Роскошь Пугачева: что скрывается в его новозеландских трастах
В июле 2013 года граф Николай Толстой, дальний потомок писателя Льва Толстого, вместе с супругой стоял у ворот французского шато бывшего владельца и главы Межпромбанка Сергея Пугачева. Аристократическая чета прибыла в Ниццу из поместья в Оксфордшире на юге Англии, чтобы отметить 40-летие своей дочери Александры, гражданской жены Пугачева. Но вечеринка не состоялась — бывший миллиардер поссорился с возлюбленной, отменил празднование и отказался пускать гостей в свою резиденцию. Толстому удалось переговорить с Пугачевым по телефону: возмущенный граф хотел знать о финансовом будущем дочери. Пугачев заверил его, что все в порядке. К тому моменту он уже передал часть своих активов в зарегистрированный в Новой Зеландии дискреционный траст, среди бенефициаров которого значились Толстая и ее дети — Алексис, Иван и Мария, — а также сыновья Пугачева от официального брака Александр и Виктор. После скандала в Ницце были зарегистрированы еще четыре аналогичных траста. Совокупные активы всей пятерки превышали $95 млн.
Одиннадцатого октября 2017 года Высокий суд Лондона признал Пугачева конечным бенефициаром всех пяти трастов. По мнению судьи, «суть трастов состояла в том, чтобы скрывать контроль над своими активами, а не уступить их кому-то другому». Не повлияло на решение суда и то, что существенную часть денег в трасты перевел сын Пугачева Владимир. Судья отметил, что у Владимира были плохие отношения с Александрой Толстой, и не нашел оснований, по которым он захотел бы поделиться с возлюбленной отца своим состоянием. Решение суда стало большой победой для Агентства по страхованию вкладов, которое с 2014 года охотится за активами Пугачева по всему миру, имея решение российского суда о привлечении экс-миллиардера к субсидиарной ответственности на 75,6 млрд рублей по обязательствам обанкротившегося Межпромбанка.
Forbes ознакомился с решением Лондонского суда и выяснил историю активов, на которые претендует АСВ.
Жизнь в России
В 2010 году графиня Толстая принимала журнал Tatler в загородном доме Пугачева в поселке «Горки-10» и рассказывала, что за декор двухэтажного особняка отвечало всемирно известное английское агентство Collefax and Flower. В 2013 году, когда Пугачев уже покинул Россию, его подмосковная усадьба была передана в новозеландский траст Green Residence. В сентябре 2017 года по иску АСВ на это имущество был наложен обеспечительный арест. Согласно данным Росреестра, речь идет о земельном участке с озером и двумя жилыми домами, расположенном с противоположной стороны Рублево-Успенского шоссе от так называемой дачи Максима Горького.
Банкир переехал сюда в 2005 году из соседнего Успенского. Тогда же его Объединенная промышленная корпорация (ОПК) купила огромную территорию расположенного рядом Московского конного завода №1. Корпорация планировала возвести вдоль Москвы-реки и Рублевки порядка 1 млн кв. м нового жилья, но в кризис не смогла расплатиться по кредиту ВТБ на $2,4 млрд. В итоге 1200 га земли отошли банку.
Отдых на Карибах
В 1493 году во время первой экспедиции Христофор Колумб решил назвать один из открытых островов в честь брата Бартоломео. Через пять веков землю на Сент-Барте купил Дэвид Рокфеллер, и остров стал местом притяжения для участников списка Forbes — в том числе из России. Кроме Романа Абрамовича и Рустама Тарико на отдых здесь останавливалась и пара Пугачев-Толстая. В мае 2010 года бизнесмен купил на севере Сент-Барта виллу Sand Club за $40 млн. Из этой суммы, как говорится в решении суда, $31,2 млн поступили от кипрской Safelight Enterprises. Именно эта компания, один из директоров которой — Александр Пугачев, как считается, была использована для вывода из Межпромбанка около 28,9 млрд рублей в 2008-2009 годах. В августе 2013 года Пугачев по дарственной передал Sand Club компании Finetree, попечителю траста Rivera Residence.
Когда Толстая с детьми останавливалась в Sand Club, ей на проживание осуществлялись выплаты в несколько десятков тысяч фунтов стерлингов от компании Sibarth, управляющей виллой. Средства формировались за счет сдачи Sand Club в аренду, из всех активов в трастах Пугачева, только эта вилла генерировала доход. Одна ночь на вилле с шестью спальнями стоит от $8000. По данным АСВ, представленным на суде, в 2013-2015 годах Sand Club получила доход в $2,9 млн.
