупку сложившихся звезд и стал больше внимания уделять молодым. Правда, не всегда они приживаются: удивительно, но три суперзвезды премьер-лиги сезона 2017/18 — Мохамед Салах, Кевин Де Брюйне и Ромелу Лукаку — в свое время не заиграли в «Челси».

Тем не менее количество титулов убеждает: клуб Абрамовича гораздо чаще попадает, нежели промахивается. Победы позволили «Челси» мгновенно по футбольным меркам стать глобальным брендом, обойдя исторически сильные клубы. По данным масштабного исследования, проведенного в 2015 году твиттером, «Челси» — с запасом самый популярный клуб премьер-лиги на таких важных рынках, как бразильский, мексиканский, турецкий, испанский. Оказалось, именно за «синих», а вовсе не за «Манчестер Юнайтед», болеют в Южной Америке и почти во всех странах латинского перешейка. «Челси» — номер один из английских клубов в Саудовской Аравии, Казахстане, Камеруне, Гане, Италии, Бельгии, Чехии, Словакии, Румынии. Кстати, по цифрам того же исследования, именно клуб Абрамовича — самый популярный клуб английской премьер-лиги в России (следом – «Арсенал»).

 

«Челси» справился с задачей, которая оказалась не под силу, например, «Аяксу», «Бенфике» или «Андерлехту» — заслуженным, но забытым героям Европы. А ведь сейчас именно глобальный аспект — один из главных драйверов роста прибыли. Маечный и рукавный спонсор клуба прямо сейчас — японская фирма Yokohama Tires. В Японии «Челси» — в тройке по популярности. В этом помогают не только победы, но и регулярные предсезонные туры по Азии.

Инфраструктурные изменения

В 2007-м клуб открыл один из лучших в мире тренировочных центров. 30 футбольных полей, сверхсовременный тренажерный зал, медцентр, жилые корпуса для первой команды, женской команды, клубной академии — и все это в одном месте в Кобэме. Молодежь имеет возможность ежедневно следить за работой суперзвезд и вдохновляться. Клубная академия также перешла на новый уровень результатов — первые воспитанники вроде 22-летнего Рубена Лофтуса-Чика, который приехал со сборной Англии на чемпионат мира, уже стучатся в основу. В будущем это позволит сократить траты на трансферы.

Кроме того, «Челси» уже несколько лет активно прорабатывает варианты расширения и обновления «Стэмфорд Бридж», что позволит зарабатывать еще больше. Правда, пока реализация проекта отложена.

Финансовый успех

В 2003-м году «Челси» заработал €134 млн. В 2017-м доход клуба составил €428 млн. И эти цифры отражают не только естественную инфляцию в футбольном мире, но и системную работу. В течение всей эры Абрамовича «Челси» стабильно попадает в топ-10 самых зарабатывающих клубов Европы. Озвученная цель руководства — удвоить доходы в ближайшие десять лет благодаря более успешному коммерческому использованию бренда. Частью этой стратегии был разрыв контракта с Adidas и подписание соглашения с Nike.

 

Потрачено в эру Абрамовича тоже немало. По информации The Guardian, общий долг клуба своему владельцу составляет £1,17 млрд. При этом «Челси» с сезона 2011/12, когда команда победила в Лиге чемпионов, сводит баланс требований финансового fair play.

Но, как изначально говорил Абрамович, «Челси» куплен не для зарабатывания денег, а для радости. И радость эта взаимна. Баннер Roman Empire на каждом домашнем матче команды подчеркивает: в отличие от других иностранных владельцев, фанаты «синих» российского инвестора приняли, как родного. Что объяснимо: именно он добавил клубу приставку «супер».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+