К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Тракториста только не трогай». Владимир Лисин пожаловался Путину на проблемы бизнеса

Владимир Лисин Фото Олега Королева для Forbes
Владимир Лисин Фото Олега Королева для Forbes
Владимир Лисин рассказал Владимиру Путину анекдот и поделился мыслями о том, как вернуть инвестиции в промышленность

В эту пятницу зал «Бальный» московского «Ритц-Карлтон» был под завязку забит бизнесменами из списка Forbes и высокопоставленными чиновниками. Влиятельная публика внимала словам Владимира Путина, который традиционно сетовал на санкции, обещал улучшить деловой климат и в итоге призвал бизнес высказаться.

Самым ярким оказалось выступление миллиардера Владимира Лисина. Во время его речи зал несколько раз взрывался смехом, а за рассказанный анекдот его пожурил Путин. Впрочем, металлург не только шутил, но и делился проблемами бизнеса.

Кузнец и тракторист

«Колхоз, идет собрание. Встает председатель и говорит: «У нас проблемы — посевная на носу, а кузнец запил. Надо что-то сделать» — начал Лисин анекдот с молчаливого согласия аудитории. Предложения лечить кузнеца, лишить его квартальной премии, побить и даже изнасиловать председатель колхоза в пересказе миллиардера отверг: кузнец один и просто сбежит. Тогда один из колхозников предложил изнасиловать тракториста: «У нас их двое!» Зал рассмеялся, а президент пожурил Лисина: «Ну сказал бы доярку хотя бы!».

 

Как оказалось, анекдот должен был проиллюстрировать коллизию с господдержкой речного судоходства. Госсовет с участием президента поддержал развитие речного транспорта в качестве альтернативы железнодорожным перевозкам, были выделены субсидии на приобретение судов, перечислял Лисин. Речной дивизион есть и в его транспортном холдинге UCLH. По словам миллиардера, по программе было построено больше ста судов. Но с 2016 года РЖД стали вводить скидки на транспортировку нефтепродуктов. Демпинг госкомпании привел к тому, что речной флот недополучил $2млрд.

«Зачем мы инвестировали во всю эту тематику? Ну это же кузнец номер два!» — сокрушался Лисин. Президент сравнение оценил, но все-таки попросил: «Тракториста только не трогай!»

Варварские надбавки и регулирование

«ДПМ-ами вы нас замучили дальше некуда», — возмущался Владимир Лисин. ДПМ — программа по модернизации тепловых электростанций, была запущена в середине 2000-х и финансируется за счет надбавки к энерготарифу, которую платят промышленники. Ограничить рост тарифа уровнем инфляции — правильное решение, одобрил Лисин. Но из-за проектов ДПМ в атомной и возобновляемой энергетике тариф увеличится, и его рост в несколько раз превысит инфляцию, беспокоился миллиардер: «Реконструкция конечно должна быть, но уж не таким варварским способом!»

 

Еще одна проблема, по словам Лисина, избыточное регулирование. В пример он привел процесс строительства. При проектировании неизбежно возникают поправки в проект, напоминал он аудитории: электропроводка, освещение, коммуникации, вода, газ, оборудование. «Теперь придумали новую вещь – нужно каждый раз это переутверждать на стадии строительства, получать новое разрешение», — негодовал металлург.

В итоге время строительства увеличивается на 200 дней. По словам миллиардера, если «ровно пять лет назад» на 100 млрд рублей инвестиций приходилось около 40 млрд «за все эти регуляторные, надбавочные вещи», то сейчас — 54 млрд рублей. «Конечно, конкурентоспособность промышленности в данном случае будет падать», — признавал Лисин.

Точечные налоги

«Прямая налоговая нагрузка стабильная, обижаться нам не на что», — заверял Лисин. Правда быстро оказалось, что и здесь у бизнеса есть претензии. В качестве примера миллиардер привел налог на движимое имущество. В 2013 году он был отменен, но в 2016 году восстановлен. «И как принимать инвестиционные решения, когда мы понимаем, что ее [льготу – Forbes] можно менять каждые полтора-два года», — спрашивал Лисин.

 

Еще одна проблема, по мнению Лисина — ускоренный возврат НДС. Власти, по словам миллиардера, до сих пор не могут определиться, какие отрасли могут воспользоваться льготным режимом: «Второй год бегаем с бумагами из ведомства в ведомство!». Сам Лисин считает, что ускоренный возврат НДС должен быть доступен любому сектору, в том числе «сырьевикам». Вопреки обещаниям растет и неналоговая нагрузка, сетовал миллиардер.

Впрочем, от «точечных» настроек Лисин призвал переходить к «общестрановым». Сейчас обсуждается снижение налога на прибыль в Австралии и Великобритании, напомнил миллиардер. «Мы уж не требуем снижения», — быстро оговорился выступающий. Но на определенные преференции бизнес все же рассчитывает, признал Лисин: «В конце концов это инвестиционный климат».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+