Помимо виллы на Сент-Барте в траст Rivera Residence было передано еще несколько активов Пугачева: пустой (как утверждается в решении суда) часовой завод в Швейцарии, компания Hediard Monaco и 35% компании Eleven Street Association. Все эти активы связаны с инвестициями, которые Пугачев делал до краха своей бизнес-империи. Например, в 2000 году он организовал выпуск элитных часов марки Blu, а в 2006 году выкупил права на российский часовой бренд «Полет». Владельцем обеих марок в итоге оказалась швейцарская фирма Poljot International SA, которую возглавил Александр Пугачев.
Hediard Monaco, как говорится в судебном решении, не ведет реального бизнеса, однако одноименный французский бакалейный дом с 300 гастрономических бутиков в Европе Пугачев приобрел в 2007 году. Предположительно в 2014 году Пугачев продал Hediard, а доход от сделки (£4,75 млн) поступили на счета компании Luxury Consulting, что наряду с бегством экс-банкира из Лондона во Францию летом 2015 года стало основанием для обвинения его в неуважении к английскому суду.
Наконец, Eleven Street Association — компания, 50% которой Пугачев приобрел в 2009 году за $850 000. Ей принадлежала штаб-квартира Biopure, производителя препаратов, улучшающих доступ кислорода в ткани тела. Еще $4 млн Пугачев заплатил за саму Biopure, находившуюся в стадии банкротства. Фармкомпания в итоге возобновила деятельность, а Eleven Street Association до сих пор принадлежит здание в Кэмбридже, штат Массачусетс, на главном входе которого красуется надпись OPK-Biotech (подразделение ОПК).
Драма в Лондоне
Навсегда Пугачев покинул Россию в начале 2011 года. К тому времени он владел особняком на улице Glebe Place рядом с Темзой в лондонском районе Челси, позже выкупил соседнее здание. Как говорится в решении суда, на покупку обоих особняков было потрачено около £8,3 млн, которые Пугачев и его сын Виктор в 2010-2011 годах предоставили в виде кредита компании Redflame, зарегистрированной на острове Мэн. Сегодня этой компанией владеет новозеландский траст Kea Three.
Осенью 2011 года коллекция недвижимости Пугачева пополнилась особо ценным экспонатом. На противоположном берегу Темзы он купил поместье Old Battersea. Особняк XVII века российский бизнесмен купил за £12 млн у семьи Форбс, наследников основателя журнала Forbes. Имение, где в разное время останавливались 40-й президент США Рональд Рейган, «железная леди» Маргарет Тэтчер и актриса Элизабет Тейлор, передали в траст London Residence. Пугачев и Толстая решили его отремонтировать, как полагает лондонский суд, на эти цели Виктор Пугачев перевел в траст $8,8 млн.
Между тем по мере того, как росли проблемы Пугачева в России, портились его отношения с Толстой. В марте 2012 года, пока графиня, беременная третьим ребенком, жила у родителей в Оксфордшире, Пугачев даже сменил замки в особняке на Glebe Place. Несмотря на ссоры, пара в 2013 году решила приобрести еще одно поместье. Им должен был стать построенный в XVII веке особняк Dove House в графстве Уилтшир на юге Англии. В декабре 2013 года Виктор Пугачев передал в траст Wiltshire Residence $4,5 млн. Однако особняк так и не был куплен.
Не получилось в итоге отремонтировать и Old Battersea. В апреле 2017 года особняк был выставлен на продажу. Ранее, в марте, АСВ продало за £1,6 млн поместье Lower Venn Farm XVIII века в графстве Херефордшир. Его Пугачев приобрел в 2010 году, но с тех пор так и не передал ни в один из своих трастов.
Если АСВ после решения Высокого суда получит доступ к активам в новозеландских трастах и начнет их продавать, Александра Толстая может оказаться без средств к существованию. С Пугачевым графиня рассталась и в 2016 году подала на алименты в семейный суд в Лондоне. Как рассказывала Толстая в интервью LÓfficel, суд присудил ей внушительные алименты, которые Пугачев не выплачивает, поэтому раз в месяц графине поступает компенсация из семейных трастов.
Сам Пугачев уже поспешил назвать решение Высокого суда абсурдным. Его пресс-служба указала, что решения о новозеландских трастах должны были приниматься новозеландским судом, а сам Пугачев — гражданин Франции и не подпадает по юрисдикцию английского суда.