На прошлой неделе 87-летний миллиардер-финансист Джордж Сорос (№190 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $8 млрд) заявил, что мир стоит на пороге нового финансового кризиса, который особенно сильно ударит по Европе. «Все, что могло пойти не так, пошло не так», — сказал он. По мнению Сороса, ЕС находится в «экзистенциальной опасности»: «У евро есть много нерешенных проблем, и им [европейским политикам] нельзя позволить разрушить Европейский союз».
Слова о том, что политика жесткой экономии и миграционные проблемы привели к власти популистов, прозвучали убедительно на фоне разворачивающегося кризиса в Италии. Впрочем, Сорос уже несколько лет говорит о надвигающемся кризисе. Он давно критикует политику Евросоюза, особенно монетарную: в 2011 году Сорос бил тревогу из-за ситуации с долгами Греции, в 2012 году предрекал развал еврозоны, в 2016 году сказал, что Brexit «развязал кризис на финансовых рынках, по тяжести сопоставимый с кризисом 2007-2008 годов». В этот раз Сорос еще и упомянул о срыве ядерной сделки с Ираном и разрушении «трансатлантического альянса ЕС и США».
Окажется ли Сорос прав? СЕО Morgan Stanley Джеймс Горман назвал предсказание миллиардера нелепым. Зампред Банка России Ксения Юдаева тоже считает, что мировой кризис нам не грозит: хотя глобальный рынок и стал более волатильным, страны уделяют много внимания регулированию и повышению устойчивости финансовых институтов. У каждого свое мнение: можно соглашаться с Соросом, можно с ним спорить. Но вспоминаются слова самого инвестора-миллиардера: «Абсолютно неважно, прав ты или не прав; важно лишь то, сколько денег ты зарабатываешь, когда прав, и сколько денег ты теряешь, когда ошибаешься». На рынке может произойти все что угодно. Никто не может со стопроцентной точностью предсказать развитие событий. Работая на финансовых рынках, а особенно на таких волатильных рынках, как сейчас, самое важное — быть внимательным и вовремя осознать свои ошибки.
Что происходит сегодня в мире? Популистские высказывания и действия политиков расшатывают финансовую систему. В центре внимания — Дональд Трамп, шаги которого многим непонятны и кажутся импульсивными или даже хаотичными. На мой взгляд, его поступки схожи с действиями трейдера, который пытается взять ставку: он пробует, прощупывает, если не получается — отступает, фиксирует небольшой убыток и меняет направление, а если «позиция растет» — то идет дальше.
Насколько оправданны такие резкие и быстрые действия со стороны президента страны с крупнейшей экономикой в мире? Трейдер может легко продать акцию, а затем ее купить, а отношения между странами и экономические связи выстраиваются годами, если не десятилетиями. Согласитесь, если вы пытаетесь обернуть огромные суммы мгновенно, то можно расшатать всю систему и обрушить рынок. На мой взгляд, именно это сейчас и происходит, и, наверное, об этом, в частности, говорит Сорос.
Все трейдеры и управляющие, с которыми мне довелось общаться в последнее время, говорят, что с приходом к власти Трампа они чувствуют значительную усталость. Движения на рынке стали настолько резкими, что игроки боятся уходить в нормальный отпуск. Недавнее внесение UC Rusal в SDN-лист привело к падению бумаг компании в два раза на Гонконгской бирже в течение одного дня. И это касается не только России. Действия Трампа будоражат все рынки. Другой пример: три дня подряд Трамп атаковал в своем Twitter компанию Amazon, что вызывало резкие колебания ее акций. Критика отдельных компаний, санкции, пошлины, торговые войны, срывы сделок — все это давит на мировой финансовый рынок. Неясно, сколько сможет существовать финансовый мир в таком ритме.
Год начался ростом на американском рынке акций, который в феврале сменился мощной коррекцией; параллельно с этим мы увидели рост доходности казначейских облигаций и распродажу на долговом рынке, сейчас доходность US Treasuries снова опустилась ниже 3% сразу из-за нескольких событий. Во-первых, инвесторов успокоило, что члены ФРС допускают возможность незначительного превышения уровня инфляции цели в 2% и не спешат более резко повышать процентную ставку. Во-вторых, участники рынка отреагировали на политический кризис в Италии уходом из риска в надежные долговые обязательства США. Когда в ночь с четверга на пятницу острая фаза кризиса в Италии миновала, доходности US Treasuries снова стали расти. Россия не страдает болезнями большинства развивающихся стран — высокий долг в долларах, ухудшение торгового баланса и значительный бюджетный дефицит, но у нее свой недуг — санкции.
Наверное, сейчас инвесторам стоит внимательно следить за кривой доходности US Treasuries — точнее, за спредом между 30-летними и 10-летными бумагами, величина которого приближается к своим минимумам с 2007 года, но пока остается положительной. Этот спред становится отрицательным в преддверии каждой рецессии на протяжении последних 40 лет. Пожалуй, это один из самых надежных индикаторов приближающегося кризиса (хотя, конечно, абсолютно надежных индикаторов не существует).